Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"
Естественные монополии – состояние товарного рынка, при котором организация конкуренции экономики не эффективна или технологически не возможна, а производимая продукция не может быть заменена др.видами продукции. Реально в эту категорию попали такие отрасли как электроэнергетика (РАО ЕЭС России, газовая промышленность, Газпром, ж/д, нефтепроводы, Транснефть, МПС — министерство путей сообщения, система водоснабжения.
Разрешенные монополии — отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и Продажей этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликеро-водочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временные монополии — отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Методами государственного регулирования монополий в России являются:
- ценовое регулирование;
- создание конкурентных рынков по видам деятельности, не относящимся к естественно- монопольным;
- прекращение практики
- дальнейшая разработка нормативной базы, регулирующей отношения между участниками рынка;
- разграничение компетенции
между федеральными и
- определение особенностей дальнейшей приватизации;
- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям.
Антимонопольное регулирование - целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах законодательства, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Антимонопольное регулирование включает в себя:
- административный контроль монополизированных рынков, который объединяет различные способы воздействия на монополизированные производства (финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства, прямое расформирование предприятия, уличенного судом в систематическом использовании методов нечестной конкуренции);
- организационный механизм, который имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков и антимонопольное законодательство,
Не затрагивая монополию, как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. К ним можно отнести снижение таможенных пошлин, отмену количественных квот, эффективную корректную реструктуризацию предприятий - монополистов, поддержку малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизацию производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий.
5. Организации
коммерческой инфраструктуры
Основой управления компанией оптового рынка является некоммерческое партнерство (адм.торг.системы (АТС) опт.рынка)
Основные функции АТС:
В 2008 г. Было создано некоммерческое партнерство- «совет рынка», куда в качестве 100% дочерней организации вошло неком.партнерство АТС.
Участниками НП Совет Рынка выступают все участники оптового рынка, а именно поставщики электроэнергии, покупатели электроэнергии. (энергосбытовые компании ЭСК), крупные потребители, гарантирующие поставщики, основные инфраструктурные организации (ФСК (федеральная сетевая компания) и системный оператор).
Основные функции «Совета Рынка»:
6.Системный оператор как субъект технологической инфраструктуры рынка электроэнергии (мощности).
Технолоническая инфраструктура (системный оператор) – это интегрированная трехуровневая структура, которая отвечает за технологическое управление диспетчеризации, конкурентным рынком электроэнергии и управление рынками системных услуг.
1 уровень –центральное диспетчерское управление (ЦДУ) –обеспечивает управление режимами работы ЕЭС России, деятельности диспетчерских центров 2 уровня и организует совместную работу ЕЭС России с энергосистемами других государств.
Кроме того в задачи 2 уровня ЦДУ входят: методологическое правовое, экономическое обеспечение деятельности всей диспетчерской системы.
Второй уровень –объединение диспетчерского управления.(ОДУ)
Третий уровень – региональное диспетчерское управление (РДУ) –они отвечают за надежную работу локальных узлов нагрузок и выдачу мощности региональными энергостанциями.
7. Субъекты сетевой инфраструктуры рынка электроэнергии (мощности).
Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством. Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (цен) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической
энергии предоставляются
Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:
- величину максимальной
мощности энергопринимающих
- величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;
- ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя;
- обязательства сторон
по оборудованию точек
8. Генерирующие компании: виды, принципы формирования и функционирования.
Генерирующие компании:
Состав ОГК подобран таким образом, чтобы они имели сопоставимые стартовые условия на рынке по следующим критериям: по установленной мощности, по ст-ти активов, единой величине износа оборудования. Каждая ОГК объединяет станции находящиеся в различных регионах страны, благодаря чему сводится к min возможностям монопольных злоупотреблений.
9. Энергосбытовые
организации в
Гарантирующие поставщики (ГП) – компании в обязанность ко-ых входит заключение договора на поставку энергии с любым обратившимся к ней лицом. Их главная фу-ия – обслуживание потребителей, кот-ые по тем или иным причинам не выбрали для себя энергосбытовую компанию, а также «подхват» тех, потребителей для кот-ых не нашлось энергосбытовой компании.
Фу-ии энергосбытовых компаний:
Энергосбытовые компании разделены на 2 вида:
9. Структура НОРЭМ. Целевая модель рынка к 2011 году.
Запуск новой модели состоялся 1 сентября 2006г.
Новая модель оптового р-ка (НМОР) предполагает постепенную трансформацию регулир- го р-ка в систему регулируемых двусторонних договоров м/у покупателями и продавцами эл/эн-ии. И принудительное постепенное вытеснение потребителей с регулируемого р-ка ОР на конкурентный сектор.
НМ предполагает наличие 3-ёх секторов:
Особенность НМ состоит в том, что потребители эл/эн-ии могут быть одновременно участниками оптового и розничных рынков
Принципы формирования конкурентных розничных р-ков:
Рынок мощности. Основная предпосылка для формирования р-ка мощности – необходимость обеспечить достаточное кол-во генерирующих мощностей, с целью поддержания уровня надёжности энергоснабжения и покрытия уровня надёжности энергоснабжения и покрытия ожидаемого пиа потребления в энергосистеме, с учётом вероят-ти технич-их сбоев работы генерирующего оборудования.
В моделе р-ка мощности период длит-ти договора составит 10 лет. При этом отбор поставщиков по заявленным ценам мощности проводится системным оператором исходя из прогнозируемой мощности с учётом резерва.
Поставщик прошедший конкурентный отбор получает возможность выбора м/у тарифным вариантом с централизованной оплатой мощности по данным заявок и энергии по утверждённому тарифу.
10. Рынок мощности и системных услуг.
Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии. В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:
Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:
Информация о работе Шпаргалка на тему "Экономика энергетики"