Шпаргалка по «Экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_mikroekonomike_2.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

При всей Новизне методологического  подхода представители маржинализма не отвергли прошлые достижения экономической  мысли. Маржинализм явился как бы продолжением идей классиков, с учетом их конкретных проявлений в реальной действительности.

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители входивших в него школ ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии – свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т.д. Неоклассики ставили задами исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы  А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политической экономии» па «экономике». Новый термин, содержащийся в названиях произведений У.С. Джевонса и А. Маршалла, получил широкое распространение.

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких  экономических категорий, как собственность  и стоимость, а сосредоточилась  на внешних проявлениях рыночного  хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки. Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механизма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому элементу.

Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элементов рынка преимущественно не в качественном, а в количественном аспекте.

Основоположником неоклассического направления является Альфред Маршалл (1942–1924), вошедший в историю мировой  экономической мысли благодаря  своей работе «Основы экономической науки». В ней он исследовал взаимное влияние цены, спроса и предложения. Цену А. Маршалл понимал как количественный феномен, определяемый меновыми пропорциями товаров и денег. Конкуренция потребителей и производителей, проявляющаяся через взаимодействие цены спроса и цены предложения, формирует цену равновесия, которая с одной стороны обусловлена совпадением спроса и предложения, а с другой – приводит спрос и предложение в соответствие. В свою очередь спрос определяется субъективными оценками полезности товаров, а предложение – издержками производства. Предельная полезность обусловливает максимальную цену (цену спроса), которую покупатель согласен уплатить за данный товар, а предельные издержки – минимальную цену (цену предложения), по которой продавец согласен продать товары. А. Маршалл описал зависимость величины спроса и величины предложения от изменения цены на данный товар и раскрыл механизм приближения фактической цены к цене равновесия. Графическая иллюстрация этого механизма получила название «крест Маршалла». Ограничившись анализом сферы проявления закономерностей рыночного механизма, ученый дополнил теоретическую модель рынка рядом новых элементов, имеющих прикладное значение для практической деятельности рыночных хозяйствующих субъектов.

Современная экономическая  мысль во многом связана с именем Дж.М. Кейнса (1883–1946), основателя теории государственного регулирования рыночной экономики. Концепция Кейнса наиболее полно изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это была своего рода теоретическая реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Она отражала общее разочарование в господствовавшем ранее представлении об эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. Главное теоретическое положение состоит в том, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства. Новаторский дух экономических взглядов Кейнса состоял, прежде всего, в новом методологическом подходе. Во-первых предметом своего анализа он сделал экономику страны в целом, что позволило назвать этот подход макроэкономическим. Во-вторых, он разработал концепцию «эффективного спроса», то есть потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Предшественники Кейнса в анализе экономических процессов предпочитали микроэкономический подход – исследовали прежде всего отдельные фирмы. Причем возможность достижения эффективного функционирования фирмы обусловливалась возможностью эффективного функционирования экономики в целом. Предполагалось, что длительная вынужденная безработица отсутствует.

Центральная идея его  концепции – проблема «эффективного  спроса». В отличие от своих предшественников, Кейнс заявлял, что динамика национального  дохода определяется не факторами предложения, а факторами спроса. Эффективный, т.е. совокупный, платежеспособный спрос, от которого зависит уровень занятости, состоит из потребительского и инвестиционного спроса (потребления и накопления). Анализируя основные компоненты эффективного спроса – потребление и накопление, ученый пришел к выводу, что их сумма может быть недостаточной для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда – возможность вынужденной безработицы, депрессии и экономические кризисы и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. С целью активизации и стимулирования совокупного спроса Кейнс советовал расширять государственные расходы, закупки государством товаров. При этом он не обращал внимания на то, что рост государственных расходов приведет к бюджетному дефициту. Напротив, полагал, что рост государственных расходов возымеет положительное воздействие на экономику, будет способствовать увеличению производства и занятости.

Вывод ученого о неизбежности вмешательства государства в дела экономики отражал реальную тенденцию к усилению государственного регулирования экономических процессов, и в этом смысле оказался намного реалистичней прежнего неоклассического учения. Однако Кейнс не смог предвидеть того, что государственное вмешательство в тех его формах, которые он пропагандировал, – в формах регулирования спроса, в реальной действительности привело к серьезным противоречиям, что требовало в рыночной экономике объективных пределов государственного регулирования экономики. В конце 60-х гг. XX в. кейнсианство оказалось в состоянии глубокого кризиса и уступило место неоконсервативным теориям. Большую известность получают неолиберальные концепции.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. возникает другое важное направление неолиберальной концепции – монетаризм, основателем которого считается американский экономист М. Фридман (1912).

Монетаризм – это  теория управления экономическими процессами на макроуровне с помощью регулирования  денежной массы. Монетаристы утверждают, что главным механизмом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство государства в экономику должно ограничиваться лишь денежной сферой. Деньги рассматриваются ими как основной элемент анализа, фундамент экономического прогнозирования и главный инструмент экономической политики государства.

Монетаристы, базируясь  на классической экономической теории, согласно которой рыночная конкуренция  обеспечивает гибкость цен и ставок заработной платы, считают, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены товаров и ресурсов, а не на уровень производства и занятости, как считал Кейнс. На основании этого монетаристы заявляют, что рыночная система, при условии, что она не подвергается государственному вмешательству, обеспечивает макроэкономическую стабильность.

Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство  по кейнсианским рецептам может дать кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, так как  препятствует действию рыночных саморегуляторов. Государство, по их мнению, осуществляя меры по поддержанию монополий, установлению минимальных ставок заработной платы и т.п., усиливает негибкость цен и заработной платы и в результате подрывает способность рыночной экономики обеспечивать стабильность. Вес крупнейшие потрясения в мире объясняются не нестабильностью рыночной экономики, а являются результатом ошибок государственного регулирования. Следовательно, государственный сектор должен быть урезан. Экономическую роль государства следует ограничить управлением денежным обращением. Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Именно деньги, а не административные методы (налоговое и бюджетное регулирование) способны лучше всего обеспечить экономическую стабильность. Если Кейнс делает упор на бюджетную политику, то Фридман – на денежно-кредитную. Деньги – особый товар. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар. Деньги влияют на цены, потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства. Причем в обществе существует стабильный спрос на деньги, а предложение денег не стабильно, оно зависит от субъективных решений кредитных институтов.

Резкие изменения величины денежной массы в обращении могут  явиться источником диспропорции. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

Монетаристы выступили  против социальных мер правительства  на поддержание низкооплачиваемых  слоев населения. Они заявили, что  в конечном итоге такие меры создают  иждивенческие настроения, не улучшают, а ухудшают положение малоимущих и всей экономики в целом..

В начале XX в. в различных отраслях гуманитарных исследований распространяется институциональный подход к анализу общественных явлений. Институционалисты предложили расширить предмет экономической науки за счет включения в него социокультурных факторов: социологических, правовых, антропологических, психологических, исторических и т.п. Эта теория имеет междисциплинарный характер и значительное внимание уделяет проблемам социальной и корпоративной организации, психологии коллектива, государственного и внутрифирменного управления. Основными вопросами считаются не функционирование, а развитие экономических систем.

Методологические и  теоретические принципы институционализма  берут начало в произведениях  Торстейна Веблена (1857–1929) «Теория  праздного класса», «Очерки современной меняющейся системы», «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время» и другие. Т. Веблен критиковал модель «экономического человека» как рационального потребителя и выдвинул идею о необходимости изучения влияния на экономические процессы социальных факторов. Он полагал, что производственная деятельность находится под сильным влиянием социальных институтов: родительских чувств, любознательности, инстинкта мастерства, инстинкта соперничества и т.д. Т. Веблен рассматривал ход истории как «естественный отбор институтов», в ходе которого и сформировалось современное общество с его социально-экономическими особенностями. Ученый предложил свою классовую структуру общества. Наиболее влиятельными институтами являются, по его мнению, «индустрия» и «бизнес». Индустрия представлена рабочими, техническими служащими, инженерами; цель их деятельности – создание благ, повышение эффективности хозяйства. Для «бизнеса», под которым понимаются банкиры, представители финансового капитала, на первом плане – не создание благ в интересах общества, а нажива.

Концепции институционализма  исторически предшествовали кейнсианству и выступили в качестве одного из теоретических источников этого  направления экономической мысли.

 

5. Предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества. Если же рассматривать вопрос более детально, то предмет экономической теории - это все экономические явления и процессы, общие и частные экономические законы, влияющие на экономические явления, определяющие развитие производства и обмена материальных благ на различных этапах развития общества, хозяйственная деятельность общества, природа богатства, мотивация человеческой деятельности, общественные отношения между людьми, возникающие в различных формациях и обусловленные общественным строем производства.

Как всякая серьезная  фундаментальная наука, экономическая теория базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

принцип взаимодействия теории и практики: экономическая  теория на научном уровне изучает  вполне жизненные явления и процессы, а научные выводы и исследования применяются на практике и объясняют многие аспекты деловой жизни общества;

принцип единства макро- и микроанализа: экономическая теория изучает и макроэкономику (экономическую  систему в целом), и микроэкономику (отдельные экономические субъекты и явления как элементы экономической системы в условиях рыночного хозяйства) в неразрывной связи;

принцип историзма: экономическая  теория учитывает неоднозначности  действий законов экономики в  различных исторических условиях.

На этих принципах  базируются основные законы экономической теории.

Экономическая политика государства представляет собой основной путь экономических действий, координирование направлений экономических процессов, образующих в совокупности государственные меры, путем которых происходит достижение поставленных целей и задач, а также решаются проблемы социально—экономического характера. По своей сущности экономическая политика необходима для воплощения и выражения целей страны, государства и всего народа, их интересов, задач. Однако в данной политике имеется место и выражению интересов, различных взглядов членов правительства, от которых находятся в зависимости целенаправленные социально—экономические направления развития.

Обусловленность экономической  политики также определяется исторически  сложившейся экономической обстановкой в государстве, установленными ранее постановлениями и обязательствами. Большая роль по предопределению политики принадлежит уровню активности экономики, состоянию народного хозяйства, а также рынка, динамике роста и спада производства, спросу на товары и услуги и их предложения. Выделяют меняющие друг друга процессы экономического развития:

1) подъем, т. е. экономический рост;

2) высокая экономическая конъюнктура;

3) спад, т. е. кризис в экономике, рецессия;

4) низкая экономическая конъюнктура или депрессия.

От местонахождения экономики  страны в перечисленных выше процессах  зависит определение действий экономической  политики государства и его правящих органов. Основными компонентами реагирования правительства страны служат объемы и динамика спроса и предложения, валового внутреннего продукта, цен, безработицы, занятости.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике»