Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Вложенные файлы: 1 файл

Makroekonomika.docx

— 651.86 Кб (Скачать файл)

Эффект  процентной ставки (эффект Кейнса) имеет следующий вид:

 

             (2.2.)

 

где М / Р – реальная денежная масса;

i – банковская ставка;

I – инвестиции.

 

Повышение уровня цен  вызывает рост спроса на деньги, что приводит к росту процентной ставки (при неизменном денежном предложении) и последующим снижениям инвестиций и, соответственно, расходов.

Эффект реального богатства (эффект Пигу) выражается формулой

 

                                 (2.3)

где V – стоимость реальных финансовых активов.

Рост уровня цен снижает реальную стоимость  финансовых активов (V), что приводит к снижению общего объема расходов (Е).

Эффект  импортных закупок имеет вид следующей формулы:

.                                (2.4)

Рост уровня цен снижает экспорт (X) и, соответственно, чистый экспорт страны (NX), что ведет к снижению общего объема расходов.

 

2.2.4. Совокупное предложение  и его ценовые факторы

Совокупное  предложение (AS) – это сумма конечных товаров и услуг, предложенных бизнесом к продаже при любом возможном уровне цен (реальный объем выпуска). Его можно представить как функцию от множества ценовых и неценовых факторов

 

                                      (2.5)

где – ценовые факторы;

FS – неценовые факторы.

Функция AS графически представляет собой кривую с положительным наклоном. Действие ценовых факторов вызывает изменение объемов совокупного предложения (скольжение вдоль кривой AS).

 

2.2.5. Неценовые  факторы совокупного предложения

к неценовым факторам влияния на совокупное предложение относятся следующие (AS):

  • уровень технологии;
  • производительность труда;
  • объем применяемых ресурсов;
  • изменения в структуре рынка;
  • изменения цен на ресурсы (факторы производства)

Действие  неценовых факторов вызывает сдвиг  функции AS. К примеру, рост производительности труда и объема ресурсов сдвигает AS вправо. рост цен на факторы производства ведет к сдвигу AS влево.

Функция AS (рис. 2.2) в отличие от S, имеет три отрезка:

  • I – кейнсианский (горизонтальный): Р = const; Y ~ (ВВП изменяется, поэтому возможна неполная занятость);
  • II – промежуточный (восходящий): Р ~; Y ~ (изменяются и цены, и объем национального производства, наблюдается движение к полной занятости);
  • III – классический (вертикальный): Р ~; (цены эластичны, но экономика работает на пределе производственных возможностей, имеет место полная занятость).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Общая модель «AD – AS»

 

Рассмотрим  отдельно классическую модель «AD – AS» (рис. 2.3).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Классическая модель «AD – AS»

Деление кривой AS на три участка объясняется следующими причинами:

  • необходимостью анализа соотношения AD и AS в долгосрочном (вертикальный участок AS) и краткосрочном (горизонтальный участок AS) периодах с различных концептуальных позиций;
  • в условиях низких цен и неполной занятости объем реального выпуска эластичен даже к незначительным изменениям в уровне цен (в условиях приближения к полной занятости и высоких цен реакция на изменение цен резко снижается).

Представители классической школы, анализируя товарный рынок (модель «AD – AS»), исходят из принципа абсолютной гибкости (изменчивости) цен и рационального поведения субъектов экономики. Это означает, что цены на ресурсы меняются в той же пропорции, что и цены на товары, причем одновременно с последними (вследствие рационального поведения). Указанное соотношение возможно лишь в конкурентных условиях, т. е. при наличии исходной посылки классической теории. Вследствие высокой гибкости цен и рациональной реакции участников товарного рынка кривая совокупного предложения принимает жестко фиксированный вертикальный вид (линия AS = Yf). при любом уровне цен (Р1, Р2, Р3) экономика предлагает один и тот же объем реального выпуска и предложение абсолютно неэластично по цене. Объем производства товаров детерминируется (обусловлен) технологическими и ресурсными факторами.

Доказательство  положения |AS = Yf| дополняется классическими представлениями о функционировании рынка труда и его равновесия в условиях полной занятости, что соответствует установлению совокупного предложения на уровне естественного выпуска.

Примечание. Классические представления о функционировании рынка труда и его равновесия в условиях полной занятости подробно рассмотрены в разделе 2.3 данного пособия.

 

 

 

13. Кейнсианская  функция потребления. График функции потребления. Факторы, определяющие динамику потребления.

 

 

 Функция потребления

Важность  исследования поведения домашних хозяйств на потребительском рынке объясняется  следующими обстоятельствами:

  • в современной экономике расходы на потребление достигают трех четвертей всех совокупных расходов;
  • расходы на потребление составляют преобладающую долю трансакций в экономике, следовательно, характер поведения домашних хозяйств на потребительском рынке в значительной степени определяет величину и характер спроса на деньги;
  • так как одну часть располагаемого дохода домашние хозяйства тратят на потребление, а другую – на сбережения, то очевидно, что определенному характеру функции потребления соответствует строго определенный вид функции сбережения.

Дж. М. Кейнс создал простую модель потребления, линейной зависимостью связывающую текущий доход и текущее потребление:

C = a + cY,                                         (3.6)

где Y – текущий доход;

коэффициенты а и с – константы, соответствующие психологическому закону Кейнса, который предполагал, что с < 1.

Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода (ЛРД):

C = C(Y).                                        (3.7)

Функция потребления обладает следующими свойствами:

  • в пределах учетного периода она показывает прямую зависимость абсолютной величины расходов на личное потребление от абсолютного уровня располагаемого денежного дохода;
  • в пределах учетного периода функция потребления показывает, что с увеличением (уменьшением) абсолютного уровня располагаемого денежного дохода доля расходов в нем на личное потребление понижается (повышается).

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю дохода (Y), идущую на потребление (С), и определяется по формуле

  АРС= .                                             (3.8)

Предельная  склонность к потреблению (МРС) – это доля прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление (рис. 3.1), выраженная формулой

.                        (3.9)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Кейнсианская функция совокупного потребления

 

Действительно, если из рис. 3.1. выделить отдельно прямоугольный  треугольник C1KN, образованный углом наклона функции потребления к горизонтальной оси доходов, то увидим, что МРС представляет собой отношение противолежащего катета ΔС к прилегающему катету ΔY(ΔD).

В этом случае функция потребления принимает  следующий вид:

 

                               (3.10)

В данной функции  имеются две переменные (С как зависимая переменная и Y как независимая переменная) и два параметра (а и МРС).

Параметр a – это так называемое автономное потребление, когда доход слишком мал, чтобы соответствовать необходимому минимуму потребления (так называемая жизнь взаймы).

В отличие  от а, означающего независимое от доходов потребление, выражение МРС × Y представляет собой зависимое от располагаемого дохода потребление.

Итак, функция  потребления состоит из двух частей: автономной, независимой от уровня располагаемого дохода и представленной параметром а, и производной, зависимой от уровня располагаемого дохода и представленной выражением МРС × Y.

В кейнсианской концепции величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода, распределение дохода на потребление и сбережения зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя, т. е. от субъективного фактора.

Дж. М. Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка.

 

 Предельная  склонность к потреблению:  теоретические условности

Предельная  склонность к потреблению (МРС) – это параметр, выражающий субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережения. В коротком периоде этот параметр есть константа.

средняя склонность к потреблению (АРС) – это доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом. с ростом дохода средняя склонность к потреблению должна снижаться.

Кейнсианская трактовка взаимозависимости между потреблением и доходом содержит четыре гипотезы:

1. Реальные  потребительские расходы являются  стабильной функцией от реального  дохода. Говоря о стабильности  потребления,  
Дж. М. Кейнс подчеркивал, что прочие факторы (процентная ставка, богатство, ожидания) либо незначительны, либо своим воздействием взаимно исключают друг друга.

2. Предельная  склонность к потреблению –  величина положительная, меньшая  единицы.

3. MPC < APC (АРС снижается с увеличением дохода).

4. МРС снижается с ростом дохода. По мнению Дж. М. Кейнса, при росте доходов в основе снижения МРС лежат две причины:

  • при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств, однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому суммарная МРС имеет тенденцию к снижению.
  • при конъюнктурном спаде экономической активности (падении дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице (безработные имеют наиболее высокий уровень МРС).

 

 

 

14. Кейнсианская  функция сбережения. График функции сбережения. Факторы, определяющие динамику сбережения.

 

 

 

 

экономические агенты не потребляют весь свой доход на покупки потребительских благ. Если их потребности в принципе безграничны, то индивиды должны удовлетворять их настолько, насколько позволяет величина дохода. Можно выявить по крайней мере три мотива, которые объясняют, почему обыкновенно Y > C, т. е. почему существует сбережение (S):

  • нивелирование потребления во времени;
  • формирование постоянного богатства;
  • наличие процентной ставки.

В рыночной экономике  величина дохода, как правило, подвержена колебаниям во времени. Это не означает, что аналогичные колебания совершает  и потребление. Напротив, величина потребления, как правило постоянна, определяется привычками, вкусами и предпочтениями людей, их образом жизни, воспитанием и т. п.

На рис. 3.2 показано возможное изменение дохода (Yt) в период времени (t0 – t).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Нивелирование потребления во времени

 

Предположим, что экономический агент полностью  зависит от получаемого дохода в  период времени t0–t. При этом его потребление (Ct) во времени не совпадает с изменением дохода (Yt), а тяготеет к некому постоянному уровню. Пусть доходы экономического агента за период t0–t равны расходам, т. е. суммарные сбережения равны нулю. Таким образом, экономический агент может переживать периоды времени, когда его доходы превышают величину расходов и, наоборот, когда его расходы больше, чем доходы. Причем эти отклонения в итоге должны уравновешивать друг друга, если экономический агент живет по средствам.

Весьма вероятно, что экономический агент пожелает, чтобы с течением времени его  доходы в целом превышали бы расходы  так, чтобы иметь возможность  скопить более или менее солидное богатство.

Таким образом, создание богатства требует от экономического агента определенного снижения своего потребления.

Существование процентной ставки делает будущее потребление  менее значимым по сравнению с  настоящим. Другими словами, замена настоящего потребления на равновеликое будущее не выгодна для экономического агента, так как сбережения в настоящем  способны из-за наличия процентной ставки увеличить богатство в  будущем. Это также стимулирует  экономического агента к сбережению.

Совокупные  сбережения (S) – это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т. е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем. Этот показатель выражается формулой

S = S(Y).                                     (3.11)

В сумме потребление  и сбережения составляют совокупные доходы, которые имеют вид равенства

 

C + S = D = Y.                             (3.12)

 

Средняя склонность к сбережениям (APS) показывает долю дохода, идущую на сбережения, и рассчитывается по следующим формулам:

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"