Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:13, шпаргалка
3. Методы.
4. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов.
6. Классификация экономических систем.
5. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ.
7. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики.
8. Социально-экономическая сущность национального богатства.
33. Безработица, ее формы и последствия.
правила», согласно которому увеличение денежной массы должно осуществляться в тех же темпах, что и рост потенциального реального объема национального производства, т.е. на 3-4% в год. При этом постоянный умеренный рост денежной массы устранит инфляционное расширение. Спады также сгладятся, т. к. экономика будет постоянно подпитываться денежными ресурсами, что стимулирует совокупный спрос и рост производства. Однако строгое следование «денежному правилу» ограничивает возможности правительства по проведению краткосрочной кредитно-денежной политики. Законодательно оно не было принято в странах с рыночной экономикой. Однако в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Японии, Канаде) применялось таргетирование денежной массы – установление верхнего и нижнего предела ее роста.
23. Государственный долг и способы его погашения
Причинами возникновения государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады, обусловливающие накопление бюджетных дефицитов. Основными негативными последствиями увеличения государственного долга является рост процентных выплат государства, сокращение потребления и сбережения в стране. Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Главной причиной нарастания государственного долга России явилось принятие на себя части внешнего долга СССР, составлявшей 102 млрд. долл. Остальная часть за-
должности сформировалась в результате заимствований российского правительства на внешнем и внутреннем рынке, продолжающихся до сегодняшних дней. Государственная гарантия – это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (российским или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в рублях, она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте – внешний долг. Резервы сокращения государственного долга России включают: • положительное сальдо текущего платежного баланса; • иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Долги перед Россией других государств по размеру приблизительно равны внешнему долгу самой России. У нас 56 должников. Однако наши должники – это, как правило, бедные и беднейшие страны, которые не только не могут регулярно произ-
водить выплаты по долгам, но и выступают с просьбами об их реструктуризации; сокращение оттока капиталов из России и возвращение уже вывезенных средствобратно в Россию. Первый путь решения этой задачи – усиление административного контроля за финансовыми потоками. Второй и более предпочтительный путь– создание благоприятного инвестиционного климата в стране.Уменьшению гос.долга способствуют также следующие механизмы:• реструктуризация долга;• конверсия долга. Под реструктуризацией долга понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам,
к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Под конверсией государственного долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции предприятий. Однако те акции, которые наша страна желала бы передать иностранцам в обмен на долговые обязательства, не всегда востребованы за рубежом.
25. Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению гос. расходов, налогов и сальдо гос. бюджета в целях воздействия на объем нац. производства, экономический рост, за-
нятость и динамику цен. При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета. В рамках теории предложения учитывается «эффект Лаффера». Мультипликатор гос.расходов отражает изменения в нац. производстве в результате динамики гос. расходов. Он показывает кратность прироста объема нац. производства при увеличении гос. расходов на единицу и определяется по формуле:
где Δ Y – прирост выпуска;
Δ G – прирост государственных расходов;MPC – предельная склонность к потреблению;MPS – предельная склонность к сбережению. Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста. График!!! Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных
расходов.Изменение
суммы налогов Т также
и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу. Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле:
Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Если при увеличении гос. расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании гос. расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (ΔG = ΔT),равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину. Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения гос.расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого
действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются гос. расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Кривая Лаффера показывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. При налоговой ставке, равной нулю, государство не получит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок -уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской
деятельности (так
как большую часть
На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов. Предположения, что снижение налогов вызовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой стороне кривой находится экономика в данный момент.
26. Понятие и виды бюджетно-налоговой политики
Гос. регулирование рыночной экономики осуществляется при помощи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них являются финансы и финансовая политика.Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по формированию и использованию денежных средств.Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет –
основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.
Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной. Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору
налогов.Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:• сглаживание колебаний экономического цикла;• стабилизация темпов экономического роста;• обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предприн. активности, повышению уровня соц. защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны. Современная эконом. наука выделяет следующие типы бюджетно-налоговой политики: дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и гос. расходами с целью воздействия на экономику;
• автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроенных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономической ситуации «автоматически», без специальных решений правительства. Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:
• экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения гос. расходов и снижения налогов;• рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного эко-
номического роста при помощи увеличения налогов и снижения гос.расходов. Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают гос. бюджет, налоги, государственные расходы.
28. Мультипликатор расходов.
Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в расходах.
Мультипликатор расходов – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.
Формула простого мультипликатора:
С процессом мультипликации тесно связан принцип акселерации. Суть его заключается в том, что рост доходов в результате мультиплицирующего эффекта первоначальных инвестиций вызывает увеличение спроса на потребительские товары, что, в свою очередь, обусловливает рост спроса на средства производства, причем в гораздо большей степени. Это связано с тем, что оборудование предприятий (основной капитал) является дорогостоящим и требует значительных капитальных затрат.
Мерой масштабов акселерация является акселератор – числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции. Он рассчитывается по формуле:
Нужно отметить, что принципы мультипликации и акселерации обладают двусторонним действием. Увеличение населением сбережений в условиях неполной занятости и недостаточного спроса порождает «парадокс бережливости» – уменьшает сбережения и инвестиции в обществе в целом. Даже небольшое сокращение инвестиций дает обратный мультиплицирующий эффект – многократное снижение национального дохода.
Действие акселератора также может порождать не только повышательную тенденцию в инвестиционных расходах, но и приводить к падению спроса на основной капитал при условии снижения темпов роста спроса на потребительские товары. Исследователи объясняют процессы расширения и сокращения деловой активности сочетанием действия мультипликатора и акселератора и считают, что можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое обеспечит незатухающий рост экономики.
27.Основные модели
Экономический рост является важнейшей проблемой экономической жизни общества.
Экономический рост – это увеличение объемов созданных за определенный период времени товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВВП), возрастание экономического потенциала страны.
В экономической теории различают два типа моделей экономического роста: неоклассические и неокейнсианские. Основной идеей неоклассического направления является оптимальность рыночной системы, рассматриваемой как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все факторы производства не только отдельному субъекту экономики, но и экономике в целом.