Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по микроэкономике 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Между запасами и потоками существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других.

Показатели экономической  конъюнктуры выполняют важную индикативную функцию. К ним относятся:

  • ставка процента (i);
  • норма (ставка) доходности актива (r);
  • уровень цен (P);
  • инфляция (π) ;
  • уровень безработицы (u) и др.

Многие макроэкономические показатели имеют номинальные и  реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении.

Поскольку некоторые показатели (например, ВВП/ВНП) измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления  за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т.е. необходимо различать  номинальные и реальные величины.

Номинальный ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных  товаров и услуг в текущих (т.е. действующих в данном году) ценах. На величину номинального ВВП/ВНП оказывают  влияние динамика реального объема производства и изменение уровня цен.

Реальный ВВП/ВНП –  это номинальный ВВП/ВНП, скорректированный  с учетом изменения цен или  выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП.

 

13. Спрос и величина спроса. Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором  благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды  спроса:

  • Индивидуальный спрос
  • Рыночный спрос
  • Спрос на факторы производства (Спрос производства)
  • Потребительский спрос

Факторы влияющие на спрос

Максимальная цена, которую  покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )

Различают экзогенный и эндогенный спрос.

Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

Эндогенный спрос (внутренний спрос) -образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами  называют функцией спроса. 
В самом общем виде ее записывают следующим образом где:

  • — величина спроса на рассматриваемый товар;
  • цены рассматриваемого и других товаров;
  • — потребительский доход;
  • — ожидания потребителей относительно будущих цен;
  • — денежный доход потребителей;
  • — количество потенциальных покупателей;
  • — вкусы и предпочтения потребителей;
  • — другие факторы.

Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными  для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).

Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить  четкое различие между спросом и  величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

  • — Цена
  • — Объем спроса
  • — Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

Факторы, оказывающие  воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

2. Доходы потребителей.

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей.

При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных  покупателей, тем выше рыночный спрос  на товар.

4. Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Различают условно три группы "других" товаров:

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
  • заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
  • дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие  и товары-заменители будет оказывать  существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может  служить ситуация 70-80-х гг. на рынке  нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар  дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

5. Экономические ожидания потребителей.

Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

К неценовым факторам влияющим на спрос относят:

  • Изменения в денежным доходах населения
  • Изменения в структуре и количестве населения
  • Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
  • Экономическая политика государства
  • Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Исследование  неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

  • С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
  • С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих  случаях:

  • Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
  • Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
  • Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
  • Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

14. Эффект дохода и эффект замещения в интерпретации  Е.Слуцкого и Д. Хикса.

Во-первых, снижение цены некоторого товара при постоянстве  цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара (данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам). В то же время, хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Разумно предположить, что вследствие этого обстоятельства потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Или, иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет увеличение объема спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие относительного удешевления данного товара.

Во-вторых, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать  так же, как повышение реального  дохода потребителя. В самом деле, если в первоначальной ситуации (до снижения цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров потребитель способен приобрести этот, бывший ранее оптимальным, набор А, причем в распоряжении потребителя еще останется некоторая сумма денежных средств, которая может быть истрачена на приобретение дополнительных единиц как подешевевшего товара, так и любого другого из множества доступных потребителю товаров. Таким образом, снижение цены некоторого товара вызывает увеличение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

Рассмотрим теперь, как же повлияет это увеличение реального  дохода на объем спроса потребителя  на данный товар. На первый взгляд кажется, что объем спроса должен возрасти или по крайней мере не уменьшиться. Однако при более внимательном изучении ответ представляется не столь однозначным. Ведь, как помнит читатель из лекции 15, раздел 1, объем спроса на одни товары вследствие увеличения дохода потребителя может возрастать (нормальные товары), в то время как на другие товары - снижаться низшие блага.

Сказанное выше позволяет нам сделать следующий  вывод: изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение  объема спроса потребителя на этот товар двумя путями. С одной  стороны, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой - под влиянием изменения реального дохода потребителя. Понимание этого обстоятельства привело экономистов к выводу о целесообразности разделения о

бщего эффекта  изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

Под эффектом замены экономисты понимают изменения объема спроса, вызванное исключительно  изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого  набора благ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"