Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:25, реферат
Изучения создания Вавилонского царства и законов царя Хаммурапи является актуальной темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и древневосточному праву. Они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).
Введение…………………………………………………………………………...
1. Основание Вавилонского царства ………………………………………………
2. Законы Хаммурапи как исторический источник……………………………….
3. Социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи…………………………………………………………………………..
4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи…………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………...
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Основание Вавилонского царства ……………………………………………… |
4 |
2. Законы Хаммурапи как |
7 |
3. Социально-политическое |
11 |
4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи………………………………… |
16 |
Заключение ……………………………………………………………………… |
19 |
Список использованной литературы …………………………………………... |
20 |
Приложение №1 «Таблица по законам Хаммурапи»…………………………… |
21 |
Приложение№2 « Схема регулирование
земельных отношений в Древнем Вавилоне»……………………………………………………… |
24 |
Приложение№3 «Схема государственный строй Вавилона (XVIII в до н.э.)»… |
25 |
Приложение№4 « Основные понятия»…………………………………………… |
26 |
Приложение№5 « Тест»…………………………………………………………… |
27 |
Приложение №6 «Персоналии» ………………………………………………….. |
28 |
1.Основание Вавилонского царства.
2. Законы Хаммурапи как исторический источник.
Свод Законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе являются важнейшим историческим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства. На верхней части столба изображён царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увёз этот памятник в качестве трофея в Сузы. Этот пропуск в тексте может быть восстановлен благодаря найденным копиям кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.
Кодекс Хаммурапи является дальнейшим развитием и кодификацией древнешумерийских законов, оказавших сильное влияние на вавилонское законодательство. Судебник Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона. Однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право). Судебник состоит из трёх частей: 1. Введение. 2. Собственно судебник. 3. Заключение. Во вступлении указывается на то, что издание кодекса имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет своё величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране. Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.
Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). Характерной чертой Законов Хаммурапи является их незавершенность. Положения данного исторического источника главным образом касаются правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Они не затрагивали многие важные области внутри общественных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Так же данные законы являются доказательством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.
Вместе с тем расхождения ЗХ, в том числе и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.
В Законах Хаммурапи нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Так, ст. 6-25 Законы Хаммурапи посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом. Казалось бы, переход к следующей, ст. 26, открывающей раздел об имуществе, полученном от царя за службу, согласно которой воин, не пошедший в поход, подлежал смертной казни, нелогичен. Между тем логика древнего законодателя заключалась в том, что речь шла не столько об ответственности за дезертирство, сколько за использование чужого (царского) поля, право на которое воин потерял, отказавшись идти в поход. Следующая группа норм (ст. 42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом общинной земли. По Законам Хаммурапи он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца (136). Землевладение общинника-крестьянина всемерно охранялось правом. Воинский надел по Законам Хаммурапи полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.
Так же характерной чертой Законов Хаммурапи являются подробно разработанные и полные нормы, касающихся договорных отношений.