Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике.
15) Колебания равновесного уровня
выпуска вокруг экономическогопотенциала.
Мультипликатор автономных расходов.
Рецессионный и инфляционный разрывы.
Равновесный уровень выпуска может колебаться
в соответствии с изменением величины
любого компонента совокупных расходов:
потребления, инвестиций, государственных
расходов или чистого экспорта. Приращение
любого компонента автономных расходов
вызывает несколько большее приращение
совокупного дохода DY благодаря эффекту
мультипликатора. Мультипликатор автономных
расходов - отношение изменения равновесного
ВНП к изменению любого компонента автономных
расходов. Мультипликатор показывает,
во сколько раз суммарный прирост (сокращение)
совокупного дохода превосходит первоначальный
прирост (сокращение) автономных расходов.
Cхема кругооборота "доходы-расходы": ∆Ca↑=> AD↑=> Y↑=> C↑=> AD↑=> Y↑
и т.д. Из этой простой схемы видно, что
совокупный доход Y многократно реагирует
на первоначальный импульс ЛСА Т, что и
отражается в величине мультипликатора
автономных расходов. Рецессионный разрыв
- величина, на которую должен возрасти
совокупный спрос (совокупные расходы),
чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного
уровня полной занятости. Чтобы преодолеть
рецессионный разрыв и обеспечить полную
занятость ресурсов, необходимо простимулировать
совокупный спрос и "переместить"
равновесие из точки А в точку В. Инфляционный
разрыв - величина, на которую должен сократиться
совокупный спрос (совокупные расходы),
чтобы снизить равновесный ВНП до не инфляционного
уровня полной занятости. Преодоление
инфляционного разрыва предполагает сдерживание
совокупного спроса и "перемещение"
равновесия из точки А в точку В (полная
занятость ресурсов).
16) Парадокс бережливости. Взаимосвязь
модели AD-AS и Кейнсианского креста.
Парадокс бережливости— парадокс в экономической
науке, описанный американскими экономистами
Уоддилом Кетчингсом и Уильямом Фостером.
Парадокс формулируется следующим образом:
«Чем больше мы откладываем на черный
день, тем быстрее он наступит». Если во
время экономического спада все начнут
экономить, то совокупный спрос уменьшится,
что повлечет за собой уменьшение зарплат
и, как следствие, уменьшение сбережений.
То есть можно утверждать, что когда все
экономят, то это неизбежно должно привести
к уменьшению совокупного спроса и замедлению
экономического роста.
Рост сбережений может оказать на экономику
антиинфляционное воздействие в условиях,
близких к полной занятости ресурсов:
спад потребления и следующее за ним сокращение
совокупных расходов, занятости и выпуска
(с эффектом мультипликатора) ограничивают
давление инфляции спроса - совокупный
спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается
спадом производства от Y1 до Y2
и снижением уровня цен от Р1 до Р2.
Модель Кейнсианского креста не позволяет
иллюстрировать процесс изменения уровня
цен Р, так как предполагает фиксированные
цены. Крест Кейнса конкретизирует модель
AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического
анализа с «жесткими» ценами и не может
быть использован для исследования долгосрочных
последствий макроэкономической политики,
связанных с ростом или снижением уровня
инфляции.
25) Банковская система, ее структура.
Банковская система — совокупность различных
видов национальных банков и кредитных
учреждений, действующих в рамках общего
денежно-кредитного механизма. Банковская
система включает центральный банк, сеть
коммерческих банков и других кредитно-расчётных
центров. Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций.
Структура банковской системы В странах
с развитой рыночной экономикой сложились
двухуровневые банковские системы. Верхний
уровень системы представлен центральным
(эмиссионным) банком. На нижнем уровне
действуют коммерческие банки, подразделяющиеся
на универсальные и специализированные
банки (инвестиционные банки, сберегательные
банки, ипотечные банки, банки потребительского
кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные
банки), и небанковские кредитно-финансовые
институты (инвестиционные компании, инвестиционные
фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании).
Банки, как элементы банковской системы,
могут успешно развиваться только во взаимодействии
с другими элементами и, прежде всего,
с банковской инфраструктурой. К элементам
банковской инфраструктуры относятся:
законодательные нормы (определяющие
статус кредитного учреждения, перечень
выполняемых им операций);
внутренние правила совершения операций;
построение учёта, отчётности, аналитической
базы (компьютерная обработка данных,
управление деятельностью банка на базе
современных коммуникационных систем);
структура аппарата управления банком.
17) Цели,
инструменты бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая или фискальная политика
– это меры правительства по изменению
госрасходов, налогообложений и состояние
госбюджета, направленные на обеспечение
полной занятости и производство не инфляционного
БНП.
БНП бывает стимулирующая или фискальная
экспансия и сдерживающая или фискальная
рестрикция.
Стимулирующая политика в краткосрочной
перспективе имеет своей целью преодоление
цикличности спада в экономическом и предполагаемом
увеличение госрасходов или снижение
налоговых ставок или их комбинирование.
Сдерживающая политика имеет своей целью
ограниченность циклического подъёма
в экономике и предпологает снижение госрасходов
или увеличение налоговых ставок или комбинацию
этих мер.
Кроме этого различают дискреционную
и не дискреционную фискальные политики.
Дискреционная фискальная политика –
это целенаправленное изменение величины
госрасходов, налогов и сальдо госбюджета
в результате спец решений правительства.
Не дискреционная фискальная политика
– это автоматическое изменение госрасходов,
налогов и сальдо госбюджета в результате
циклических колебаний совокупного дохода.
Не дискреционная фискальная политика
предполагает автоматическое изменение
чистых налоговых поступлений в госбюджет
в периоды спада и подъема в экономике.
При не дискреционной фискальной политике
бюджетный дефицит возникает автоматически
в результате действия встроенных стабилизаторов
экономики.
В экономической теории известны следующие
концепции бюджетной политики государства:
1) бюджет должен быть ежегодно сбалансирован,
например (безработица увел. > доходы
уменьш. > налоги уменьш. > бюджетный
дефицит увелич.);
2) бюджет должен быть сбалансирован в
ходе экономического цикла, а не ежегодно.
21) Функция денег как меры стоимости.
Эта функция рассматривает назначение денег так: они обеспечивают выражение и
измерение стоимости и товаров , форму цены.Эта функция реализуется в
органическом объединении с масштабом цен, которая имеет юридический характер
и зависит от воли государства и выражает не стоимость , а цену.
Функция денег как средства оборота.
Деньги выполняют роль посредника в обмене товаров и обеспечивают их
оборот
Функция денег как средства платежа.
Состоит в обс. погашение разнообразных долговых зобов. между суб
экономических отношений. Эта функция походит с товарообороту.
Функция денег как средства накопление стоимости.
Пов. с их способностью быть средством сохранения стоимости, представ. абст.
формы богатства. Стало возможной если товаропроизводитель смог часть
выручки откладывать на будущее
Денежный агрегат—это показатель ГМ, которое определяет определенную ее часть
в зависимости от уровня ее ликвидности. МО- денежная наличность вне банков у
населения и в кассах фирмы. Если МО возрастает- не отрицательное явление, так
как так как деньги
накапливаются и будут
рынки и нарушат там равновесомую. М1= М0+ вклады до востребования, если
увеличивается, то в будущему на товарный рынок поступит много денег. М2=
М1+срочные депозиты ( красивый признак),М3=М2+ средства за трастовими
операциями. Денежная база- ше другой показатель Он хар-зує массу денег. Как
она отображается на балансе ЦБ эти деньги создает ЦБ. По смыслу ГБ- это
показатель резервных денег банк. сист., на основе которого через ефект. грош.
мультипликатора форм. заг. масса денег, что находится в обращении. ГБ= Г
выпущенные+ Г резервные., Г рез.- сумма гро. средства ( резервов), которые
являются на кореспонд. рах-х банков в ЦБ. Г рез.-сумма денежной наличности ,
випущекна ЦБ и на поверн. в ее фонды.
24) Под денсжно-кредитной политикой
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики. Она
является частью общей макроэкономической
политики. Основные конечные цели денежно-кредитной
политики: устойчивые темпы роста национального
производства, стабильные цены, высокий
уровень занятости населения, равновесие
платежного баланса — стабилизацию общего
уровня цен. Наряду с конечными выделяют
промежуточные цели. Ими являются объем
денежной массы и уровень процентных ставок.
Осуществляет денежно-кредитную политику
центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного
регулирования можно разделить на два
этапа. На первом этапе центральный банк
воздействует на предложение денег, уровень
процентных ставок, объем кредитов и т.д.
На втором — изменения в данных факторах
передаются в сферу производства, способствуя
достижению конечных целей.
Инструменты денежно-кредитной
политики. Эффективность денежно-кредитной
политики в значительной мере зависит
от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного
регулирования. Их можно разделить на
общие и селективные. Основными общими
инструментами денежно-кредитной политики
являются изменения учетной ставки и норм
обязательных резервов, операции на открытом
рынке. Это косвенные методы регулирования.
Типы денежно-кредитной
политики. Различают два основных типа
денежно-кредитной политики, каждый из
которых характеризуется определенными
целями и набором инструментов регулирования.
В условиях инфляции проводится политика
"дорогих денег" (политика кредитной
рестрикции). Она направлена на ужесточение
условий и ограничение объема кредитных
операций коммерческих банков, т.е. на
сокращение предложения денег. Центральный
банк, проводя рестрикционную политику,
предпринимает следующие действия: продает
государственные ценные бумаги на открытом
рынке; увеличивает норму обязательных
резервов; повышает учетную ставку. Если
эти меры оказываются недостаточно эффективными,
центральный банк использует административные
ограничения: понижает потолок предоставляемых
кредитов, лимитирует депозиты, сокращает
объем потребительского кредита и т.д.
Политика "дорогих денег" является
основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства
для стимулирования деловой активности
проводится политика "дешевых денег".
Она заключается в расширении масштабов
кредитования, ослаблении контроля над
приростом денежной массы, увеличении
предложения денег. Для этого центральный
банк покупает государственные ценные
бумаги; снижает резервную норму и учетную
ставку. Создаются более льготные условия
для предоставления кредитов экономическим
субъектам.