Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение человеческого капитала как главного фактора экономического роста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «человеческий капитал
2. Охарактеризовать структуру и стоимость человеческого капитала
3. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
4. Выявить основные проблемы развития человеческого капитала
В то же время, например, в криминализированной и коррумпированной стране человеческий капитал не может функционировать эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный человеческий капитал, обеспеченный за счет его притока. Он или деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было, в том числе с иностранными и прочими советниками, приведшими Россию к дефолту, или «работает» неэффективно. Любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы.
Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:
Рисунок 5 – Виды инвестиций в человеческий капитал
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.
Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальные инвестиции - это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства.
При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается или посредством увеличения производительности труда, или посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.
В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а значит, и время функционирования человеческого капитала.
2. Человеческий капитал как фактор экономического роста
С позиций экономической науки проблема «человеческого капитала» как фактора экономического роста предприятия выдвигает производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Творческие силы человека, его знания и навыки нуждаются в количественном и качественном измерении.
Современная мировая экономика отличается изменением экономической парадигмы. Разница между экономикой ХХ и ХХI веков, а также типом экономического мышления заключается в том, что при технократическом подходе (ХХ в.) в качестве основы и определяющего элемента экономического потенциала предприятия выступала материально-техническая база производства. На этом основании базировалась система анализа воспроизводственных процессов, хозяйственная эффективность предприятий, критерием которой выступали объемы отдачи элементов производства.
В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным, качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.
Человеческие возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследование человека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощи которых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будет актуально в мировой научной мысли.
Очевидно, что экономика функционирует на одной и той же группе факторов; однако в настоящее время главным фактором производства выдвинуты знания человека.
Перспективы экономического развития регионов Российской Федерации должны быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам - центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования к обучению. Ключевая роль знаний и компетенций в обеспечении экономического роста получила широкое признание экономистов и политиков. Чтобы обеспечить опережающее развитие человеческого капитала в соответствии с современными реалиями, необходимо отказаться от пассивной политики. Необходима стратегия развития, опирающаяся на модель социального рыночного хозяйства. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития общества, создали (прежде всего, в развитых странах) более благоприятные условия для реализации творческих возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни.
В настоящее время конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества.
В России человеческому капиталу как фактору инновационного развития необходимо уделять большее внимание. Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое развитие общества, основой которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность экономической системы.
Необходимость формирования национальной инновационной системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем, имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого потенциала как ключевого элемента национального богатства, качество которого во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России.
Оценки экспертов говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к росту производительности труда на 3,81%. Это предполагает, что число лет обучения рабочей силы должно вырасти в среднем всего на полтора месяца. Это вполне посильная задача при соответствующей мотивации и возможности доступа к образованию. Высокий уровень национального богатства в передовых странах обусловлен, в первую очередь адекватным развитием человеческого капитала при низком уровне обеспеченности природными ресурсами, что определяет основное направление развития и критериальные подходы к оценке его эффективности. В этой связи меняются приоритеты в экономической и социальной политике. Если в краткосрочной перспективе социальные цели, эффективность, потребление и накопление находятся в определенном противоречии, то с позиций долгосрочной стратегии расходы на социальное развитие рассматриваются как высокоэффективные вложения в человеческий капитал, являющийся одним из ведущих факторов роста производства. Определение оптимальных соотношений расходов по этим направлениям одна из наиболее сложных и приоритетных проблем управления социально-экономическим развитием. Вместе с тем примечательно, что страны «семерки» превышают по величине человеческого потенциала аналогичные показатели в России в 1,4 раза (образовательный уровень в России примерно на уровне развитых стран), в то время как по накопленным воспроизводимым ресурсам (производственные и непроизводственные фонды и др.) в расчете на человека в 1,75 раза. Экономическое превосходство развитых стран базируется, таким образом, в большей мере на использовании результатов творческой деятельности человека в производстве, на объеме и качестве воспроизводимых ресурсов, чем на величине человеческого капитала самого по себе. Задача индустриализации с повестки дня не снимается. Развитые страны продолжают наращивать промышленное производство, существенно модифицируя его под воздействием новых реалий.
Оно является и базой, и условием развития человеческого капитала, который не оттесняет на второй план основной капитал, они не противостоят, а, взаимодействуя, дополняют друг друга. Прогресс общественного развития, который выражается в формировании информационно-индустриального общества, является синтезом этого взаимодействия. Между индустриальным и постиндустриальным обществом нет четкой границы, одно постепенно перерастает в другое.
Прогноз воспроизводства человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии. Процессы его воспроизводства в ближайшие десятилетия будут иметь для российской экономики существенное, а может быть, и решающее значение. Среднесрочный прогноз в этой области должен стать составной частью разработки экономической стратегии страны. При этом решающую роль должны сыграть не только рутинные расчеты прогнозных количественных значений материально-вещественных или финансовых показателей, сколько точность и глубина оценок предстоящих качественных изменений, в частности, динамики развития процессов в социально-трудовой сфере.
Уровень социально-экономического развития России позволяет разрешить задачи развития общества, наращивания интеллектуального потенциала, модернизации экономики, достижения высокого технологического уровня производства, повышения на основе обновленной производственной базы и социальной ориентации экономики качества жизни, продвижения по пути формирования информационно-индустриального общества. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме интеллектуального капитала.
Другой проблемой экономики современной России является значительная изношенность основного капитала, отсутствие источников и резервов его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается большинством экономистов как наиболее ценные производительные ресурсы по сравнению с капиталом материальным. Недоиспользование, разрушение накопленного человеческого капитала, отсутствие новых направлений его развития создают серьезные опасения, что российская экономика может утратить один из перспективнейших источников экономического прогресса.
Практика побуждает переоценивать и корректировать многие прежние подходы к формированию человеческого потенциала, своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе экономических преобразований. Решение практических вопросов невозможно без разработки научно-обоснованной концепции развития человеческого капитала. В рамках этой концепции важно, прежде всего, исследовать базу, глубинную основу его производства и воспроизводства. Такой объективной базой являются инвестиции. В этой связи изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблемам инвестирования в человеческий капитал является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом. Инвестиции в «человеческий капитал» должны увеличиваться быстрее, чем инвестиции в материально-вещественные элементы национального богатства. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки. Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала. К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».