Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение человеческого капитала как главного фактора экономического роста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «человеческий капитал
2. Охарактеризовать структуру и стоимость человеческого капитала
3. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
4. Выявить основные проблемы развития человеческого капитала
Инвестиции в человека становятся все более выгодной и приоритетной сферой государственных и частных вложений. В условиях формирования глобального общества, основанного на знаниях, национальный интеллектуальный капитал становится основой экономического благосостояния, фактором политической мощи государства, определяя его место в постоянно меняющемся мировом разделении труда.
Мир стремительно эволюционирует и в этом динамичном мире отставание равнозначно поражению. В этих условиях, стратегия инновационного развития для России оказывается безальтернативной: или наша страна совершает скачок в будущее, создав отечественный вариант общества знаний, или мы скатываемся в лагерь аутсайдеров.
Понятие «человеческого капитала» - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в современной России. Несмотря на трудности и препятствия, развитие человеческого капитала, в том числе его научно-технической составляющей, остается жизненно важным национальным приоритетом. Именно его развитие является реальной альтернативой сырьевой специализации страны со всеми отрицательными последствиями, включая возможность утраты Россией способности к исторической инициативе и статуса субъекта исторического процесса, а также опасность превращения страны в простой объект сырьевого дележа. Значительное число теоретических и эмпирических исследований указывают на то, что в экономиках богатых природными ресурсами возможно недоинвестирование в человеческий капитал по сравнению с экономиками бедными ресурсами. Один из аргументов в пользу данного предположения состоит в том, что ресурсоинтенсивные сектора экономики привлекают основную часть инвестиций в экономике, но не создают при этом высококвалифицированных рабочих мест. Это снижает стимулы, как частного, так и государственного секторов вкладывать средства в образование.
Одним из важнейших направлений повышения уровня развития человеческого капитала является переход на новые направления миграционной политики применительно к движению населения внутри страны. После завершения стрессовых миграций 1990-х годов территориальная зона притока значительно сократилась, в 2001-2007 годах она стала более тесно связанной с социально-экономическим состоянием регионов и центро-периферийными различиями. В целом, в период экономического роста миграции стали более четким индикатором социально-экономической привлекательности того или иного региона. Выбор мигрантов более тесно коррелирует с такими объективными критериями как уровень дохода и бедности в регионе, стоимость жизни, состояние рынка труда и качество социальной среды.
Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше. В среднесрочной перспективе необходимо изучение тенденций внутрироссийской миграции в рамках создаваемой системы мониторинга регионального развития с целью разработки и принятия системы мер, направленных на определение направлений основных миграционных потоков и устранение ограничений, препятствующих эффективному размещению трудовых ресурсов.
Вместе с тем, при создании концепции социально-экономического развития регионов России необходимо учитывать, что определяющим фактором динамизма современного общества все в большой мере становятся усиление социализации и гуманизации общественных отношений, превращение человека и его интеллекта в решающий фактор общественного прогресса. В современных условиях человеческий капитал является одним из основных ресурсов, необходимых для подъема экономики, фундаментом экономического роста за счет научно-технического прогресса. Новые теории устойчивого развития человечества и концепция национального богатства, предлагаемая специалистами ООН, базируются на признании человека движущей силой общественного развития за счет накопления и использования производительных сил и знаний, передающихся от поколения к поколению. Мировой экономической наукой доказана необходимость и высокая эффективность вложений в человека. Понятие «человеческий капитал» не имеет однозначной трактовки и отражает производительные способности человека. К человеческому капиталу относятся: накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы на рынке труда (навыки, квалификация, профессиональный опыт), воплощенные в индивидах и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Основными способами увеличения запасов человеческого капитала является формальное образование и накопление практического опыта.
Наиболее полным является объединение и расширение указанных подходов, позволяющее сформулировать агрегированное определение понятия человеческий капитал - это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных индивидом или коалицией индивидов способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов.
Человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Таким образом, человеческий капитал в современных экономических системах является необходимым самостоятельным ресурсом и имеет важное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Разработка доктрины развития человеческого капитала, как основного фактора прогресса общества - требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей - образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. - будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
В период радикальных экономических реформ в России резко обесценились знания, опыт и навыки, полученные людьми в системе советского образования и в процессе производственной деятельности в советской же системе хозяйствования. Рынок труда предъявил новые требования к качеству рабочей силы, и накопление человеческого капитала фактически началось тогда заново - если не «с нуля», то с довольно низкой отметки.
Представители первого потребуют значительных затрат на дополнительную переподготовку и формирование корпоративного человеческого капитала для повышения производительности труда и прибыльности фирмы. Представители второго - затрат на внутрикорпоративную социализацию, высокий уровень оплаты труда и дифференциации корпоративной стратегии стимулирования труда. При этом первая группа будет более значительна по следующим причинам:
- разрыв между средним доходом высших и низших 10% населения достигает по заработной плате 30 - 40 раз, а с добавлением так называемой скрытой заработной платы - 70 - 80 раз;
- свыше половины населения России не имеют квалификационного ресурса (образование + навыки) того объема, когда он начинает эффективно работать как ресурс, и лишь около 8% имеют рабочую силу того качества, которая позволяет рассматривать ее как потенциальный или реальный капитал;
- около 20% населения имеют нулевой показатель по шкале социального ресурса, то есть каждый пятый россиянин находится в состоянии абсолютного одиночества, исключен из числа, имеющих реальную и потенциальную поддержку и даже просто общение. Таким образом, пятая часть населения России подвержена значительной маргинализации, утрачивает свой социальный капитал как основу адаптации к изменяющимся внешним условиям, в том числе принятия каких бы ни было корпоративных ценностей и установок.
Таким образом, учитывая макроэкономические показатели воспроизводства общего человеческого капитала, можно говорить о том, что в массе своей работодатель будет вынужден подстраивать наемный персонал «под себя» и реализовывать программы сохранения и восполнения уже имеющегося корпоративного человеческого капитала.
Заключение
Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые этот термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики - экономики знаний.
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или другими словами, производительность труда рабочих.
Существуют три основных направления инвестиций в человека:
- на образование и профессиональную подготовку;
- на здравоохранение;
- на поиск информации и мобильные перемещения рабочей силы (миграция из мест с относительно низкой заработной платой в места с относительно высокой заработной платой).
Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.
Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.
Человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.
Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без использования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.
Список литературы
1. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики № 2/1999. - 343с.
2. Виноградский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2007.- 255с.