Человеческий капитал в системе общественного воспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

С давних пор люди пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, дать количественную оценку. Последние годы XX века люди, а не деньги, здания или техника — решающий отличительный признак успешного предприятия. По мере движения в новое тысячелетие и существования в условиях экономики, основанной на знаниях, становится невозможным отрицать, что именно люди — источник прибыли. Любое имущество организаций, кроме людей, бездеятельно, это пассивные ресурсы, требующие вмешательства человека для производства стоимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая любимой 1.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Все затраты в человеческий потенциал условно можно разделить по источникам финансирования:

    1. финансирование за счет средств федерального бюджета – это затраты на образование в учебных заведениях (школа, вузы и др.);
    2. финансирование за счет средств компании, сотрудником которой является конкретный человек (затраты на переподготовку, повышения квалификации, дополнительное обучение и др.);
    3. затраты складывающиеся за счет средств и времени конкретного человека. Самофинансирование или самообразование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала.

На каждом этапе экономическая эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой (2):

Э = (В - Вn) * Ц : З,                                                                                      (2)

где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на 1-м этапе;

Bn- выработка работника до обучения;

В- выработка работника после обучения;Ц- цена единицы продукции;

З- инвестиции в человеческий капитал.

Объективная и достоверная оценка человеческого капитала обречена на неудачу, поскольку на результаты деятельности человека оказывают влияние огромное количество разнообразных факторов, не поддающихся количественной оценке.

Необходимо признать, что данные модели рассматриваются в большей степени как качественные характеристики оценки человеческого капитала, они необходимы, но в большей степени предназначены для внутреннего менеджмента.

Глава 2. Роль и место человеческого капитала в системе общественного воспроизводства

  • 2.1 Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн

 

Главной причиной промышленной революции стало рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Капиталистическая конкуренция - стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах новые устройства, машины, оборудование.

Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У западной цивилизации он оказался много выше и производительнее по всем показателям. Но в первую очередь по качеству культуры, образования, определяемого инвестициями в него и достижениями науки. [15]

Не случайно первыми вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и другие. Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также - Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза по ВВП на душу населения. Образование, наука, культура, воспитание, здоровье, ментальность, креативность духа, помноженные на растущую экономическую свободу, стали главным конкурентными преимуществами Западной цивилизации [6].

Китай гораздо раньше европейцев совершил свои крупнейшие мировые открытия и инновации, а затем почти уснул в своем развитии на века и тысячелетия, просунувшись в последней четверти ХХ столетия.

Показательно влияние человеческого капитала на рост экономики на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии - 4.8, в США - 8.3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно, как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1.2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась готовой в XX-м столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.

Особое значение в процессах развития имели ментальность и культура народа - база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и культура - одни из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала - главного интенсивного фактора развития и генератора инноваций.

Академик Сергей Глазьев дал в своих работах классификацию технологических укладов экономики, приведенную в таблице 2. Каждый очередной уклад экономики был связан с соответствующим этапом развития человеческого капитала и с его новым высоким качеством. Прежде всего, в образовании, в науке и в инновациях. [15]

 

Таблица 1. Технологические уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева

1

2

3

4

5

Период доминирования ТУ

1770-1830

1830-1880

1880-1930

1930-1980

1980-2040 (?)

Лидеры ТУ

Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия

Те же + Германия и США

Те же

Те же + ЕС + Канада + СССР + Япония + Австралия

Те же (включая всю Европу) + Сингапур + Китай + Корея + Индия + Бразилия + Мексика + РФ(?)

Ядро ТУ

Текстиль, каналстрой, водян. и ветрян. двигатели,

чугун

Паровой двигатель, ж/д, машино- и пароходостроение,

станкоинструментальная пром., черная металлургия

уголь

Электротехника, тяжмаш, ЛЭП, неорганическая химия, авиа- и автостроение,

сталь

Авиа-, авто-, тракторостроение, цветмет, органическая химия, синтетический каучук

нефть

Электроника, робототехника, биотехнологии, лазерная и иная оптика, фототехника, дистанционное управление, космос.

газ

Ключевой фактор

развития

Текстильное машиностроение

Паровые двигатели, станки

Электродвигатель, сталь

Двигатель внутреннего сгорания, нефть

Биотехнологии, микроэлектроника, ядерная физика, вычислительная техника


 

В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70 % всех средств, а в физический капитал - только около 30 %. Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.

При низких уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и др.), корейцев подтверждают выводы о том, что фундаментом для формирования человеческого капитала является ментальность и культура основной массы населения этих стран. Трудолюбивые, законопослушные народы добиваются сравнительно быстрых успехов в развитии экономики. Причем, трудолюбие и уважительное отношение к семье и закону стоят на первом месте в этом процессе. [18]

В России в настоящее время представлены ТУ от первого до пятого. Но доминируют третий и четвертый ТУ, внося более 90% в ВВП.

Согласно концепции волн и циклов Николая Кондратьева, мир сейчас находится в начале зарождения шестого технологического уклада (в него входят нанотехнологии, клеточные технологии, методы генной инженерии и др.) в ведущих странах мира по научно-техническому развитию.

Инновационные волны и циклы носят сложный характер. Фактически это волны накопленных знаний. И их временная классификация относительна. Развитие человеческого общества осуществлялось через развитие главного субъекта процессов развития - образованных людей, профессионалов, элиту. И через формирование, совершенствование, рост и развитие интеллектуальных объектов развития, овеществленных в виде книг, патентов, лицензий, методов, способов, технологий, включая ИТ, и других хранителей и носителей накопленных знаний. [15]

 

  • 2.2 Человеческий капитал в настоящее время в мире

 

Анализ процессов смены технологических укладов экономики и типов обществ показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и развития являются главными факторами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества.

В настоящее время на базе теории и практики человеческий капитал формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории человеческого капитала, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах. [18]

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. [5]

В то же время, например, в криминализированной и коррумпированной стране человеческий капитал не может функционировать эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный человеческий капитал, обеспеченный за счет его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было в том числе с иностранными и прочими советниками, приведшими РФ к дефолту. Либо «работает» неэффективно.

Национальный человеческий капитал — человеческий капитал страны, являющийся составной частью её национального богатства. [8]

Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.

Национальный человеческий капитал составляет более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80 %— развитых стран мира. [17]

 

Глава 3. Проблемы формирования и использования человеческого капитала в условиях российской экономической системы

 

Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий капитал. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %. [17]

Главные причины торможения научно-технической и инновационной деятельности в России — низкое качество человеческого капитала и неблагоприятная, даже угнетающая среда для инновационной деятельности. России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.

Деградировали все составляющие человеческого капитала за последние 20 лет. И это существенно затрудняет развитие России и диверсификацию ее экономики, создание эффективных производств с высокой добавленной стоимостью. [18] Необходимо построить надежный фундамент для венчурного бизнеса и инновационной экономики. В качестве общего негативного фактора отмечена потеря стратегических целей у населения, депрессивный психологический фон и усиление стрессовых нагрузок.

Этому способствуют миграционные и демографические процессы. Согласно демографическим прогнозам, население России к 2050 г . сократится на 40 млн. человек. По информации Центра миграционных исследований, к 2020 г . трудоспособное население России сократится на 18–19 миллионов. Подобная демографическая ситуация вызвана, в первую очередь, сокращением совокупного капитала здоровья нации. [17] Долгое время расходы на здравоохранение в России составляли 3,1 – 3,5% национального дохода, тогда как в мире они находились на уровне 8%, а в развитых странах – 10%. Достижение объёма финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации в стране, является приоритетной задачей России. Как бы трудно ни было стране в условиях глубокого социально – экономического кризиса, надо понимать, что здравоохранение является такой стороной человеческого капитала, которая «не понимает» нехватку финансовых средств, «не терпит» не внимания к себе и «мстит» обществу за безответственное к себе отношение. [9]

Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала РФ, и способствуют усилению технологической зависимости России от иностранных государств. Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевно. Все эксперты фиксируют чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы. В России наблюдаются проявления кризиса системы профессионального и общего образования, что связано с затяжным кризисом. Вкладывая средства в образование рабочей силы, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Например, в США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая, что расходуется на образование 6–7% от ВВП, видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными. [17]

Информация о работе Человеческий капитал в системе общественного воспроизводства