Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 01:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отраслевых рынков 8-10 (Марина).docx

— 821.89 Кб (Скачать файл)

8. Ценовая интеграция  и ее виды. Особенности ценовой  дискриминации в РФ.

 

Понятие ценовой дискриминации  и условия ее осуществления на рынке.

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары. Условия ценовой дискриминации заключаются в возможности продавца реализовать свой товар конкретным покупателем по завышенным ценам. В Соединенных Штатах Америки ценовая дискриминация преследуется по закону. На российском рынке проявление дискриминационного поведения встречается достаточно часто. Ценовые различия в этом случае объясняются конкретными особенностями функционирования рынка. Весь смысл такого поведения заключается в желании продавца реализовать свой товар по максимальной стоимости. Таким образом, получается, что все покупатели могут быть подвергнуты ценовой дискриминации, приобретая один и тот же товар. Несмотря на все вышесказанное, различие цен на рынке может быть установлено не только по желанию продавца, но и по следующим условиям:

  • Различные условия доставки товара на рыночный сегмент;
  • Предоставление страховой и гарантий;
  • Наличие комплектации, отличной от прочих;
  • Тип упаковки товара;
  • Приобретение товара на кредитных условиях;
  • Качество товара, гарантируемое заводом изготовителем.

В перечисленных выше случаях различные  цены не могут быть дискриминационными. Во всех остальных – проявляется  ценовая дискриминация. Условия  ценовой дискриминации зачастую зависит от высокоразвитых рыночных отношений. По различным ценам можно  совершить сделку между покупателем  и продавцом лишь случайно или  один раз, договорившись о взаимовыгодных условиях. Для формирования единой рыночной стоимости товара необходимо сформировать конкретное экономическое  пространство с постоянными покупателями, активными участниками рынка. Определяя  собственные границы рынка, выявляются конкретные подразделения поставщиков  и покупателей, предъявляющих спрос  на конкретные типы товаров. Если же определенность так и не установлена, то будет  продолжаться регулярное изменение  предложений и условий спроса на рынке.

Главными условиями осуществления  ценовой дискриминации являются:

  • Монополистическое право продавца на реализацию конкретного вида товаров или предоставляемых услуг, поскольку в этом случае имеется возможность контролировать ценообразование и производственную деятельность. Если покупателей на рынке будет недостаточно, то диктат ценообразования может быть ограничен;
  • Потребитель должен иметь возможность и быть готов платить завышенную стоимость за конкретный товар. Но данное условие может быть обосновано только при эластичности спроса;
  • Покупатель не должен иметь возможности перепродать приобретенный товар или какую-либо услугу. В связи с этим, в наибольшей степени ценовой дискриминации подвержены военные, медицинские и юридические услуги.

Практически все проблемы условий  осуществления дискриминации взаимосвязаны  с теорией монополии, поскольку  ценовая дискриминация монополии  представляет рыночную структуру с  возможным ее проявлением. Выгоды существующей ценовой дискриминации могут  стать доступными и для продавцов  конкурентов. Примеры ценовой дискриминации  в данном случае могут быть такими: продавец фруктов на рынке озвучивает ту стоимость, за которую реальный покупатель сможет приобрести товар. Соответственно, стоимость такого товара определяется на глазок.

 

Классификация

Ее предложил Фриц Махлуп (Fritz Mac hi up), с некоторыми добавлениями Ф. Шерера и Д. Росса. В этой классификации выделяются три основные группы:

1)              индивидуальная дискриминация, которая основывается на различиях, выделенных у отдельных покупателей;

2)            групповая дискриминация, при  которой используются различия  между группами покупателей; 

3)              продуктовая дискриминация, при  которой на различную продукцию назначаются дискриминационные цены.

 

Виды ценовой дискриминации  и их проявление.

Альфред Пигу (английский экономист) ввел понятие в экономику и выделил следующие виды ценовой дискриминации (или степени ценовой дискриминации):

При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рис. 1).

Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. При  проведении ценовой дискриминации  первой степени монополист продает  первую единицу товара Q1 по ее резервированной  цене P1 то же самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупате­ля «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадет с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, т. к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего монополиста.

Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы  продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрастет на величину, равную излишку потребителя (затененная область).

 

 

Рис. 1  Совершенная ценовая дискриминация

 

Однако такая ценовая политика весьма редко встречается на практике, так как для ее осуществления  монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую  каждый покупатель готов заплатить  за каждую единицу данного товара. Можно сказать, что совершенная  ценовая дискриминация - это идеал, «голубая мечта» монополиста. Как и  любая «голубая мечта», она достигается  крайне редко. Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент.

Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая политика, суть которой  заключается в установлении различных  цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке  большего количества товаров потребителю  устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: в Москве существуют различные  тарифы на проезд в метро в зависимости  от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степени. Очень часто проведение ценовой  Дискриминации второй степени выступает  в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

Ценовая дискриминация третьей  степени - это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей  с различии эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки.

 

На «дорогом» рынке спрос  низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (см. рис 2). Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени - надежно отделить один рынок от другого, т. е. «дорогой» от «дешевого». Е:ли этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Приведем конкретный пример достаточно надежного разделения рынка: в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых покупа­телей. Администрация музея продает дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения, и визуально убедившись в возрасте покупателя. Представить себе ситуацию, когда пред­приимчивые школьники будут скупать партии дешевых билетов и по­том перепродавать их у входа взрослым посетителям по ценам более низким, чем установлено музеем для взрослых людей, невозможно. Ведь если даже пожилой любитель искусства воспользуется услугами юного бизнесмена, ча контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но и свой цветущий юный вид.

Наглядный пример ценовой дискриминации  третьей степени можно увидеть  и обратившись к знаменитому  роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать  стульев», когда Остап Бендер торговал билетами с видом на «Провал»: «Приобретайте  билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам  пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек!» Ценовая дискриминация  третьей степени проводится и  при установлении различных цен  за гостиничные услуги иностранцам  и отечественным посетителям, различных  цен на блюда в ресторане в  дневное и вечернее время и  т. п.

 

Рис. 2 Ценовая дискриминация третьей  степени

 

Поясним идею ценовой дискриминации  третьей степени графически. На рис. 2 показаны рынки, на которых действует  дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Qr На «дешевом» рынке цена будет на уров­не Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).

Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять  свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.

Основное влияние ценовой  дискриминации на благополучие всего  общества.

Рассмотрев все виды ценовой  дискриминации (или степени ценовой  дискриминации), можно рассмотреть  анализ такого воздействия на покупателей  и продавцов. Ценовая дискриминация  приводит к перераспределению доходов  в пользу тех участников рыночных отношений, которые активно ее проводят. Каждый из видов ценовой дискриминации:

  • Может улучшить положение дел на рынке в отраслевой сфере;
  • Может позволить перейти доминирующей крупной фирме перейти в монополию;
  • Позволяет приобретать товары или услуги по доступным ценам;
  • Имеет цель поглотить потребительский излишек;
  • Создает барьеры новым конкурентам.

В современных рыночных отношения ценовая дискриминация проявляется практически постоянно и имеет свои положительные стороны для каждого потребителя и государства в целом.

 

Особенности ценовой дискриминации  в РФ

Практика ценовой дискриминации

 

2.1 Блочное ценообразование

 

Использование количественных скидок является классическим примером применения ценовой дискриминации второй степени. Количественные скидки очень часто  используются на практике.

Например, при продаже товара оптовыми партиями и в розницу для оптовых  покупателей назначается более  низкая цена (печать одной фотографии размера 10x15 стоит 4 руб. 50 коп., но при печати в количестве больше 100 штук, цена снижается до 4 руб.). Количественные скидки могут применяться и когда потребитель покупает первые единицы (первый блок) товара несколько дороже, чем последующие блоки (например, продажа напитков в пластиковых бутылках разного размера).

Примером количественных скидок может  быть также покупка сезонных билетов  на проезд в метро, в электричках  и в других видах общественного  транспорта. Во всех случаях очевидно, что цена единицы товара снижается с увеличением объема покупки. Посредством этого вводятся стимулы к самоотбору покупателей. Покупатели с большим спросом заплатят меньше, чем покупатели, предъявляющие меньший спрос.

 

2.2 Модель дискриминации по качеству

 

Очень часто производители стимулируют  самоотбор изменением качества продукта, а не его количества. Предполагая, что вкусы людей относительно качества неоднородны, производитель может предложить потребителям ряд наборов «цена-качество» и через их выбор рассортировать их по группам.

Качественная дискриминация широко используется при установлении тарифов  на водные, железнодорожные и авиаперевозки. Одним из способов ее осуществления  является предложение билетов первого, второго и третьего классов по различным ценам. Сильные различия в удобстве и уровне сервиса при  путешествии первым и третьим  классом вызваны тем, что компании необходимо отговорить потребителей, которые способны оплатить билет  первого класса, поехать в более  низком классе.

 

Транспортная компания сознательно  создает сильно различающиеся условия  проезда в разных классах, и чтобы  предотвратить попытки состоятельных  людей сэкономить на билетах, предоставляет  дополнительные услуги пассажирам первого  класса, при этом заставляя пассажиров других классов терпеть множество  неудобств. Подобным образом ценовую  дискриминацию осуществляют и театры, устанавливая различные цены билетов  на один и тот же спектакль в  зависимости от мест. Более дорогими обычно являются билеты в партер, чем  в бельэтаж или на балкон.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"