Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:59, шпаргалка

Краткое описание

Экономика — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.
Теоретическое направление также называют экономической теорией — рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_k_ekzamenu_po_distsipline.docx

— 272.49 Кб (Скачать файл)

Классификация форм собственности

  • Государственная: федеральная собственность и собственность субъектов федерации
  • Муниципальная
  • Частная: собственность граждан и собственность юридических лиц

13)Формы общественного производства (хозяйства). Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, виды товарного хозяйства.

Натуральное хозяйство. Это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. Естественной формой богатства здесь выступает натуральный продукт – материальное благо, имеющее потребительную стоимость. В натуральном хозяйстве наиболее четко определяются главные проблемы экономики: что создавать, как это делать и для кого предназначаются продукты. Эти проблемы решаются собственниками, работниками натурального хозяйства с учетом только внутрихозяйственного Потребления.

 

Натуральному хозяйству присущи  следующие черты. Все виды работ, начиная с добывания предметов  труда и заканчивая завершающей  стадией производства, ведутся в  самом хозяйстве. В натуральном  хозяйстве слабо развито общественное и преобладает естественное разделение труда. Характерными чертами также  являются замкнутость, отсутствие связи  с другими хозяйственными единицами. Все потребности производителя  здесь удовлетворяются за счет собственного хозяйства. В производстве используются примитивные орудия труда, в силу чего низок уровень производительности труда. Натуральному хозяйству присущ консерватизм, для него характерно повторение производства в прежних  размерах, на прежних основаниях.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, особый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд – самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

В товарном производстве по-иному, чем  в натуральном хозяйстве, рассматриваются  главные проблемы экономической  организации, связанные с созданием  полезных вещей. Что создавать, как  для этого использовать природные  ресурсы и для кого предназначаются  продукты - все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.

Основным условием возникновения  товарного производства является общественное разделение труда, при котором производители  специализируются на выработке определенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Виды товарного  хозяйства

а) простое  товарное производство - характерным является представление в одном лице производителя материальных благ, предпринимателя и собственника средств производства

б) всеобщее (крупное) товарное производство - при такой форме хозяйствования используется наемная рабочая сила. Наемные работники не являются собственниками ни средств производства, ни созда¬ваемого продукта. Они отдалены и от управления производ¬ством.Крупное товарное производство всегда рассчитано на ис-пользование значительной массы труда и капитала. На боль¬ших фабриках и заводах интенсивно развивается единичное разделение труда, формируется совокупный работник. В ка¬честве технической базы используются машины, приведенные в производственную систему.Следует отметить, что в условиях всеобщего товарного производства на рынок выбрасываются огромные массы про¬дукции. В торговый оборот втягиваются все факторы произ¬водства. Специфическим товаром становятся рабочая сила, а также научно-техническая информация.

14)Формы общественного производства (хозяйства). Необходимые условия развития товарного хозяйства.

Условия возникновения  товарного производства:

1) общественное разделение труда  (организационно-хозяйственная основа), которое означает специализацию  производителей на изготовлении  отдельных видов продуктов или  определенной производственной  деятельности.

Общественное разделение труда, по Марксу, проявляется в трех основных формах:

- общее разделение: земледелие, промышленность (на его большие роды);

- частное разделение этих родов  на виды и подвиды;

- единичное разделение труда  внутри предприятия.

2) экономическая обособленность  производителей есть такое их  состояние, которое позволяет  им относительно свободно распоряжаться  производимой продукцией, отчуждать  ее, владеть ею и использовать  ее по своему усмотрению, т.е.  быть ее собственником.

3) обмен произведенными товарами  через рынок формирует экономические  связи между обособленными товаропроизводителями,  обеспечивая слияние сфер производства  в совокупный общественный воспроизводственный  организм. Он обеспечивает единство  процессов экономического обособления  и общественного разделения труда.

15)Понятие, функции и модели рынка. Рынок совершенной конкуренции.

Рынок – это совокупность общественных отношений в процессе производства и потребления товаров и услуг с целью получения прибыли, включая механизмы регулирования этих отношений

Функции

  1. Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.
  2. Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности.
  3. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
  4. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
  5. Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Модели рынков

Совершенная (чистая) конкуренция. На рынке действует много продавцов одного товара и множество покупателей. Цена устанавливается стихийно. !Ни один из продавцов не влияет на деятельность на рынке. Отсутствуют барьеры входа/выхода. Все участники рынка обладают одинаковой и полной информацией о рынке

16)Понятие, функции и модели рынка. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Барьеры входа и выхода.

  1. Монополия (единовластие). Это рынок на котором действуют много покупателей и один продавец уникального товара. Конкуренция отсутствует. Цены устанавливает продавец. !Наличие барьера входа на рынок.

Причины появления барьера:

  • Величина капиталовложений
  • Наличие авторских прав
  • Ограничение деятельности на рынке государством
  1. Олигополия. Это рынок на котором действуют несколько крупных продавцов, связанных между собой негласными соглашениями об условиях деятельности на рынке
  1. Монополистическая конкуренция. Это рынок на котором множество покупателей и несколько продавцов дифференцированного товара

17)Понятие и структура рынка (виды рынков).

Рынок – это совокупность общественных отношений в процессе производства и потребления товаров и услуг с целью получения прибыли, включая механизмы регулирования этих отношений

Структура

  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
  • Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
  • Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
  • Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
  • Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
  • Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
  • Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
  • Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

18)Внешние эффекты (экстерналии): понятие, виды, примеры.

Экстерналия (внешний эффект) в экономике — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Виды

По результатам  воздействия на субъект:

  • Отрицательные(загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом);
  • Положительные(расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения).

По направлениям действия:

  • производственные — экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;
  • потребительские — экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя; смешанные (производство-потребление — экономическая дея-тельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство — экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

По характеру  воздействия на субъект:

  • технологические — последствия экономической деятельности, ко-торые не охватываются рыночными процессами; денежные — результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

По степени  воздействия на субъект:

  • предельные — эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
  • интрамаржинальные — эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По влиянию  на благосостояние других лиц:

  • Парето-непротиворечивые — ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
  • Парето-противоречивые — ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

По способу  трансформации внешних эффектов:

  • устраняются при государственном регулировании;
  • путем переговоров.

19)Трансакционные издержки: понятие, типы, примеры.

Трансакционные издержки – это издержки связанные связанные с заключением договоров и исполнением его условий

Типы

  1. Издержки сбора и обработки рыночной информации (Пример: продажа машины. Поиск потенциального покупателя на рынке перекупщиков либо в интернете. Учет стоимости машины при ее первоначальной покупке и срока эксплуатации)
  2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов (Пример: Опять же продажа машины. Переговоры с покупателем о цене (торг). Далее заключение договора о купле/продаже)
  3. Издержки контроля и исполнения условий (Обе стороны должны соблюдать условия договора о купле/продаже, такие как:  продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить; продавец оповестил покупателя о техническом состоянии автомобиля и об имеющихся неполадках)
  4. Издержки оппортунистического поведения
  5. Издержки спецификации и охраны прав собственности

20)Экономические цели участников экономического процесса.

Экономической целью фирмы как  экономического агента является максимизация общей прибыли

Экономической целью домохозяйства как экономического агента является максимизация полезности

21)Экономическая политика государства: понятие, цели, виды.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей.

Цели

Экономическая политика государства  в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа

1. Цель экономического  роста. Это общая конечная цель для каждой национальной экономики в условиях рынка и в условиях переходной экономики Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения. Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:

-инвестиционных процессов; 

- реструктуризацию экономики; 

-эффективную занятость; 

-рост производительности труда; 

-достаточный платежеспособный  спрос населения и др.

2.Цель эффективной  занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.

3. Цель роста  экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.

4. Цель стабильного  уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"