Эвтаназия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Сторонники эвтаназии нередко обосновывают свою позицию ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права и свободы человека" и т.д. Так, российские исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть". Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц..."

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История эвтаназии………………………………………………………….4
2. Виды и формы эвтаназии…………………………………………………..7
3. Убийство или милосердие?..........................................................................8
4. Доводы за и против эвтаназии. Сторонники и противники……………11
5. Философская оценка эвтаназии………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Evtanazia (2).doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)



Кафедра «Философии и религиоведения»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине:  «Философия»

 

тема:  Эвтаназия

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. ВТ-109

М.А. Ухтинская

 

Проверил:

доц. А.И. Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История эвтаназии………………………………………………………….4
  2. Виды и формы эвтаназии…………………………………………………..7
  3. Убийство или милосердие?..........................................................................8
  4. Доводы за и против эвтаназии. Сторонники и противники……………11
  5. Философская оценка эвтаназии………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эвтаназия буквально  означает "хорошая, легкая смерть". В литературе можно встретить  другие варианты написания этого слова: эйтаназия, эутаназия, евтаназия. Мы будем использовать слово "эвтаназия" как наиболее часто употребляемое в медицинской, философской и юридической литературе.

Эвтаназия - это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие "информированный больной", употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.

Сторонники эвтаназии  нередко обосновывают свою позицию  ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права и свободы  человека" и т.д. Так, российские исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть". Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц..."

 

История эвтаназии

 

До сих пор одним из самых  спорных вопросов медицинской практики и биоэтики остается проблема «Эвтаназии». Интерес к ней проявляли такие непохожие мыслители как Фома Аквинский и Френсис Бэкон. Последний впервые использовал этот термин в XVII столетии для определения «легкой смерти», и с XIX века стал означать «умертвить кого-либо из жалости». Здесь идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. Он категорически заявлял, что "профессиональным долгом врачей в отношении таких больных является эвтаназия, понимаемая как облегчение мук  умирания". В начале нашего столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия «эвтаназия» получила позже широкое распространение в фашисткой Германии и в захваченных ею странах. Умерщвляли новорожденных с «неправильным развитием», душевнобольных, больных туберкулезом или злокачественными новообразованиями, инвалидов, стариков и др.  Термин «лёгкая смерть» использован Конгрегацией Вероучения в «Декларации об эвтаназии» от 5 мая 1980 года. Текст Декларации предупреждает всякое субъективное определение и окончательно разъясняет смысл эвтаназии: «Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли или страдания». То есть в ее прямом значении, эвтаназия – это преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное «из жалости» для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается «нечеловеческой», «не достойной самого человека». Сейчас этот термин используется не только в бэконовском смысле. По мнению А.Я. Иванюшкина (1998)  у этого слова имеются четыре значения:

1) приближение смерти тех, кто неизлечимо болен;

2) прекращение жизни лишних (неполноценных)  людей; 

3) забота об облегчении мук  умирающих (это и есть бэконовское  значение);

4) предоставление человеку возможности  выбора смерти.

      Во многих первобытных обществах  являлось нормой оставлять без помощи и заботы больных и стариков.  В древнегреческой Спарте существовал обычай бросать со скалы болезненных новорожденных  мальчиков, а иногда и девочек. Врачи того времени призывали заботиться только о тех, кто здоров телом и душой. Они считали бесполезным помогать тем, кто физически слаб, и поощряли самоубийство лиц старше 60 лет.

Христианство принесло с собой  новые традиции. Человеческая жизнь  представлялась христианам божьим даром, и самоубийство считалось страшным грехом. Фома Аквинский, Блаженный Августин вслед за Аристотелем называли самоубийство  позорной трусостью перед лицом серьезных испытаний. При нестерпимой боли и страданиях христиане следовали завету Христа: "Не Моя воля, но Твоя да будет".

Эта точка зрения оставалась непоколебимой в течение всего периода Возрождения и Просвещения, но постепенно взгляды церкви и общества изменились. Так протестантская церковь объявила, что иногда самоубийство является следствием душевной болезни, а английский поэт Джон Донн  пошел еще дальше и попытался доказать, что самоубийство не нарушает ни моральных, ни церковных законов, ни норм человеческого разума. Примерно в это же время Френсис Бэкон и обосновал свои положения относительно этической стороны общения врача с пациентом. Он отмечал, что у врачей многие болезни считаются неизлечимыми, поэтому врачи часто пренебрегают  пациентами с такими заболеваниями. Само утверждение, пишет Бэкон, что болезнь неизлечима, оправдывала халатное и безразличное отношение врача к такому больному. Бэкон был за создание специальной отрасли медицины, занимающейся проблемой оказания помощи неизлечимо больным. Он признавал несомненную пользу эвтаназии, считая, что если она может дать более легкую и спокойную смерть, то "сама по себе является немалым счастьем".

Вплоть до конца  19 века  проблема эвтаназии не волновала общественность. Лишь в условиях падения религиозности, распространения эволюционной теории  на страницах журналов  вновь появились дискуссии о праве личности на прекращение собственной жизни, если она больше невозможна без страданий и боли.

В 60-е годы нашего столетия проблема эвтаназии вновь была поднята  перед обществом уже совершенно ином аспекте. Надо сказать, что сам  термин «эвтаназия» отличается крайней  противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды и формы эвтаназии

 

Различают 2 вида эвтаназии:

- пассивная эвтаназия

- активная эвтаназия

        Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продолжение жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти – что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.

         Чаще когда говорят об эвтаназии, то имеют ввиду активную эвтаназию.

Под активной эвтаназией (или как  ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

           Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

  1. «Убийство из милосердия» - происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.
  2. «Самоубийство, ассистируемое врачом» - происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.
  3. Собственно активная эвтаназия – может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

         Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его близких. Такая активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

 

Убийство или милосердие?

 

Человек смертен, и смерть неизбежна. Удел врачевателя, в чьей власти избавить человека от страданий, представляется высшим видом самореализации, каковая  и перед лицом смерти  не оборачивается  тщетой и суетой. Бывают ситуации, где действия врача противоречат пониманию неизбежности смертельного исхода. И все же врач старается продлить каждый день и час больного. Часто это бывает выше логики. Мы помним  Клятву  Гиппократа:  "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства  и  не  покажу пути подобного замысла". Приведу слова больной Ю., 39 лет, умницы, широко эрудированной личности, мучительно умиравшей от рака  поджелудочной железы :

"Дорогой  доктор! Врач обязан бороться  за жизнь, но не за страдания. Мои мучения невыносимы. Это выше человеческих сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное - это прекратить мои  терзания. Продолжение страданий смертельно больного - это зло. Ведь медицина - это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие. Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений ? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер:  "Если все потеряно и нет надежды, жизнь - это позор, а смерть - долг". Я молю вас помочь мне умереть".

А вот ещё одна история рассказанная врачом :

 “Лет 15 назад  мы оперировали 60-летнюю больную  раком прямой  кишки. Радикальная  операция была завершена наложением  свища толстой кишки. Послеоперационный период был тяжёлый, мучительный для больной и ее дочери  К. , 37-летней учительницы. Обоюдные муки удесятерились, когда больную после выписки парализовало. В отчаянии дочь пришла ко мне и стала просить помочь ее матери умереть, избавить мать и свою семью от жесточайших пыток. Её аргументы:  “Мать - живой, разлагающийся труп, мы не успеваем мыть, стирать, проветривать, из нее непрерывно течет моча, кал, гной, все в доме пропитано мочой, гноем, калом. И в этом кошмаре мучаются внуки и зять больной. Моя семья разваливается. Муж ушел, я  вынуждена бросить работу, держу детей впроголодь. Матери все равно не жить, она умрет, она просит помочь ей убить себя. Негуманно продлевать ее муки, да и всех нас. Я встану на колени перед вами, буду молиться за вас, только дайте нам яд, морфий или что-нибудь”.     Я не помог дочери в деле убийства ее матери. И надолго потерял с ними связь. Однако лет через 15  в одной из своих больных я узнал К.  Её мы оперировали по поводу гнойного калового перитонита, возникшего как осложнение (прободение) рака ободочной кишки. После первой радикальной операции нам пришлось неоднократно оперировать ее в связи с  кишечными свищами, межкишечными абсцессами. К выхаживанию больной подключилась... дряхленькая, худенькая, седенькая старушка, мать нашей пациентки. Лучшей помощницы - няньки, кормилицы, санитарки не могло быть. Ее роль в выздоровлении больной была наиважнейшей. Перед выпиской больная исповедалась и пыталась поцеловать в знак благодарности мне руку “за то, что не помог убить ее мать, когда она была безнадежно больной. В самые критические дни моей болезни, - призналась К., - мать мне дала вновь жизнь и преподала мудрый урок”.

Прекратить жизнь самому себе - смертный грех. Душу имеет право  забрать только тот, кто её дал. Как бы жутко ни жилось, нельзя покончить с собой. Сказано в Святом писании:  " ...не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, благословенен Он".

Перед лицом смерти люди реагируют  различно, не все оказываются способными проявить стойкость и мужество, достойно уйти из жизни. Порой страдание не облагораживает: оно портит человека. Под воздействием его люди становятся себялюбивыми, раздражительными, мелочными, подозрительными. Они дают поглотить себя пустякам. Кто-то заметил:  "Они приближаются не к Богу, а  к зверю". Известно, как умирал в страданиях от рака легкого певец  М.Бернес:  он кричал на жену, что она его заразила, терял человеческий облик.

Информация о работе Эвтаназия