Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".
Таким образом, из макроэкономической модели, реконструирую-щей представления экономистов классической школы, следует, что благодаря гибкости ставки номинальной зарплаты и ставки процента рыночный механизм постоянно направляет экономику к состоянию общего экономического равновесия при полной занятости. Превы-шение предложения над спросом на рынках труда и благ возможно как временное явление (в результате некоторого отклонения цен от равновесных), однако механизм саморегулирования приводит макро-экономический рынок в сбалансированное состояние. Следовательно, государству, по мнению классиков, нет надобности вмешиваться в действие рыночного механизма с целью воздействия на развитие экономической конъюнктуры.
11. Методологические основы кенйнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса.
Методологические основы и принципы кейнсианства
Джон Мейнард Кейнс фактически заложил основы макроэкономи-ческого анализа. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как отрицание постулатов неоклассической парадигмы.
По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстрактная “идеальная” экономика, не отражающая реальных процессов.
К основным принципам кейнсианства относятся следующие:
Кейнсианство, так же как и классическое направление, имеет совре-менных последователей, среди которых есть представители посткейнсианства (Р. Клауэр, Р. Барроу, Ф. Кидленд, Э., Дж. Лонг, Ч. Плоссер и др.).
Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
Методологический подход к
Одной из важнейших
категорий анализа в
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта:
Таким образом, макроэкономические субъекты формируют совокупный спрос и его структуру, которые выражаются формулой
AD = C + I + G + NX, (3.1)
где AD – совокупный спрос;
С – государственный спрос;
I – спрос на инвестиции;
NX – спрос на чистый экспорт.
Формула (3.1) совокупного спроса является одной из форм проявления основного макроэкономического тождества.
Так как предполагается,
что система находится в
AS = AD = Y = C + I + G + NX. (3.2)
Рассмотрим более подробно все составные компоненты совокупного спроса.
Потребительский спрос
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса.
К числу факторов, определяющих спрос домашних хозяйств на рынке благ, относятся следующие:
Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два:
Два первых фактора объединяются в понятие располагаемый доход. Два последних в краткосрочном периоде являются экзогенными параметрами.
Инвестиционный спрос
инвестиционный спрос – это спрос предпринимателей на блага для восстановления изношенного капитала и увеличения реального капитала.
Соответственно, общий объем инвестиций (брутто-инвестиции) делится на реновационные, равные амортизации и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде брутто-инвестиции меньше величины обесценивания капитала (амортизации), то нетто-инвести-ции оказываются отрицательной величиной.
Разновидностью реальных инвестиций являются расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования или строительство собственного жилья.
Спрос государства
Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ.
Поскольку экономическая
активность государства, в отличие
от хозяйственной деятельности частных
секторов, не имеет четко выраженного
критерия оптимальности, то трудно выделить
главные факторы, однозначно определяющие
объем государственных
Кроме прямого воздействия на рынок благ через их покупку, государство косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуск облигаций).
Спрос заграницы
Спрос заграницы на рынке благ какой-либо страны определяет объем ее экспорта и зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе реальные условия обмена (R), который показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле
где P, Pz – уровни цен, внутри страны и за границей, соответственно;
RER – обменный курс отечественной валюты, показывающий, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты.
Когда R растет, реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных благ.
Заграница не только покупает, но и продает блага на рынке данной страны. Объем спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторам, что и объем спроса на отечественные блага. Кейнсианская функция импорта Z(Y) имеет следующий вид:
Z(Y) = ADZ + MPI × Y, (3.4)
где MPI – предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, на сколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении дохода на 1;
ADZ – независимый от дохода спрос на импорт. Обычно MPI < Cy.
Совокупный спрос
Кейнсианская версия обоснования совокупного спроса выражается следующим образом:
AD = C[Y (+)] + I[pr (+), i (–)] + G + NX [R (–), Y (–)], (3.5)
где “+” обозначает прямо пропорциональную зависимость между параметрами;
“–” – обратно пропорциональная зависимость;
pr – норма прибыльности инвестиционного проекта.
Принципиальная особенность кейнсианской модели формирования совокупного спроса состоит в том, что в ней присутствует обратная связь: с одной стороны, величина совокупного спроса определяется объемом потребления домашних хозяйств и чистым экспортом, с другой – обе эти составляющие совокупного спроса зависят от объема произведенного национального дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса. Эта особенность порождает так называемый мультипликативный эффект, суть которого состоит в том, что в случае увеличения автономной (независимой от дохода) составляющей совокупного спроса вслед за ростом национального дохода увеличивается и зависящая от дохода составляющая.
12. Совокупный
спрос и совокупное
Совокупный спрос
Совокупный товарный рынок в макроэкономике включает ряд элементов, которые следует представить до анализа специфики рынка благ в классической модели (совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), неценовые факторы влияния на функции AD и AS, равновесные уровни цен и выпуска при AD = AS). Совокупный спрос можно выразить системой уравнений:
(2.1)
где – ценовые факторы влияния;
FD – неценовые факторы влияния (сдвига AD).
Совокупный спрос (AD) в макроэкономике рассматривается со следующих позиций:
Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен AD = f ( ) выражается в виде кривой с отрицательным наклоном. На характер кривой AD влияют ценовые и неценовые факторы.
2.2.2. Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы, изменяясь, вызывают сдвиги совокупного спроса (AD). Можно сгруппировать их в зависимости от влияния на C, I, G, NX (рис. 2.1).
I. Потребление (С) |
II. Инвестиции (I) |
III. Государственные расходы (G) |
IV.
Чистый | |||
1. Рост населения 2. Рост доходов 3. Ожидание инфляции 4. Размер задолженности 5. Изменения в подоходном налоге |
1. Перспектива получения отдачи (прибыли) от капитала 2. Уровни налогов на бизнес 3. уровень технологии 4. Наличие избыточных 5. Процентные ставки |
1. Величина расходной части |
1. Динамика и уровень 2. Изменение валютного курса | |||
Рис. 2.1. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос
К неценовым факторам влияния на AD относятся также предложение денег и скорость их обращения.
2.2.3. Ценовые факторы совокупного спроса
Ценовые факторы (эффект процентной ставки, богатства и импортных закупок) вызывают изменение объема совокупного спроса.