Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:46, курсовая работа
Важная роль в механизме регулирования государства и в структуре рыночных отношении принадлежит финансам. Финансы являются составной частью рыночных отношений и главным инструментом реализации государственной политики. Поэтому знание природы финансов, особенностей их функционирования позволяет наиболее полно использовать их с целью эффективного развития экономики.
Финансовые ресурсы являются неотъемлемой частью любого государства, предприятия и даже в некоторой степени домашних хозяйств. Их необходимость обусловлена в первую очередь возможностью финансирования различных целевых программ. Например, государство через систему налогов формирует бюджет, т.е. мобилизует средства в целях их расходования на различные цели – социальные программы, развитие инфраструктуры, поддержка экономики и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
1. ПОНЯТИЕ ЧИСТОГО ДОХОДА, ФОРМЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ……………..5
1.1. Сущность чистого дохода………………………………………………………5
1.2. Формы выражения чистого дохода в современных условиях……………….7
2. ПРИБЫЛЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЧИСТОГО ДОХОДА……………11
2.1. Понятие прибыли и ее функции……………………………………………....11
2.2. Классификация видов прибыли………………………………………………15
3. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЧИСТОГО ДОХОДА…………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
- реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);
- личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др. [22, с. 166].
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.
По критерию субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:
- налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
- налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
- смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
В зависимости от органа, который устанавливает и конкретизирует налоги, различают республиканские налоги, региональные налоги.
По порядку введения налога выделяются налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются
законодательными актами страны и взимаются
на всей ее территории независимо от бюджета,
в который они поступают. Факультативные
налоги могут вводиться решениями органов
государственной власти областей, городов
и иных административно-
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают республиканские и местные налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые – местными органами власти и пополняют местные бюджеты.
В соответствии с целевой направленностью введения налога можно выделить налоги абстрактные и целевые.
В зависимости от характера использования налоги делятся на:
- общие (поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд);
- специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. Например, в Республике Беларусь таковым являлся чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который был отменен с 2010 г. в силу значительной обременительности для субъектов хозяйствования.
По срокам уплаты различают срочные и периодично-календарные налоги. В свою очередь периодично-календарные делятся на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные [22, с. 168].
Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К неналоговым доходам относятся доходы:
- за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
- по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
- дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
- части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
- арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;
- от реализации материальных и нематериальных активов;
- от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 7 Закона «О бюджете Республики Беларусь»);
- штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;
- прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь [23, с. 62].
При этом доходная часть бюджета формируется за счет множества источников, среди которых основное место принадлежит налоговым поступлениям.
Подводя итоги, отметим, что налоги являются основным источником финансовых ресурсов государства. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов, в местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений. Источником доходов могут быть также неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны. Он является важнейшим показателем активности экономической деятельности нации и основой личного дохода.
В ходе исследования были получены следующие выводы.
1. Национальный доход как основной источник формирования финансовых ресурсов представляет собой исчисленную в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять и как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.
2. Под чистым доходом
3. Часть чистого дохода предприятия, образующегося после вычета из него косвенных налогов и текущих затрат, называется прибылью. Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия. Она характеризует экономический эффект его работы и стимулирует ее, так как обеспечивает потребности в финансовых ресурсах самого предприятия.
4. Значение прибыли в системе национальной экономики обусловлено тем, что она является одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов, развития предприятия, удовлетворения интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. Особенностью прибыли в условиях рынка является не накопление ее в денежной форме, а инвестирование ее в производство, что способствует экономическому росту предприятия и повышению его конкурентоспособности.
5. Неналоговые доходы и обязательные платежи – платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Валовой национальный доход Беларуси в 1990-2011 гг.
Год |
Национальный доход, млрд. долл. |
Национальный доход на душу населения, долларов |
Доля в мировом национальном доходе, % |
Темп роста национального дохода, % |
1990 |
19 |
1852 |
0,86 |
- |
2000 |
10 |
994 |
0,31 |
83,3 |
2001 |
12 |
1199 |
0,37 |
120 |
2002 |
15 |
1506 |
0,45 |
125 |
2003 |
18 |
1815 |
0,48 |
120 |
2004 |
23 |
2330 |
0,54 |
127,8 |
2005 |
30 |
3053 |
0,65 |
130,4 |
2006 |
37 |
3784 |
0,74 |
123,3 |
2007 |
45 |
4626 |
0,8 |
121,6 |
2008 |
60 |
6198 |
0,98 |
133,3 |
2009 |
48 |
4981 |
0,83 |
80 |
2010 |
53 |
5524 |
0,84 |
110,4 |
2011 |
53 |
5545 |
0,75 |
100 |