Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 01:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отраслевых рынков 8-10 (Марина).docx

— 821.89 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Двухчастный тариф

 

Наиболее простой случай нелинейного  ценообразования - установление двухчастного тарифа. Для того чтобы гарантировать  потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть  возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее  число потребителей:

 

MC + L/N.

 

Приведенная формула представляет пример недискриминационного двучастного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

Приведем пример с введением  двучастного тарифа на услуги телефонной связи. Эффективность будет максимальной, если одна часть тарифа будет равна предельным затратам на предоставление 1 минуты (часа) телефонной связи, а вторая часть, покрывающая постоянные затраты телефонной компании, будет фиксированной для разных групп потребителей (для пенсионеров, например, она будет ниже, чем для остальных категорий пользователей; для индивидуальных абонентов ниже, чем для организаций). При этом, конечно же, должно быть исключено перекрестное субсидирование, не связанное с различиями между абонентами по их способности платить.

Эту форму ценовой дискриминации  часто используют предприятия коммунальных услуг; например, цена единицы электроэнергии часто зависит от того, сколько  ее покупается. В других отраслях крупным  покупателям иногда предоставляются  оптовые скидки.

На практике монополист часто стимулирует  этот самоотбор (self-selection, о котором было сказано ранее) изменением не количества товара, как в данном примере, а его качества.

 

2.4 Связанные продажи

 

Еще одним инструментом осуществления  ценовой дискриминации второй степени  являются связанные продажи. Практика связанных продаж означает, что какой-то товар (основной) продается при условии  покупки другого товара (дополняющий). При этом основной товар потребляется в фиксированном количестве (обычно одна единица) и производится данным производителем. Дополняющий товар  потребляется в различном количестве и может быть предложен также  конкурирующими производителями. Часто  связанные продажи бывают основаны на технологической связи продуктов (например, на персональных компьютерах IBM должны использоваться дискеты и  программное обеспечение, также  производимые IBM; к бытовым фильтрам для воды привязываются как дополняющий  товар подходящие к данной модели сменные кассеты, которые должны меняться по мере засорения).

При связанной продаже цена дополняющего товара будет выше, а цена основного  товара - ниже, чем при продаже  каждого из товаров по отдельности. Требуя от покупателей обязательной покупки дополняющего товара вместе с основным, производитель получает возможность сильно завысить цену дополняющего товара и за счет этого увеличить  свою прибыль по сравнению с одиночными продажами. Продажа дополняющего товара при этом будет являться расчетным  механизмом. Большее потребление  дополняющего товара означает большую  ценность основного.

Связанные продажи также могут  использоваться как способ предоставления скидок определенным категориям покупателей. Например, при покупке основного  товара по завышенной цене к нему «бесплатно»  предлагается дополняющий товар  или какой-либо подарок (при покупке  компьютера к нему часто предлагают cd-диск с основным программным обеспечением).

 

2.5 Ценообразование по группам

 

Производители, обладающие монопольной  властью на внутреннем рынке и  экспортирующие часть своей продукции (предполагается, что она конкурентноспособна на международном рынке), также могут применять ценовую дискриминацию третьей степени. В этом случае, средством ее осуществления может служить назначение различных цен на внешнем и внутреннем рынках. Чаще всего на внешнем рынке конкуренция довольно высока. Если предположить, что производитель-экспортер не может влиять на мировую цену (т.е. на внешнем рынке ситуация близка к совершенной конкуренции), эластичность спроса по модулю стремится к бесконечности. Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции на внутреннем рынке экспортер будет устанавливать для внутренних покупателей, предъявляющих менее эластичный спрос, более высокую цену, чем для внешних покупателей, осуществляя ценовую дискриминацию.

Этот вид ценовой дискриминации  особенно актуален для Татарстанской  республики. Дело в том, что осуществляя  реализацию татарстанской нефти  за территорией республики в таких  городах, как Самара, Москва и т.д., Компания «Татнефть» вынуждена прибегать  к ценовой дискриминации-цены в этих городах из-за сильной конкуренции иногда оказываются ниже, чем в Казани, где существует практически монополия на реализацию нефтепродуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Особенности международной  конкуренции и факторы, определяющие  эти особенности.

 

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как  форма рыночных процессов характеризуется  невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

 

Масштабность конкуренции

Масштабность конкуренции обусловлена  повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых  в международный обмен под  воздействием МРТ, международной специализации  и кооперации в самых различных  областях. Интернационализация хозяйственной  жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами  в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К  соперничеству стран с традиционно  развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие  решительные попытки изменения  ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие  правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

 

Роль НТР в конкуренции

Широкое распространение конкуренции  ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и  методов, усиливается поиск новых  конкурентоспособных товаров, новых  рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции  придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и  максимизацию прибыли, НТР выступает  не только действенным средством  конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим  катализатором. Активное и многоплановое  воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств  ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие  НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни  современного общества.

Использование достижений НТР открывает  широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного  спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам  изделий. Не случайно сегодня новизна  стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным  образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым  формируют новые рынки («пионерные товары»), либо удовлетворяют на более  высоком качественном уровне потребности  уже известные (усовершенствованные  товары), либо позволяют значительно  более широкому кругу покупателей  потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).

Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди  товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают  товары, быстро обновляющиеся под  воздействием НТР, а именно интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное  оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный  подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

 

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально  новых товаров, в течение 5-10 лет  после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два  раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие  от традиционных, может достигаться  при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.)- Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

 

Ценовая конкуренция 

Сегодня ценовая конкуренция в  значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления  товаров (полупроводники, бытовая электронная  аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое  «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию  достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя  мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен  неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически  неисчерпаемыми возможностями воздействия  на потребительские параметры продукции.

Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к  практически повсеместной трансформации  понятия цены как таковой в  многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления  товаров на протяжении всего срока  его службы. Лежащие за пределами  цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности.

Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить  только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны  определенные условия, характеризуемые  как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости  давно замечена и внимательно  изучается. Так, международная организация  «Европейский форум по проблемам  управления» (ее центр в Женеве) регулярно  проводит исследования по оценке конкурентоспособности  западных стран. При этом понятие  «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная  возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

 

Факторы конкурентоспособности

Для определения конкурентоспособности  страны используется около 340 показателей  и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов:

1. экономический потенциал и  темпы роста экономики; 

2. эффективность промышленного  производства;

3. уровень развития науки и  техники, темпы освоения научно-технических  достижений;

4. участие в МРТ;

5. динамичность и емкость внутреннего  рынка;

6. гибкость финансовой системы;

7. воздействие государственного  регулирования экономики;

8. уровень квалификации трудовых  ресурсов;

9. обеспеченность трудовыми ресурсами;

10. социально-экономическая и внутриполитическая  ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис  конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется  приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о  степени адаптации экономики  к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей  внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров  или освоение новых рынков. В этом глубоком понимании глобальной структуры  мирового спроса, в способности динамично  на него реагировать, одновременно активно  формируя его в нужном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"