Шпаргалка по дисциплине "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 00:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Государственное регулирование экономики".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты_и_ответы_гос.рег.экономики.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Билет № 1

  1. Экономическая стратегия в рыночном хозяйстве.

Экономическая стратегия – планы и программы высшего руководства по достижению  долгосрочных экономических и социальных результатов, соответствующих целям и задачам страны, региона, организации.

Содержание и методы реализации ЭС зависят от большого числа разнообразных факторов и в немалой степени от того, на уровне какого субъекта рассматривается (формируется и реализуется стратегия, - происходит ли это на уровне предприятия (корпорации, фирмы и т.п.) или на уровне макроэкономического объекта (страны, группы стран, региона).

По первой группе объектов (корпорации и фирмы) вопросы формирования и реализации ЭС хорошо разработаны и в теории и на практике. По проблемам же ЭС на макроуровне среди ученых и политиков имеются разногласия методологического порядка. Весьма распространенным является мнение, что в рыночной экономике (которая строится на приоритете индивидуальных интересов) теоретически неоправдана даже постановка вопроса о ЭС страны в целом.

При этом для доказательства используется известная «теорема К.Эрроу» о невозможности (при наличии суверенитета и рациональности потребностей) определения общественных приоритетов, которые бы соответствовали индивидуальным приоритетам.

Между тем реальная практика говорит о несоответствии абстрактных постулатов такого рода потребностям стран и народов. Стратегические подходы к экономической политике осуществляют практически все претендующие не самостоятельность государства.

ЭС может быть представлена как процесс соотнесения целей и средств ее долгосрочного экономического развития во времени и на территориальном пространстве. Именно набор целей, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей общества, и ранжирование их по приоритетам составляет главное содержание ЭС. Важно, чтобы эти цели были соразмерны средствам их достижения (прежде всего, потребным ресурсам) и четко выстроены в координатах времени и пространства.

Среди типовых целей, составляющих в том или ином сочетании  содержание ЭС современных государств с рыночной экономикой, можно выделить:

  • Экономический рост
  • Обеспечение полной (эффективной) занятости
  • Экономическая эффективность
  • Стабильный уровень цен (борьба с инфляцией)
  • Обеспечение необходимого уровня экономической свободы
  • Справедливое распределение доходов
  • Экономическая и социальная обеспеченность
  • Экологическое равновесие
  • Торговый баланс во внешнеэкономических отношениях.
Инфраструктура рыночного  хозяйства

Рынок – система экономических отношений между продавцами по поводу купли-продажи товаров, в которой формируется спрос, предложение и цены.

Рыночное хозяйство – конкретно-историческая форма организации экономики, основанная на саморегулировании экономических процессов.    

Инфраструктура (греч. за пределами строения) – совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих общие условия функционирования экономики.

Инфраструктура – совокупность инструментов, форм, методов и процессов функционирования РЭ.

Рыночная  инф-ра (РИ) - совокупность инструментов, форм, методов и процессов  обеспечивающих общие условия нормальной рыночной экономики.

Элементы рыночной инфраструктуры:

1.Информация, телекоммуникации, транспорт,  связь.

2.Кредитно-финансовая сфера. Фондовый  рынок.

3.Торгово-сбытовая сеть.

4.Социально трудовая сфера 

5.Рынок комплексных посреднических услуг и услуг специального характера.

Рыночная инфраструктура – формировалась постепенно одновременно с развитием рынка.

13. Антимонопольное  регулирование: содержание, значение  для развития рыночной экономики.

Основным  регулятором рыночной экономики  является соотношение спроса и предложения. На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров.

На рынках товаропроизводители  и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта, победа в которой обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития.

Ограничение конкуренции  приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным  товаропроизводителям, следствием чего являются ограничение количества товара, неполное удовлетворение потребности в нем, необоснованное повышение цен, снижение качества. Поэтому во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство.

Первый законодательный акт, направленный на защиту конкуренции и интересов потребителей, в США - Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещались: тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность; монополизация рынка и попытки его монополизации.

Закон Клейтона (1914 г.)- запрещались: дискриминация потребителей в ценах; переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую  политику различных компаний, действующих  на одном рынке; приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерного капитала другой корпорации (в какой-либо сфере деятельности или рынка); другие операции, если их результатом могло быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности; использование рынка ценных бумаг для монополизации рынков.

Для контроля создаются  антимонопольные органы, которые  имеют достаточно большие права: право доступа к любым необходимым им документам фирм, против которых возбуждено дело, право проведения обследований, направлять дело в суд.

При этом антимонопольные  органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут  осуществлять действий, следствием которых  может быть нанесение какого бы то ни было финансового ущерба.

Окончательное решение  о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд. В России — это арбитражный суд.

Особенностью экономики  России советского периода была монополизация  практически всех рынков. В ее основе были директивное планирование и плановый товарообмен по устанавливаемым и регулируемым государством ценам.

Ныне антимонопольная  деятельность в России осуществляется по тем же принципам, что и в  мировой практике. Это отражено в Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Вместе с тем практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. В настоящее время проводится контроль слияний, создания переплетающихся директоратов, приобретения крупных пакетов акций предприятий-конкурентов. (Статья 18 Закона. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства).

В России антимонопольная  система создана на двух уровнях: федеральном — Государственный комитет по антимонопольной политике и территориальном (субъектов Федерации) — территориальные антимонопольные управления. Их функции подробно рассмотрены в ст. 11-16 Закона "О конкуренции...".

Антимонопольный орган  может:  не дать разрешения на приобретение пакетов акций, направить нарушителю предписание, наложить штраф, за невыполнение последнего, привлечь к уголовной ответственности должностных лиц.

Особо решается вопрос экономического управления хозяйственной деятельностью  естественных монополий. К естественным монополиям относятся:

1) монополия, существование  которой объясняется объективными  причинами, состоящими в экономии  на издержках. Если одна фирма  по объективным причинам выпускает  товар с меньшими издержками, чем другие, то она носится  к естественным монополиям (в России не применяется);

2) монополии в областях, в которых создание конкурирующих  произ-в экономически нецелесообразно.

К таким монополиям могут  быть отнесены: "Единая энергетическая система", "Транснефть", "Газпром", Московская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие аналогичные производственно-хозяйственные структуры. В мировой практике такое регулирование осуществляется путем: установления на договорной основе цен на представляемые товары (услуги) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу пользователей с учетом поддержания воспроизводственных процессов естественной монополии, установления разумных цен товаров и услуг для потребителя конечной продукции; контроля издержек производства естественных монополий.


 

Билет № 2

2. Современные концепции государственного регулирования экономики.

Рынок - система свободных цен, прибылей и убытков - вот Бог, к которому обращены взоры экономистов-неоклассиков. Центром создаваемой ими рыночной системы, ее «движителем», является предприниматель, от успешной, прибыльной  деятельности которого зависит благополучие всех групп населения. Государственное вмешательство рассматривается как сила, разрушающая способность хозяйственной системы к саморегулированию. Его роль должна заключаться в охране закона и порядка, в защите прав собственности, поддержании конкуренции и т.п.   Среди активных мер - стимулирование рыночных сил и предпринимательства. Именно эти  главные задачи поставили перед правительствами экономисты-неоклассики в сложнейших условиях стагфляции (стагнация+инфляция), в которой оказалась мировая капиталистическая экономика в середине 70-х годов.

Антиинфляционная  политика (монетаризм). Создатель теории профессор Чикагского университета лауреат Нобелевской премии М.Фридмен отстаивает тезис об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Он сформулировал «денежное правило» для государственной экономической политики - Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса вне зависимости от хозяйственной конъюнктуры, не допуская роста денежной массы  более чем на 3-5 % в год. Эти цифры должны служить ориентирами при осуществлении антиинфляционной политики. Последняя также включает такие меры, как установление высокого банковского процента; прекращение роста заработной платы; экономию на бюджетных расходах. 

Концепция преодоления  стагнации (теория предложения). Представители теории - А.Лаффер, Дж.Гилдер. Концепция содержит обоснование системы государственных мер, направленных на стимулирование предложения капиталов и рабочей силы, главная среди которых - налоговая политика. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды.

Снижение налогов явилось  важным составным элементом экономической  программы президента США Р.Рейгана  в 1980-х годах, известной как «рейганомика». 

Многие документы, такие, например, как среднесрочная программа Правительства РФ на 1997-2000 г.г. «Структурная перестройка и экономический рост», были разработаны с использованием институциональных подходов, однако теоретические, методологические подходы и практические механизмы применения этого направления новейшей теории экономики в полной мере пока не освоены и используются неэффективно.

Институционалистов (И) всегда отличала глубокая убежденность, что экономическая наука относится к наукам социальным: социальный и исторический анализ должны присутствовать в экономическом исследовании. Представителей ИН интересовала проблема экономической власти и контроля над ней. Считали, что в основе эволюции человеческого общества лежат изменения в производстве.

По мнению И, ключом к экономическому росту служит эффективная организация экономики, которую обеспечивают институциональные системы. Институтами, обеспечивающими долговременный экономический рост, являются в первую очередь законы, правила, формирующие побудительные механизмы. Стимулы представляют собой фундаментальные детерминанты экономического поведения людей. Институты, определяя структуру, рамки человеческих взаимоотношений на основе формальных и неформальных ограничений, уменьшают неопределенность, тем самым, повышая эффективность принимаемых решений, обеспечивая условия для расширенного производства.

И признают роль технологий (производительных сил) в осуществлении процесса воспроизводства, помогающих «найти факторы экономического роста». По их мнению, технологии задают верхний предел достижения экономического роста. Но главное внимание они обращают на то, как, с помощью каких механизмов человечество может реализовать успехи современных технологий, - без учета стимулов, без механизма рационального использования всех факторов экономического роста, при снижении трансакционных издержек.

Формирование институциональной  системы в каждый данный период времени  должно учитывать траекторию предшествующего  развития, что представляет собой  решающее условие к пониманию  долгосрочных экономических изменений. Институты связывают прошлое и будущее, позволяют понять взаимоотношения между обществом и экономикой и влияние этих отношений на общественное производство. Тем самым расширенное воспроизводство касается не только материальных и интеллектуальных сфер развития общества, но и институциональной среды.

Важными факторами, обеспечивающими  расширенное воспроизводство являются также учет ментальности людей, перерабатывающих информацию и принимающих на этой основе политические и экономические решения в ситуации выбора; способность институтов минимизировать трансакционные издержки, увеличить совокупный доход общества за счет принятия соответствующих законодательных актов, учитывающих социально-экономические последствия принимаемых решений.

17. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательство с целью получения доходов. В широком смысле это – предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики; в узком – экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

-  новаторство;

  • ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Нес вязанная с ответственностью деятельность – это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;
  • ориентация на достижение экономического и, может быть, морального успеха;
  • реализация особой функции – обеспечение развития и совершенствования экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.

Предпринимательство –  одна из форм бизнеса. Бизнес – это  система, охватывающая всех хозяйствующих субъектов и интегрирующая их деятельность в одно целое. Он чаще всего характеризуется как: Дело (работа); Любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера – это тоже бизнес); Система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.

Суть бизнеса заключается в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом, и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым подобный бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют:

  • потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес;
  • с учетом размеров различают: мельчайший, мелкий, средний и крупный бизнес;
  • по формам собственности можно выделить: частный, государственный, коллективный бизнес;
  • с учетом формы приложения капитала говорят о бизнесе в промышленности, торговле, образовании и т.д.;
  • по правовому положению можно выделить: индивидуальные фирмы, полное товарищество, коммандитное товарищество на вере, кооператив, смешанное общество и т.д.

Одной из разновидностей предпринимательской деятельности является коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения.

К новейшим видам предпринимательской деятельности можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства), факторинг (деятельность, ускоряющая торговые сделки), инжиниринг, консалтинг, мерчендайзинг (торговля за свой счет под торговой маркой известной компании, за что уплачивается соответствующая сумма) и др.


 

Билет № 3

Под экономической политикой понимается система государственных мер косвенного (рыночного) и прямого (административного) воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

Когда гос. устан. цены для  отраслей коммунального обслуживания, определяет, кому и что продавать, мы имеем дело с таким видом административного воздействия, как экономическое регулирование. С развитием общества экономическая политика гос-ва, формы и методы гос. регул. Э, их интенсивность обретают свойства составной части воспроизводственного процесса, превращаются во все более значимый фактор его эффективности.

Экономическая политика ставит своей целью содействие в обеспечении максимального уровня эффективности общественного производства в каждый данный момент и на обозримую перспективу. Эффективность производства товаров – это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Рост подобного соотношения означает лучшее использование трудовых, финансовых, материальных, энергетических, технологических ресурсов, он означает восходящее развитие экономики; снижение его ведет, как правило, к спаду в экономической динамике.

Наиболее обобщенным показателем эффективности вступает производ. труда – отношение результатов производства к затратам труда. Более высокая производ. характеризует более высокую форму экономического управления. Динамика производ. труда отражает эконом., полит., соц. и культ. развитие общ-ва, обусл. его состояние в перспективе.

Целью государственной  ЭП является обеспечение рыночных отношений, поддержание рынка, социальная защищенность и социальное развитие.

Соц.политика в РЭ обычно рассм. как определенное направление  деятельности гос. в рамках проводимой им ЭПолитики. Среди составных элементов последней выделяют: структурную, инвестиционную, научно-техническую, аграрную, внешнеэкономическую политику и т.д., однако особое значение имеет в ней социальная политика. Объектом соц. политики являются различные общественные, профессиональные, территориальные и иные группы людей, а также общество в целом. Предметом соц.политики в экономическом аспекте является распределение части вновь созданного дохода, но не по экономическим, а иным критериям, т.е. не по критериям результативности в созидании благ.

Основными задачами экономической политики названы:

  1. обеспечение зашиты собственности;
  2. обеспечение равенства условий конкуренции;
  3. освобождение предпринимателей от административного гнета (обеспечение применения законов прямого действия, упрощенного порядка регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и т.д.);
  4. снижение налогового бремени;
  5. совершенствование таможенной политики;
  6. развитие финансовой инфраструктуры (банковская система должна быть очищена от нежизнеспособных орг-ций, фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций);
  7. реалистичная социальная политика (адресность);
  8. обеспечение законности – власть закона;
  9. развитие федеральных отношений.

Проект стратегии развития РФ до 2010 г., подготовленный центром  стратегических разработок: ЭП должна обеспечивать высокие устойчивые темпы роста, новое качество рынка, т.е. создание и освоение новых технологий, повышения эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов. Ключевым является предпринимательская инициатива и снятие искусственных ограничений для ее раскрытия, создания благоприятного инвестиционного климата, для чего в первую очередь необходимы:

  1. гарантия прав частной собственности;
  2. обесп. рыночной конкуренции и недопущение монополизации рынков;
  3. деформирование адекватных современным задачам институтов рыночной инфраструктуры (прежде всего надежных финансовых учреждений);

Исходя из основных задач  предложенный, проект стратегии предусматривает: а) меры по модернизации экономики (формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечение высокого уровня экономической свободы, обеспечение защиты прав собственности, обеспечение равных условий конкуренции, принятие мер борьбы с оттоком капитала, регулирование банковской системы, развитие фондового рынка;

б) макроэкономическая политика (- реформирование налоговой системы; - совершенствование таможенной политики; - бюджетная политика (приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами, инвентаризация государственных обязательств и бюджетных расходов, окончательный переход на казначейское исполнение, консолидация внебюджетных фондов); - создание эффективной системы межбюджетных отношений; - развитие системы инструментов денежно-кредитной политики, развитие платежной системы; - реструктуризация внешнего долга);

в) структурная политика – основной целью должна стать повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынке;

г) реформа естественных монополий.

19.Регулирование  сбережений, потребления и инвестиций  в целях эффективного социально-экономического развития.

Сбережение – часть национального располагаемого дохода, которая не израсходована на конечных потребление. С является источником финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Данный показатель характеризует прирост национального богатства за счет производства данного года.  С может быть исчислено на валовой и чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сбережение -  отложенное потребление. Временное изъятие финансовых ресурсов из оборота. Различают:

  • Личные чистые сбережения – средства, которые население откладывает из доходов после вычета налогов
  • Чистые сбережения корпорации – часть доходов фирмы, которая не выплачивается в виде дивидентов
  • Чистый излишек на уровне правительства (государства).

Валовое национальное С – часть валового национального располагаемого дохода, которая не входит в конечное потребление. В него также входит чистое сальдо (положительное или отрицательное), которое представляет собой разницу между изменениями страховых резервов в пенсионных фондах отечественных домашних хозяйств, находящихся в зарубежных страховых резервных фондах иностранцев, находящихся в отечественных страховых организациях. ВНС равно сумме валовых С всех секторов.

Чисто национальное сбережение ЧНС равно разности между ВНС и потреблением основного капитала (ПОК).

Сбережения  населения. Это личный доход или доход домашних хозяйств за вычетом налогов и расходов на потребление. По экономической природе СН образуются в результате несовпадения получения доходов и их использования. Это превращенная форма товаров, услуг и прав – эквивалент удовлетворения будущих потребностей. Вместе с тем СН есть система отношений, при которой происходит перераспределение данного эквивалента, накапливаемого в денежной форме, и причитающихся населению жизненных средств, к использованию которых в данный момент оно еще не готово.

Цели, причины, размеры, формы накопления, хранения и реализации сбережений зависят от экономических, социальных, демографических и психологических факторов.

Важным участником процесса перераспределения СН в условиях формирования рыночных отношений выступает не только государство, но и сложная совокупность субъектов финансового и кредитно-денежного рынков, призванных в соответствии с законами экономического развития общества перераспределять сберегательный потенциал в инвестиционных целях через механизм спроса и предложения.

Спрос – количество конкретного товара (включая услуги), которое потребители готовы приобрести по определенной цене за тот или иной период.

Предложение – количество товаров, которое производители готовы предложить покупателю по определенной цене в данный период времени.


 

Билет № 4

4 Экономические  функции государства в рыночной  экономике

Экономические функции  (ЭФ) гос-ва зависят от многих факторов, условий и целей государственного вмешательства в экономику каждой страны (типа экономической системы, цели развития экономики данной системы, экономический потенциал и система отношений собственности, степени развития рыночных отношений и т.д.

В условиях экономики  совершенной конкуренции фундаментальные  задачи экономического развития решаются рыночным механизмом, а гос-во обеспечивает внешние благоприятные для рынка условия, что и формирует функции

  1. Защита прав собственности, национальная безопасность и др.

В обществе с современной  рыночной экономикой (несовершенной  конкуренции) Э.Ф. гос-ва расширены

  1. Проблемы создания общих правил поведения для субъектов рыночных отношений
  2. Решение вопросов перераспределения национальных ресурсов, доходов, регулирования, прогнозирования и программирование экономических процессов.

Наибольшее количество ЭФ выполняет государство административные команды типа экономической системы. Национальные особенности экономических отношений образуют разнообразные модели (североамериканская, германская, японская и др.), что также определяет набор экономических функций государством формы реализации.

Примером особенности  формирования системы экономических  функций государств служит и Россия. Специфика развития российской экономики, связанная со сменой экономической системы, переход от централизованно регулируемой экономики к становлению и развитию рыночных отношений, от государственной формы собственности и к ее многообразию и др. обусловила появл. новых факторов, определяющих ЭФ государства.

Можно выделить следующие экономические функции  государства

2-я  группа ЭФ связана с обеспечением стабильного экономического развития, экономического равновесия:правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определяющих условия хозяйствования

  • проведение политики макроэкономической стабилизации
  • рациональное перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровне
  • наращивание национального интеллектуального потенциала
  • обеспечение условий развития регионов страны
  • обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве
  • охрана окружающей среды, управление государственной собственностью

1-я группа  ЭФ обеспечивающие рыночный механизм хозяйствования

  • создание условий для развития и упрочнение рыночных отношений, рыночной инфраструктуры, поддержание малого и среднего бизнеса.
  • Определение места гос-ва в современных хозяйственных системах, выбор путей обеспечения и интегрального взаимодействия государственных и рыночных регуляторов экономики, антимонопольное регулирование и развитие конкуренции

3-я группа  ЭФ связанные с социальных задач и проблеморганизация производства общественных товаров и услуг (дороги, коммуникации, поддержку науки, образования и т.д.)

  • обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения
  • поддержка оптимального уровня занятости, минимизация безработицы

Практическая реализация функций гос-ва зависит от необходимости  и степени государственного вмешательства, от реальных экономических возможностей гос-ва. Государственное воздействие на социально-экономические процессы осуществляется и законодательными актами, и правительственными решениями, многое будет зависеть от того, как будут выполняться законы и др.

15. Валовой внутренний  продукт и его структура.

ВВП представляет собой суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных экономическими резидентами страны на ее экономической территории за определенный период времени.

В ВВП включается совокупная добавленная стоимость продукции предприятий сферы материального производства и сферы услуг (независимо от их национальной принадлежности). Учитываются также доходы домашних хозяйств, располагающиеся на экономической территории данной страны. При этом их экономические интересы должны быть связаны с хозяйством принимающей их стороны в течение длительного периода времени (не менее 1 года).

ВВП является основным макроэкономическим показателем, характеризующим экономическое развитие страны за определенный период времени. Будучи  валовым показателем, он исчисляется без устранения потребленного основного капитала. Как и все остальные статистические макроэкономические показатели, характеризующие развитие экономики страны, ВВП определяется с помощью методик, предлагаемых системой национальных счетов.

Три методики:

  • Производственный уч. сумму валовой добавленной стоимости, произведенной в стране.
  • Метод конечного использования означает, что суммируются расходы всех экономических агентов страны, использующих ВВП, - домашних хозяйств, фирм, государства, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также иностранных экономических агентов, экспортирующих товары и услуги из данной страны.

        ВВП =С+G+I+NX,  где: C – личные потребительские расходы;  G -  государственные расходы и расходы некоммерческих организаций;  I – валовые частные инвестиции; NX – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, определяемый как разность экспорта товаров и услуг из страны и импорта в страну.

  • Распределительный метод учитывает сумму первичных доходов общества. Суммируются все виды факторных доходов, а также амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес.

Оценка экономического развития страны за определенный период может быть дана также в виде темпов экономического роста, т.е. отношения реального ВВП текущего к реальному ВВП базисного года.

       Темпы  роста реального ВВП =  Реальный ВВП текущего года    х 100%

                                                             Реальный ВВП базисного года

ВВП, подобно другим стоимостным показателям может быть представлен в номинальном выражении (в действующих ценах текущего года). Реальный ВВП рассчитывается в сопоставимых (базисных) ценах, т.е. с учетом инфляции

В ВВП не учитываются продукты, произведенные на предприятиях данного  государства вне его пределов. Для этого используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

Исчисление ВВП по добавленной; стоимости содержит элемент условности, особенно при оценках некоторых видов услуг (в том числе коммунальных). В России подсчеты осложняются значительной долей теневой незарегистрированной экономической деятельности, оценки которой колеблются от 25 до 40% ВВП.

Трансформационный кризис 1990-х годов качественно изменил  наше место в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. Вклад России в мировой ВВП сократился с 3,4 % в 1991 году до 1% в 2001 году, а по паритету покупательной способности национальной валюты - с 5,3 до 2,6 %. Уровень душевого дохода в России в 2001 году составил около 5,8 % от уровня США (2135 долл. на человека по текущему курсу), она заняла 78-е место среди 175 стран по


Билет № 5

5. Методы и  формы гос. регулирования рыночной экономики (ГРРЭ)

Применение правомочными гос. органами учреждениями системы  мер законодательного исполнительного  и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей представляет собой гос. регулирование экономики.

Гос. регулирование  экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Гос-во для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые образуют инструментарий гос. регулирования экономики. Гос-во использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Их использование предполагает применение характерных для них приемов и средств. Метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.

Формы и  методы: Прямые – Административные:

  • Принятие законодательных актов нормативных документов, положений
  • Управление гос. собственностью в том числе:
  • управление предприятиями госсектора; - организация производства и труда; - госзаказ; - гос. инвестиции; - госкредиты; - субсидии
  • Лицензирование и квотирование
  • Применение санкций
  • Охрана окружающей среды

Экономические:

  • Формирование и использование бюджета
  • Формирование налоговой политики
  • Формирование амортизационной политики
  • Определение нормы банковского резерва
  • Установление мин. Заработной платы
  • Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг
  • Антимонопольная политика, защита конкуренции

Косвенные – экономические:

  • Индикативное планирование
  • Целевое программирование
  • Регулирование налоговой системы
  • Кредитно-денежные инструменты: - регулирование денежной массы; - антиинфлекционные меры; - регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; - рефинансирование коммерческих банков; - регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков; - операции на рынке ценных бумаг;
  • Валютные рычаги: - стабилизация нац. валюты; - операции на открытом валютном рынке; - привлечение иностранного капитала; - создание совместных предприятий
  • социальная политика: -соц. Программы обеспечение занятости насления; - соц. Защита населения; - регулирование доходов; - контроль за динамикой цен и зарплаты; - налоги; - трансфертные платежи; - деятельность в сфере образования, здравоохранении и культуре

Внешнеэкономические формы воздействия: - регулирование в экономической деятельности; -таможенные тарифы; -валютное регулирование; -налоги; - субсидия.

Экономическая безопасность - составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность эффективно удовлетворять общественные потребности на национальном и международном уровнях.

Важнейшими  компонентами ЭБ является анализ угроз, динамика их накопления и оценка степени их опасности. Под угрозами понимается совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных  экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов хозяйственной деятельности.

Экономические угрозы:

  • снижение объемов ВВП и промышленного производства
  • разрушение научно-технического потенциала экономики
  • снижение инвестиционной и инновационной активности реального сектора экономики
  • ухудшение состояния материально-технической базы

Социальные угрозы:

  • рост численности населения, живущего за чертой бедности
  • увеличение социальных диспропорций в оплате труда
  • ухудшение демографической ситуации и кадрового потенциала

Внешнеэкономические:

  • нарастание технологической и финансовой зависимости от высокоразвитых стран
  • низкая конкурентоспособность отечественных технологий и товаров
  • отток высококвалифицированных кадров за рубеж

В целях решения задач по предотвращению экономических угроз необходимо знать объективные количественные критерии (пороговые значения), позволяющие судить об уровне опасности (или безопасности) страны. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности страны, превышение пороговых уровней – о реальном подрыве экономической безопасности страны.

Их всей системы показателей ЭБ можно  выделить несколько групп индикаторов:

  • общеэкономические индикаторы: темпы роста ВВП; глубина падения объемов производства; объем ВВП на душу населения; уровень инфляции в год; дефицит госбюджета в % к ВВП; состояние материально-технической базы народного хозяйства.
  • Инвестиционные индикаторы: объем инвестиций в % к ВВП; доля инвестиций в основной капитал в % к ВВП; объем и динамика произв. инвестиций; доля расходов на науку и научное обслуживание в % к ВВП.
  • Финансовые индикаторы: уровень монетизации экономики в % к ВВП; уровень налоговой нагрузки в % к ВВП; внутренний долг в % к ВВП.
  • Соц. индикаторы: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; разрыв доходов между 10% наиболее и 10% наименее обеспеченными группами населения; уровень безработицы в % к экономически активному населению; среднемесячная заработная плата.
  • Индикаторы зависимости страны от внешнего мира: внешний долг в % к ВВП; доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов; структура экспорта; золотовалютные запасы страны.

Для характеристики состояния ЭБ используется система макроэкономических показателей, характеризующая ключевые параметры ЭБ России.

  • Уровень падения промышленного производства – Деиндустрилизация страны;
  • Доля импортных продуктов питания – Стратегическая зависимость жизнедеятельности страны от импорта;
  • Доля в экспорте обрабатывающей промышленности – Колониально-сырьевая структура экономики;
  • Доля в экспорте высокотехнологичной продукции – Технологическое отставание экономики;
  • Доля государственных ассигнований в науку – Разрушение научно-технического потенциала;
  • Доля населения, живущего за чертой бедности – Люмпенизация населения страны;
  • Соотношение доходов 10% и 10% - Антагонизация социальной структуры;
  • Уровень безработицы – Рост социально обездоленных категорий населения;
  • Отношение числа умерших к числу родившихся (коэффициент депопуляции) – Смертность превышает рождаемость;
  • Доля лиц старше 65 лет в общей численности населения – Старение населения;
  • Средняя продолжительность жизни – Снижение жизнеспособности страны;
  • Природоохранительные затраты (% к ВВП) – Угроза экологической катастрофы

Основные  направления деятельности государства  по обеспечению ЭБ:

  • Разработка критериев и параметров пороговых значений ЭБ;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Государственное регулирование экономики"