Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:42, реферат
Сторонники эвтаназии нередко обосновывают свою позицию ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права и свободы человека" и т.д. Так, российские исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть". Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц..."
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История эвтаназии………………………………………………………….4
2. Виды и формы эвтаназии…………………………………………………..7
3. Убийство или милосердие?..........................................................................8
4. Доводы за и против эвтаназии. Сторонники и противники……………11
5. Философская оценка эвтаназии………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра «Философии и религиоведения»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Философия»
тема: Эвтаназия
Выполнил:
ст. гр. ВТ-109
М.А. Ухтинская
Проверил:
доц. А.И. Иванов
Владимир 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Эвтаназия буквально означает "хорошая, легкая смерть". В литературе можно встретить другие варианты написания этого слова: эйтаназия, эутаназия, евтаназия. Мы будем использовать слово "эвтаназия" как наиболее часто употребляемое в медицинской, философской и юридической литературе.
Эвтаназия - это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие "информированный больной", употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.
Сторонники эвтаназии нередко обосновывают свою позицию ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права и свободы человека" и т.д. Так, российские исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть". Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц..."
История эвтаназии
До сих пор одним из самых спорных вопросов медицинской практики и биоэтики остается проблема «Эвтаназии». Интерес к ней проявляли такие непохожие мыслители как Фома Аквинский и Френсис Бэкон. Последний впервые использовал этот термин в XVII столетии для определения «легкой смерти», и с XIX века стал означать «умертвить кого-либо из жалости». Здесь идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. Он категорически заявлял, что "профессиональным долгом врачей в отношении таких больных является эвтаназия, понимаемая как облегчение мук умирания". В начале нашего столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия «эвтаназия» получила позже широкое распространение в фашисткой Германии и в захваченных ею странах. Умерщвляли новорожденных с «неправильным развитием», душевнобольных, больных туберкулезом или злокачественными новообразованиями, инвалидов, стариков и др. Термин «лёгкая смерть» использован Конгрегацией Вероучения в «Декларации об эвтаназии» от 5 мая 1980 года. Текст Декларации предупреждает всякое субъективное определение и окончательно разъясняет смысл эвтаназии: «Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли или страдания». То есть в ее прямом значении, эвтаназия – это преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное «из жалости» для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается «нечеловеческой», «не достойной самого человека». Сейчас этот термин используется не только в бэконовском смысле. По мнению А.Я. Иванюшкина (1998) у этого слова имеются четыре значения:
1) приближение смерти тех, кто неизлечимо болен;
2) прекращение жизни лишних (неполноценных) людей;
3) забота об облегчении мук
умирающих (это и есть
4) предоставление человеку
Во многих первобытных обществах являлось нормой оставлять без помощи и заботы больных и стариков. В древнегреческой Спарте существовал обычай бросать со скалы болезненных новорожденных мальчиков, а иногда и девочек. Врачи того времени призывали заботиться только о тех, кто здоров телом и душой. Они считали бесполезным помогать тем, кто физически слаб, и поощряли самоубийство лиц старше 60 лет.
Христианство принесло с собой новые традиции. Человеческая жизнь представлялась христианам божьим даром, и самоубийство считалось страшным грехом. Фома Аквинский, Блаженный Августин вслед за Аристотелем называли самоубийство позорной трусостью перед лицом серьезных испытаний. При нестерпимой боли и страданиях христиане следовали завету Христа: "Не Моя воля, но Твоя да будет".
Эта точка зрения оставалась непоколебимой в течение всего периода Возрождения и Просвещения, но постепенно взгляды церкви и общества изменились. Так протестантская церковь объявила, что иногда самоубийство является следствием душевной болезни, а английский поэт Джон Донн пошел еще дальше и попытался доказать, что самоубийство не нарушает ни моральных, ни церковных законов, ни норм человеческого разума. Примерно в это же время Френсис Бэкон и обосновал свои положения относительно этической стороны общения врача с пациентом. Он отмечал, что у врачей многие болезни считаются неизлечимыми, поэтому врачи часто пренебрегают пациентами с такими заболеваниями. Само утверждение, пишет Бэкон, что болезнь неизлечима, оправдывала халатное и безразличное отношение врача к такому больному. Бэкон был за создание специальной отрасли медицины, занимающейся проблемой оказания помощи неизлечимо больным. Он признавал несомненную пользу эвтаназии, считая, что если она может дать более легкую и спокойную смерть, то "сама по себе является немалым счастьем".
Вплоть до конца 19 века проблема эвтаназии не волновала общественность. Лишь в условиях падения религиозности, распространения эволюционной теории на страницах журналов вновь появились дискуссии о праве личности на прекращение собственной жизни, если она больше невозможна без страданий и боли.
В 60-е годы нашего столетия проблема эвтаназии вновь была поднята перед обществом уже совершенно ином аспекте. Надо сказать, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии.
Виды и формы эвтаназии
Различают 2 вида эвтаназии:
- пассивная эвтаназия
- активная эвтаназия
Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продолжение жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти – что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.
Чаще когда говорят об эвтаназии, то имеют ввиду активную эвтаназию.
Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.
Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:
Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его близких. Такая активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.
Убийство или милосердие?
Человек смертен, и смерть неизбежна. Удел врачевателя, в чьей власти избавить человека от страданий, представляется высшим видом самореализации, каковая и перед лицом смерти не оборачивается тщетой и суетой. Бывают ситуации, где действия врача противоречат пониманию неизбежности смертельного исхода. И все же врач старается продлить каждый день и час больного. Часто это бывает выше логики. Мы помним Клятву Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла". Приведу слова больной Ю., 39 лет, умницы, широко эрудированной личности, мучительно умиравшей от рака поджелудочной железы :
"Дорогой доктор! Врач обязан бороться за жизнь, но не за страдания. Мои мучения невыносимы. Это выше человеческих сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное - это прекратить мои терзания. Продолжение страданий смертельно больного - это зло. Ведь медицина - это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие. Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений ? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер: "Если все потеряно и нет надежды, жизнь - это позор, а смерть - долг". Я молю вас помочь мне умереть".
А вот ещё одна история рассказанная врачом :
“Лет 15 назад
мы оперировали 60-летнюю
Прекратить жизнь самому себе - смертный грех. Душу имеет право забрать только тот, кто её дал. Как бы жутко ни жилось, нельзя покончить с собой. Сказано в Святом писании: " ...не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, благословенен Он".
Перед лицом смерти люди реагируют различно, не все оказываются способными проявить стойкость и мужество, достойно уйти из жизни. Порой страдание не облагораживает: оно портит человека. Под воздействием его люди становятся себялюбивыми, раздражительными, мелочными, подозрительными. Они дают поглотить себя пустякам. Кто-то заметил: "Они приближаются не к Богу, а к зверю". Известно, как умирал в страданиях от рака легкого певец М.Бернес: он кричал на жену, что она его заразила, терял человеческий облик.