Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике предприятия.
1. Цель и задачи курса «экономика предприятия»
Целью курса «Экономика предприятия» является формирование у будущих специалистов целостного представления о функционировании предприятий в условиях современного рынка.
К основным задачам курса можно отнести следующие:
– знакомство с нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия;
– знакомство с составом производственных фондов предприятия и приобретение навыков определения их эффективного использования;
– приобретение
навыков расчета потребности
в оборотных средствах
– знакомство
с расчетом и анализом снижения трудоемкости
продукции и роста
целом.
3. Факторы влияющие на эффективность функционирования предприятия
Экономика предприятия зависит от внеш и внутр факторов:
К внешним факторам относятся:
1. факторы связанные с изменением конъектуры внутр и мирового рынка
2. факторы связанные с
изменением политической
3. факторы связанные с инфляционными процессами
4. факторы связанные с деятельностью государства
К внутренним факторам относятся:
1. факторы ресурсного обеспечения производства
2. факторы обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития (нтр, организация производства и труда, качество и конкурентоспособность)
3. факторы обеспечивающие коммерческую эффективность деятельности предприятия (маркетинг)
4. Классификация
предприятия по формам
По формам собственности предприятия подразделяются на:
· частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
· государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.
· смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).
7. Сущность, формы
и показатели уровня
Концентрация — это процесс, направленный
на увеличение выпуска продукции или оказания
услуг на предприятии т.е. сосредоточение
производства на более крупных предприятий.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
• увеличения выпуска однородной продукции
(специализированные предприятия);
• увеличения выпуска разнородной продукции
(универсальные предприятия);
• развития концентрации на основе комбинирования
производства (предприятия-комбинаты);
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
• увеличения количества машин на
прежнем техническом уровне;
• применения машин и оборудования с большей
единиц мощности;
• развития комбинирования взаимосвязанных
производств.
Для анализа уровня концентрации применяются
как абсолютные, так и относительные показатели,
поэтому и различают абсолютную и относительную
концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства
отдельных предприятий, а ее уровень определяют
следующие показатели:
-объем выпуска продукции(
-среднегодовая стоимость ОПФ;
-среднесписочная численность
работающих.
Относительная концентрация характеризуется распределением
общего объема производства в отрасли
между предприятиями различного размера.
Поэтому уровень относительной концентрации
определяют следующие показатели: доля
отдельного предприятия в выпуске какой-либо
продукции в объеме ее выпуска в целом
по отрасли, доля предприятия на рынке
продаж и др. Показатели уровня относительной
концентрации в определенной мере характеризуют
степень монополизации предприятия.
8.
Экономические аспекты
Экономические показатели работы
предприятия (себестоимость, прибыль,
рентабельность, производительность труда,
материалоемкость и др.) в значительной
мере зависят от развития концентрации
производства, т.е. от объема выпускаемой
продукции. С развитием концентрации экономические
показатели работы предприятия, как правило,
улучшаются до его оптимальных размеров,
а затем могут ухудшаться.
Крупные предприятия
имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед
средними и мелкими предприятиями. Преимущества
в общем плане проявляются в следующем:
• легче внедряются и лучше используют
более современное и высокопроизводительное
оборудование;
• создают лучшие предпосылки для применения
более совершенной организации производства;
• больше возможностей для углубления
разделения и кооперирования труда;
• достигается большой эффект от применения
АСУ (автоматизированная система управления).
К недостаткам
крупных предприятий следует прежде всего отнести:
• увеличение транспортных расходов
• необходимость больших инвестиций на
сооружение крупных предприятий и продолжительный
срок их строительства;
• нарушение принципа равномерного размещения
промышленного производства и комплексного
развития отдельных регионов страны;
• возможность монополизации производства
и др.
В отечественной практике известны 2 подхода
к определению оптимального размера предприятия.
1) связан с минимизацией приведенных
затрат (Зi) на выпуск продукции,
т.е.
где Сi — себестоимость продукции
по i-му варианту;
EH — нормативный коэффициент эффективности
капитальных вложений;
Кi — капитальные вложения по i-му варианту;
ЗTPi, — транспортные расходы по i-му варианту.
2) Графический метод – сопоставление
положительного и отрицательного эффекта.
Вместо оптимального размера предприятия
используется концепция min размера предприятия.
Представляется с собой наименьший объем
производства при котором предприятие
может минимизировать свои долгосрочные
средние издержки на ед продукции.
9. Концентрация и монополизация и их взаимосвязь
Государство регулирует процесс
концентрации с целью не допущения
появления предприятий
В отечественной экономике оценка концентрации определяется 2 основными показателями:
1. CR – доля на товарном рынке или отрасли 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов
2. HHI – индекс Херфенделя-Хиршмана, показывает влияние крупных компаний на состояние рынка, он рассчитывается, как сумма квадратов долей всей действующих на рынке хозяйствующих субъектов.
, - доля 1-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
1. Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000.
2. Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70%; 1000 < HHI < 2000.
3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000.
10.Концентрация и диверсификация производства
Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация производства способствует:
• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
• более полному использованию ресурсов предприятия;
• наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
• проведению антимонопольной политики.
, Vобщ – общий объем, Кд – коэффициент диверсификации, Vн – объем новой продукции
11. Сущность, формы и показатели уровня специализации
Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
3 формы специализации:
- предметная специализация – когда предприятие выпускает однородную продукцию в объемах обусловленных эффективной границы концентрации производства
- подетальная специализация – основано на производстве отдельных частей готовой продукции с их последующей
- технологическая специализация – предусматривается сосредоточение объекта на выполнение одной операции или стадии технологического процесса
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
• коэффициент специализации, который характеризует долю основной продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции предприятия;
• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.
12.
Кооперирование производства, его
формы, показатели уровня
Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами
специализации в промышленности
различают три формы
- предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
- подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
- технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).
Уровень кооперирования определяется следующими показателями:
1. удельным весом с/с продукции комплектующих изделий получаемым по кооперированным связям
2. удельным весом полуфабрикатов
изготавливаемых предприятием
3. количество предприятий
кооперирующих с данным
13.
Экономическая эффективность
Развитие специализации и
• специализация является основой
для механизации и
• на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
• специализация позволяет
Экономический
эффект (Э)
,
где С1, С2 —себестоимость единицы продукции до и после специализации;
Зтр1 Зтр2 — транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;
V2 — объем выпуска продукции после специализации;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
DК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства;
DП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.
14. Сущность, формы и показатели комбинирования производства
Комбинирование – форма организации производства, которая позволяет увеличивать выпуск продукции за счет использования одного исходного сырья многих видов товара.
В практике применяется 3 формы комбинирования:
- горизонтальная
- вертикальная
- смешанная
Горизонтальная – предполагает параллельное получение нескольких продуктов из одного вида сырья
Вертикальная – предполагает объединение предприятий по технологическому принципу более глубокую переработку продукта
Для определения уровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующие показатели:
• доля продукции, полученной в результате комбинирования производства, в общем объеме выпускаемой продукции по предприятию;
• степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья;
• степень использования отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству;
• количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства.
Для анализа уровня комбинирования могут быть использованы и другие показатели.
15.
Экономическая оценка
Комбинирование с экономических позиций
представляет одну из самых прогрессивных
форм концентрации и организации промышленного
производства, так как позволяет наиболее
полно использовать все ресурсы предприятия.
С экономических позиций комбинирование производства по
• расширить сырьевую базу промышленности;
• снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса;