Экономика Вавилона по законам Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:25, реферат

Краткое описание

Изучения создания Вавилонского царства и законов царя Хаммурапи является актуальной темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и древневосточному праву. Они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Основание Вавилонского царства ………………………………………………
2. Законы Хаммурапи как исторический источник……………………………….
3. Социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи…………………………………………………………………………..
4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи…………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

   Введение…………………………………………………………………………...

3

1. Основание Вавилонского царства ………………………………………………

4

2. Законы Хаммурапи как исторический  источник……………………………….

7

3. Социально-политическое устройство  вавилонского царства по законам  Хаммурапи…………………………………………………………………………..

 

11

4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи…………………………………

16

     Заключение  ………………………………………………………………………

19

    Список использованной  литературы …………………………………………...

20

Приложение №1 «Таблица по законам Хаммурапи»……………………………

21

Приложение№2 « Схема регулирование земельных отношений в Древнем Вавилоне»…………………………………………………………………………..

 

24

Приложение№3 «Схема государственный строй Вавилона (XVIII в до н.э.)»…

25

Приложение№4 « Основные понятия»……………………………………………

26

Приложение№5 « Тест»……………………………………………………………

27

Приложение №6 «Персоналии» …………………………………………………..

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Изучения создания  Вавилонского царства и законов  царя Хаммурапи является актуальной  темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам  по древневавилонскому и древневосточному  праву. Они на долгое время  служили основой вавилонского  права и тем самым дают возможность  восстанавливать многие стороны  социально-экономического строя  Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).  

   Вавилонский  царь обладал неограниченной  властью. Хаммурапи назначал правителей  областей и городов, руководил  войском, по его приказу проводились  каналы и т. п. Царь, по представлениям вавилонян, богом не был: он получил свою власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю.

   Законы Вавилонского царя Хаммурапи - самый древний свод законов дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.

  Предметом изучения данной работы будет состояние и деятельность  вавилонского царства и законов Хаммурапи. В данной работе рассмотрим задачи:    

  1. Какую территорию занимало Вавилонское царство. Какие города находились на его земле.
  2. Характеристику законов Хаммурапи.
  3. Общественную, политическую и экономическую жизнь в древнем Вавилоне по законам Хаммурапи.

 

1.Основание Вавилонского царства.

   Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) — 500, а самый большой (талант) — 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

    Вавилон быстро богател и расцветал. Со временем он превратился в крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Его правители покорили многие соседние города и земли, создав обширное царство.

    Жители Вавилона почитали множество богов. У каждого посёлка был свой бог-покровитель. Но были у них и божества, почитавшиеся по всей стране: бог Солнца и справедливости Шамаш, покровитель Вавилона Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян были сложны и многообразны, у них существовало разделение жрецов на «специальности». Среди них были ясновидящие, прорицатели, толкователи снов. В честь богов совершались жертвоприношения. Богослужения сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

    Богам посвящали  величественные храмы. Самый большой  из них был возведён в Вавилоне  в честь бога Мардука. Он являлся  главным украшением города, его  гордостью. Как и все храмы  Междуречья, он был построен в  виде многоступенчатой пирамиды. Каждая её ступень, облицованная  керамической плиткой, имела особый  цвет: белый, чёрный, синий, красный. Самая  верхняя ступень была покрыта  чистым золотом и ослепительно  сияла в лучах палящего солнца  и яркой южной луны, днём и  ночью служа хорошим ориентиром  торговым караванам и купцам. Этот храм был настолько огромен, что современникам казалось, будто вершиной своей он подпирает небо. О строительстве этого храма, который называли Вавилонской башней, повествует древняя легенда. Она рассказывает, как народы, говорившие тогда на одном языке, начали строить колоссальную башню, по которой можно было бы взобраться на небо. Но Бог разгневался на людей за их дерзость и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство башни и разбрелись по всей Земле.

  Главой вавилонской  семьи был старший мужчина  — отец или муж. При вступлении  в брак он дарил будущей  жене свадебный подарок. Невеста  же должна была принести в  дом мужа приданое. Жена была  хранительницей домашнего очага. Она занималась хозяйством, воспитывала  детей. В случае смерти мужа  жена сохраняла права на приданое  и полученные от мужа дары. Она распоряжалась всем семейным  имуществом до совершеннолетия  детей. Законы охраняли здоровье, честь и достоинство женщины, но в то же время карали  её продажей в рабство за  дурное обращение с мужем и  за расточительство.

   Вавилонский жилой  дом был обращен на улицу  глухой, белённой известью стеной. Внутрь его вела дверь, выкрашенная  в красный цвет для защиты  от злых духов. Пройдя через  прихожую, человек попадал в открытый  внутренний двор с небольшим  тенистым садиком. Посреди него  находился небольшой бассейн  для дождевой воды. Окон в доме  не было, и помещения освещались  лишь через двери, выходящие во  внутренний дворик. В доме имелась  кухня с очагом без дымохода. Для хранения припасов служили  большие, наполовину вкопанные в  землю глиняныесосуды. Излишки дождевой  воды отводились из дома по  трубам в уличные водостоки.

    Основным одеянием  мужчин в Вавилоне были набедренная  повязка и туника. Поверх туники  часто надевали прямоугольный  плащ с бахромой. Бедняки носили  одежды из отбелённой на солнце  шерсти, богатые — одеяния, окрашенные  в красный, коричневый или светло-голубой  цвет. Обувью служили сандалии  — подошвы из толстой кожи, крепившиеся к ногам длинным  шнуром. Женская одежда почти  не отличалась от мужской.

    Всё население  Вавилонского царства делилось  на свободных и рабов. Свободные   находились под защитой законов, охранявших их жизнь и имущество, рабы же никаких прав не  имели. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жёны, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении  каналов).

   Зажиточная вавилонская  семья могла иметь от двух  до пяти рабов, богатая — несколько  десятков. Раб был имуществом, вещью  своего хозяина. Если посторонний  человек наносил ему вред или  убивал, то возмещал хозяину раба  ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных  людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно  было продать, купить, подарить, отдать  внаём. В то же время раб  владел кое-каким имуществом. Он  мог вступить в брак со свободной  женщиной, при этом она и её  дети оставались свободными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Законы Хаммурапи как  исторический источник.

    Свод Законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе являются важнейшим историческим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства. На верхней части столба изображён царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увёз этот памятник в качестве трофея в Сузы. Этот пропуск в тексте может быть восстановлен благодаря найденным копиям кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.

   Кодекс Хаммурапи является дальнейшим развитием и кодификацией древнешумерийских законов, оказавших сильное влияние на вавилонское законодательство. Судебник Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона. Однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право). Судебник состоит из трёх частей: 1. Введение. 2. Собственно судебник. 3. Заключение. Во вступлении указывается на то, что издание кодекса имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет своё величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране. Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

   Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). Характерной чертой Законов Хаммурапи является их незавершенность. Положения данного исторического источника главным образом касаются правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Они не затрагивали многие важные области внутри общественных отношений, отношений общин с царской властью и пр.

   Так же данные законы являются доказательством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.

   Вместе с тем расхождения ЗХ, в том числе и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.

   В Законах Хаммурапи нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Так, ст. 6-25 Законы Хаммурапи посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом. Казалось бы, переход к следующей, ст. 26, открывающей раздел об имуществе, полученном от царя за службу, согласно которой воин, не пошедший в поход, подлежал смертной казни, нелогичен. Между тем логика древнего законодателя заключалась в том, что речь шла не столько об ответственности за дезертирство, сколько за использование чужого (царского) поля, право на которое воин потерял, отказавшись идти в поход. Следующая группа норм (ст. 42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

   Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом общинной земли. По Законам Хаммурапи он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца (136). Землевладение общинника-крестьянина всемерно охранялось правом. Воинский надел по Законам Хаммурапи полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.

   Так же характерной чертой Законов Хаммурапи являются подробно разработанные и полные нормы, касающихся договорных отношений.

Информация о работе Экономика Вавилона по законам Хаммурапи