Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:13, шпаргалка

Краткое описание

3. Методы.
4. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов.
6. Классификация экономических систем.
5. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ.
7. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики.
8. Социально-экономическая сущность национального богатства.
33. Безработица, ее формы и последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Makroekonomika.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

правила», согласно которому увеличение денежной массы должно осуществляться в тех же темпах, что и рост потенциального реального объема национального производства, т.е. на 3-4% в год. При этом постоянный умеренный рост денежной массы устранит инфляционное расширение. Спады также сгладятся, т. к. экономика будет постоянно подпитываться денежными ресурсами, что стимулирует совокупный спрос и рост производства. Однако строгое следование «денежному правилу» ограничивает возможности правительства по проведению краткосрочной кредитно-денежной политики. Законодательно оно не было принято в странах с рыночной экономикой. Однако в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Японии, Канаде) применялось таргетирование денежной массы – установление верхнего и нижнего предела ее роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Государственный долг и способы его погашения

Причинами возникновения  государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады, обусловливающие накопление бюджетных дефицитов. Основными негативными последствиями увеличения государственного долга является рост процентных выплат государства, сокращение потребления и сбережения в стране. Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Главной причиной нарастания государственного долга России явилось принятие на себя части внешнего долга СССР, составлявшей 102 млрд. долл. Остальная часть за-

должности сформировалась в результате заимствований российского  правительства на внешнем и внутреннем рынке, продолжающихся до сегодняшних  дней. Государственная гарантия – это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (российским или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в рублях, она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте – внешний долг. Резервы сокращения государственного долга России включают: • положительное сальдо текущего платежного баланса; • иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Долги перед Россией других государств по размеру приблизительно равны внешнему долгу самой России. У нас 56 должников. Однако наши должники – это, как правило, бедные и беднейшие страны, которые не только не могут регулярно произ-

водить выплаты по долгам, но и выступают с просьбами об их реструктуризации; сокращение оттока капиталов из России и возвращение уже вывезенных средствобратно в Россию. Первый путь решения этой задачи – усиление административного контроля за финансовыми потоками. Второй и более предпочтительный путь– создание благоприятного инвестиционного климата в стране.Уменьшению гос.долга способствуют также следующие механизмы:• реструктуризация долга;• конверсия долга. Под реструктуризацией долга понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам,

к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора  Россия согласилась со списанием  от 70 до 90% задолженности своих должников. Под конверсией государственного долга  понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции предприятий. Однако те акции, которые наша страна желала бы передать иностранцам в обмен на долговые обязательства, не всегда востребованы за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению гос. расходов, налогов и сальдо гос. бюджета в целях воздействия на объем нац. производства, экономический рост, за-

нятость и динамику цен. При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета. В рамках теории предложения учитывается «эффект Лаффера». Мультипликатор гос.расходов отражает изменения в нац. производстве в результате динамики гос. расходов. Он показывает кратность прироста объема нац. производства при увеличении гос. расходов на единицу и определяется по формуле:

где Δ Y – прирост  выпуска;

Δ G – прирост  государственных расходов;MPC – предельная склонность к потреблению;MPS – предельная склонность к сбережению. Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста. График!!! Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных

расходов.Изменение  суммы налогов Т также оказывает  мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т. к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора  государственных расходов. Он рассчитывается по формуле:

 

 

 

 

и показывает отношение  изменения объема национального  производства к вызвавшему его изменению  налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу. Изменение совокупного дохода может  быть подсчитано по формуле:

Для оживления  экономики государство должно снижать  налоги, а для ее охлаждения –  увеличивать. Если при увеличении гос. расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании гос. расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (ΔG = ΔT),равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину. Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения гос.расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого

действия. Данное различие является определяющим при  выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются гос. расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Кривая  Лаффера показывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. При налоговой ставке, равной нулю, государство не получит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок -уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской

деятельности (так  как большую часть заработанного  дохода предприниматели и население  должны перечислить в государственный бюджет). Это, в свою очередь, приводит к банкротству товаропроизводителей, свертыванию ими предпринимательской деятельности либо уводу ее «в тень». При налоговой ставке в 100% экономическая деятельность полностью прекратится. Кривая Лаффера изображена на рис.

На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых  результатов. Предположения, что снижение налогов вызовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой стороне кривой находится экономика в данный момент.

 

 

 

 

26. Понятие и виды бюджетно-налоговой политики

Гос. регулирование рыночной экономики осуществляется при помощи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них являются финансы и финансовая политика.Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по формированию и использованию денежных средств.Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет –

основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Бюджетно-налоговая  политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной. Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору

налогов.Основными  целями бюджетно-налоговой политики являются:• сглаживание колебаний экономического цикла;• стабилизация темпов экономического роста;• обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предприн. активности, повышению уровня соц. защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны. Современная эконом. наука выделяет следующие типы бюджетно-налоговой политики: дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и гос. расходами с целью воздействия на экономику;

• автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроенных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономической ситуации «автоматически», без специальных решений правительства. Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

• экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения гос. расходов и снижения налогов;• рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного эко-

номического роста  при помощи увеличения налогов и  снижения гос.расходов. Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают гос. бюджет, налоги, государственные расходы.

28. Мультипликатор расходов.

Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в  расходах.

Мультипликатор  расходов – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.

Формула простого мультипликатора:

 

С процессом  мультипликации тесно связан принцип акселерации. Суть его заключается в том, что рост доходов в результате мультиплицирующего эффекта первоначальных инвестиций вызывает увеличение спроса на потребительские товары, что, в свою очередь, обусловливает рост спроса на средства производства, причем в гораздо большей степени. Это связано с тем, что оборудование предприятий (основной капитал) является дорогостоящим и требует значительных капитальных затрат.

Мерой масштабов  акселерация является акселератор  – числовой множитель, на который  каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции. Он рассчитывается по формуле:

Нужно отметить, что принципы мультипликации и акселерации  обладают двусторонним действием. Увеличение населением сбережений в условиях неполной занятости и недостаточного спроса порождает «парадокс бережливости» – уменьшает сбережения и инвестиции в обществе в целом. Даже небольшое сокращение инвестиций дает обратный мультиплицирующий эффект – многократное снижение национального дохода.

Действие акселератора также может порождать не только повышательную тенденцию в инвестиционных расходах, но и приводить к падению спроса на основной капитал при условии снижения темпов роста спроса на потребительские товары. Исследователи объясняют процессы расширения и сокращения деловой активности сочетанием действия мультипликатора и акселератора и считают, что можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое обеспечит незатухающий рост экономики.

 

 

 

27.Основные модели экономического  роста.

Экономический рост является важнейшей проблемой экономической жизни общества.

Экономический рост – это увеличение объемов созданных за определенный период времени товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВВП), возрастание экономического потенциала страны.

В экономической  теории различают два типа моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские. Основной идеей неоклассического направления является оптимальность рыночной системы, рассматриваемой как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все факторы производства не только отдельному субъекту экономики, но и экономике в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"