Экономика Вавилона по законам Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:25, реферат

Краткое описание

Изучения создания Вавилонского царства и законов царя Хаммурапи является актуальной темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и древневосточному праву. Они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Основание Вавилонского царства ………………………………………………
2. Законы Хаммурапи как исторический источник……………………………….
3. Социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи…………………………………………………………………………..
4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи…………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии - выделяются три основные категории населения: полноправные свободные люди - члены общин; юридически свободные, но неполноправные люди, не являющиеся членами общин и работающие в царских хозяйствах; рабы. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного - рабы карались более сурово. В законах зафиксировано особое положение воинов: они были обязаны выступать в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги.

    Законы Хаммурапи являются  важным историческим источником  по изучению социально-политической  и экономической жизни Вавилона. Они дают нам представление  о том, что вавилонское общество  по своему составу не было  однородным, правовое положение  разных слоев населения различалось. Формой политического правления  была деспотичная монархи. Общество  Вавилона было патриархальным. Важную  роль в экономике играло сельское  хозяйство.Ирригационная система  имела государственное значение. В период правления Хаммурапи  получили развитие торговля и  деятельность ростовщиков. Особое  положение в древневавилонском  государстве занимали войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1.  Авдиев В.И. История Древнего  востока, - М.: изд-во Высшая школа, 1970, - 608с

2. Буйчик А. Зайнагабдинова Э. Сорокина  Е. История социума и демократии , - электронный ресурс - интернет  сайт Библиотека Гумер - гуманитарные  науки,- адрес доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/buych/01.php

3. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. “История”.- М.: Высш. шк., 1994. Т.1. -495 с.; Т. 2. -495 с.

4. Графский В.Г. Всеобщая история  права и государства. Учебник  для ВУЗов. - второе издание, переработанное  и дополненное. - М.: Норма, 2007. - 752

5. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая  И.С. История древнего мира. - М., Главная  редакция восточной литературы  издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя  древность. 390с

6. Дьяконова И.М. -Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Ч.2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 1952. № 4,

7.Лурье И. и Полтавский М.  Всемирная история. Энциклопедия  в 10-ти т. - М.: Государственное издательство  политической литературы, 1956 г. - с.748. том 1

8.Струве В.В.  и Редера Д.Г.   Законы Хаммурапи // Хрестоматия  по истории Древнего Востока -М.: Наука, 1963. С. 196 - 219.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 «Таблица по законам Хаммурапи»

Город

Божество

Храм

Причина включения в кодекс

1. Вавилон

Мардук (Бог-покровитель    города    Вавилона    и    вавилонской

государственности.)

Эсагила

Столица государства

2. Ниппур

Эллиль (Бог  воздуха,  «первейший  сын  Анума»  и  «царь  богов»,

реально  управляющий  космосом  и  являющийся  главным  божеством

шумеро-аккадского пантеона.)

Экур - центральный храм

Город в Южном Двуречье, культовая и политическая столица

шумерского союза племен

3. Эриду

Эа (Бог  морских  и  подземных вод,  считавшийся покровителем

мудрости.)

Эабзу

Эриду,  на  крайнем  юге  Двуречья,  считался  древнейшим

городом    в    Шумере    и    первым    центром    месопотамской

государственности.

4. Вавилон

Мардук (бог-покровитель Вавилона, верховное божество Вавилонского пантеона)

Эсагила

Столица государства

5. Ур

Син - шумерская богиня любви и женского плодородия; покровительница материнства

Экишнугаль

Древний шумерский город на юге Двуречья

6. Сиппар

Шамаш и Айя (Бог  Солнца,  в  то  же  время  хранитель  и  покровитель

мирового правосудия. Носит титул «судьи богов».  Айя-богиня,  жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»),

по-видимому, осуществлялся ее культ.)

Эбарра

Шумерский город в Северном Двуречье

7. Ларса

Шамаш (Уту)

 

Шумерский город на юге Двуречья

8. Урук 

Анум и Иштар (бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу

божество   шумеро-аккадского  пантеона.  Оставался  бездеятельным

символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса

и власть над ним Эллилю;

Эанна

Шумерский город на юге Двуречья; центр 1 династии Урука. Город Гильгамеша.

9. Иссин

 

Эгалмах

Город в средней части Двуречья, играл важную роль в 1 тыс. д.н.э.

10. Киш

Забаба (Бог-воитель, покровитель города Киша)

Эметеур-саг

Город в северной части  Двуречья

11. Хурсагкаламма

Иштар

 

Пригород Киша

12. Куту 

Эрра (шумерский бог чумы)

Меслам

Город в Северном Двуречье

13. Борсиппа

Набу (Туту) (сын Мардука, покровитель письма, наук и мудрости)

Эзида

Пригород Вавилона, город на правом берегу Евфрата. Центр почитания бога Набу.

14. Дильбат

Ураш (божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли и пашни)

 

Город в Двуречье, к Югу от Вавилона

15. Кеш

Мама (Нинту)- Богиня-мать, создательница людей, покровительница плодородия в Древнем Двуречье.

 

Город в Двуречье, центр культа богини Нинту.

16. Лагаш

Нингирсу (Гирсу)- шумерский бог.

Энинна

Древний шумерский город в Южном Двуречье; центр почитания Нингирсу.

17. Бит-Каркар

Адад (бог грома, молнии, дождя и бури в Древнем Двуречье и Сирии) 

Эугалгал

Город в Древнем Двуречье.

18. Адаб

 

Эмах - храм богини Иштар в Аккаде.

Город в Древнем Двуречье.

19. Машканшабрим

 

Эмеслам

Местоположение неизвестно

20. Мальгиум

Эа и Дамгальнунна (жена Эа). Эа - вавилоно-шумерский бог моря, покровитель мудрости, оракул, дающий исцеление. Его жена- мать Мардука. 

 

Город в Древнем Двуречье, к востоку от  Тигра, центр культа - город Энки, точное местоположение неизвестно.

21. Мэр

Даган (Западносемитское,  в  том  числе  аморейское,   божество.

Бог-податель   пищи.)

 

Столица одноименного государства в среднем течении реки Евфрат. Играл важную роль посредника в торговых, политических и хозяйственных связях древнего Ближнего Востока.

22. Туттуль

   

Город в Древнем Двуречье.

23. Вавилон

Иштар, Ниназу - Сын   Эллиля,   божество   подземных  вод  и  врачевания,

бог-покровитель города Эшнунны.

 

Столица государства

24. Аккад

Иштар

Эулмаш

Столица Аккада

25. Ашшур

Ламасу и Шеду

Крылатые боги, стояли у входов во всех храмах и дворцах

Столица Ассирии

26. Ниневия

Иштар

Эмишмиш

Древний ассирийский город, левый берег реки Тигр.


 

 

 

 

Приложение №2 «Схема регулирование земельных отношений в Древнем Вавилоне».





  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3 «Схема государственный строй Вавилона (XVIII в до н.э.)»







 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4 «Основные понятия».

  Мардук- бог-покровитель города Вавилона, после 18 века до н. э. верховное божество вавилонского пантеона.

  Мушкенум- свободный, но неполноправный человек в Древнем Вавилоне.

  Авилум- привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли.

  Вардум - раб в государстве Аккад (Древняя Месопотамия) . Вардум (раб) был имуществом хозяина, который мог им распоряжаться как угодно.

  Редум и баирум -в Древнем Вавилоне профессиональные воины, получавшие за свою службу от царя (лугаля – патеси) землю и скот в пожизненное пользование, но без права отчуждения.

  Рабианум -в Древнем Вавилоне: по одним источникам – староста земельной общины, глава общинного совета, назначаемый царем, по другим – царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине. К ведению общинного совета относились вопросы управления общинной землей, водой, сбор налогов, а также исполнение полицейских функций. В отдельных случаях община на основе круговой поруки несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории.

   Нубанда -старший чиновник в Древнем Вавилоне, управитель дворца, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5 «Тест».

вопросы

Варианты ответов

ответ

1

Правления царя Хаммурапи

1.1770-1750 до н.э.

2.1792-1650 до н.э.

3. 1792-1750 до н.э.

3

2

В честь какого бога был возведен самый большой храм в Вавилоне

1. Шамаш

2. Мардук

3. Иштар

4. Ниназу

2

3

На берегу какой реки был основан Вавилон

1.Нил

2.Евфрат

3.Тигр

2

4

Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона:

1.Законы XII Таблиц.

2. Законы Царя Хаммурапи.

3. Законы Ману.

4. «Книга законов».

2

5

Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью?

1.ликвидации системы рабовладения

Голосовать

2 улучшения экономического положения рабов

Голосовать

3 скорейшего перехода к рыночной экономике

Голосовать

4 обеспечения роста налоговых поступлений в казну

Голосовать

5 не допустить разрушения основ натурального

хозяйства

 

5

6

В Законах Хаммурапи перечислены следующие виды наследования?

1.наследование по праву (закону)

2. наследование по праву (закону) и завещанию.

3. наследование по жребию

4. наследование по завещанию

2

7

По Закону Хаммурапи брак считался официально заключенным?

1.в случае внесения  выкупной платы отцу невесты.

2.при совершении религиозного  обряда

3.в случае фактического  совместного проживания

4.при наличии письменного  договора

4


 

Приложение №6 « Персонали».

   Набопаласа́р  — основатель Нововавилонского царства и династиихалдейских царей; правил в 626—605 годах до н. э. В 626 г. до н. э. возглавил восстание вавилонян против Ассирии (под властью которой Вавилония находилась с 729 г.). В конце того же года захватил Вавилон, в 620 — Урук, в 615 — Ниппур. В 614 году до н. э.заключил союз с мидийским царём Киаксаром, совместно с которым одержал окончательную победу над Ассирией в 609.

   Навуходоносор II - царь Вавилонии в 605-562 годах до н. э. В 605 году захватил территорию Сирии и Палестины, в 598 году совершил поход в Северную Аравию. В 597, затем в 587 году (по другим данным, 586) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены т. н. Вавилонская башня и висячие сады.Самсуилуна, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии (Месопотамия) в 1749-1712 гг. до Р. Х.

   Сумуабум, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1894-1881 гг. до Р. Х. + 1881 г. до Р. Х. Сумуабум был, по-видимому, вождем пастушеского аморейского племени яхрурум. Около 1894 г. он захватил Вавилон, располагавшийся неподалеку от древнего Киша. В то время это был небольшой и сравнительно молодой город. К концу жизни Сумуабуму удалось создать маленькое государство вдоль каналов Арахту и Апкаллату с городами Борсиппа и Дильбат, а также Куту на канале Ирнина. Так было положено начало знаменитой в последующих веках Вавилонии.

   Суму-Ла-Эль, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1880-1845 гг. до Р. Х. Сын (или племянник) Сумуабума. + 1845 г. до Р. Х. Все правление Суму-ла-Эля прошло в ожесточенных войнах с соседними аморейскими царьками Казаллу, Киша, Сиппара и др. Несмотря на поражение, которое он понес в старости от царя Ларсы Синиддинама, Суму-ла-Элю удалось значительно расширить пределы Вавилонии, к которой он присоединил Киш и Сиппар.

   Хаммурапи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 — 1750годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи.

 

 

 


Информация о работе Экономика Вавилона по законам Хаммурапи