Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 16:25, реферат
Изучения создания Вавилонского царства и законов царя Хаммурапи является актуальной темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и древневосточному праву. Они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).
Введение…………………………………………………………………………...
1. Основание Вавилонского царства ………………………………………………
2. Законы Хаммурапи как исторический источник……………………………….
3. Социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи…………………………………………………………………………..
4. Экономика Вавилона по законам Хаммурапи…………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………...
Законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии - выделяются три основные категории населения: полноправные свободные люди - члены общин; юридически свободные, но неполноправные люди, не являющиеся членами общин и работающие в царских хозяйствах; рабы. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного - рабы карались более сурово. В законах зафиксировано особое положение воинов: они были обязаны выступать в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги.
Законы Хаммурапи являются
важным историческим
Список источников и литературы
1. Авдиев В.И. История Древнего востока, - М.: изд-во Высшая школа, 1970, - 608с
2. Буйчик А. Зайнагабдинова Э. Сорокина
Е. История социума и демократии
, - электронный ресурс - интернет
сайт Библиотека Гумер - гуманитарные
науки,- адрес доступа: http://www.gumer.info/
3. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. “История”.- М.: Высш. шк., 1994. Т.1. -495 с.; Т. 2. -495 с.
4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для ВУЗов. - второе издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма, 2007. - 752
5. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. 390с
6. Дьяконова И.М. -Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Ч.2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 1952. № 4,
7.Лурье И. и Полтавский М. Всемирная история. Энциклопедия в 10-ти т. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 г. - с.748. том 1
8.Струве В.В. и Редера Д.Г. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока -М.: Наука, 1963. С. 196 - 219.
Город |
Божество |
Храм |
Причина включения в кодекс |
1. Вавилон |
Мардук (Бог-покровитель города Вавилона и вавилонской государственности.) |
Эсагила |
Столица государства |
2. Ниппур |
Эллиль (Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов», реально управляющий космосом и являющийся главным божеством шумеро-аккадского пантеона.) |
Экур - центральный храм |
Город в Южном Двуречье, культовая и политическая столица шумерского союза племен |
3. Эриду |
Эа (Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем мудрости.) |
Эабзу |
Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим городом в Шумере и первым центром месопотамской государственности. |
4. Вавилон |
Мардук (бог-покровитель Вавилона, верховное божество Вавилонского пантеона) |
Эсагила |
Столица государства |
5. Ур |
Син - шумерская богиня любви и женского плодородия; покровительница материнства |
Экишнугаль |
Древний шумерский город на юге Двуречья |
6. Сиппар |
Шамаш и Айя (Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель мирового правосудия. Носит титул «судьи богов». Айя-богиня, жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»), по-видимому, осуществлялся ее культ.) |
Эбарра |
Шумерский город в Северном Двуречье |
7. Ларса |
Шамаш (Уту) |
Шумерский город на юге Двуречья | |
8. Урук |
Анум и Иштар (бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю; |
Эанна |
Шумерский город на юге Двуречья; центр 1 династии Урука. Город Гильгамеша. |
9. Иссин |
Эгалмах |
Город в средней части Двуречья, играл важную роль в 1 тыс. д.н.э. | |
10. Киш |
Забаба (Бог-воитель, покровитель города Киша) |
Эметеур-саг |
Город в северной части Двуречья |
11. Хурсагкаламма |
Иштар |
Пригород Киша | |
12. Куту |
Эрра (шумерский бог чумы) |
Меслам |
Город в Северном Двуречье |
13. Борсиппа |
Набу (Туту) (сын Мардука, покровитель письма, наук и мудрости) |
Эзида |
Пригород Вавилона, город на правом берегу Евфрата. Центр почитания бога Набу. |
14. Дильбат |
Ураш (божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли и пашни) |
Город в Двуречье, к Югу от Вавилона | |
15. Кеш |
Мама (Нинту)- Богиня-мать, создательница людей, покровительница плодородия в Древнем Двуречье. |
Город в Двуречье, центр культа богини Нинту. | |
16. Лагаш |
Нингирсу (Гирсу)- шумерский бог. |
Энинна |
Древний шумерский город в Южном Двуречье; центр почитания Нингирсу. |
17. Бит-Каркар |
Адад (бог грома, молнии, дождя и бури в Древнем Двуречье и Сирии) |
Эугалгал |
Город в Древнем Двуречье. |
18. Адаб |
Эмах - храм богини Иштар в Аккаде. |
Город в Древнем Двуречье. | |
19. Машканшабрим |
Эмеслам |
Местоположение неизвестно | |
20. Мальгиум |
Эа и Дамгальнунна (жена Эа). Эа - вавилоно-шумерский бог моря, покровитель мудрости, оракул, дающий исцеление. Его жена- мать Мардука. |
Город в Древнем Двуречье, к востоку от Тигра, центр культа - город Энки, точное местоположение неизвестно. | |
21. Мэр |
Даган (Западносемитское, в том числе аморейское, божество. Бог-податель пищи.) |
Столица одноименного государства в среднем течении реки Евфрат. Играл важную роль посредника в торговых, политических и хозяйственных связях древнего Ближнего Востока. | |
22. Туттуль |
Город в Древнем Двуречье. | ||
23. Вавилон |
Иштар, Ниназу - Сын Эллиля, божество подземных вод и врачевания, бог-покровитель города Эшнунны. |
Столица государства | |
24. Аккад |
Иштар |
Эулмаш |
Столица Аккада |
25. Ашшур |
Ламасу и Шеду |
Крылатые боги, стояли у входов во всех храмах и дворцах |
Столица Ассирии |
26. Ниневия |
Иштар |
Эмишмиш |
Древний ассирийский город, левый берег реки Тигр. |
№ |
вопросы |
Варианты ответов |
ответ | ||||||||||
1 |
Правления царя Хаммурапи |
1.1770-1750 до н.э. 2.1792-1650 до н.э. 3. 1792-1750 до н.э. |
3 | ||||||||||
2 |
В честь какого бога был возведен самый большой храм в Вавилоне |
1. Шамаш 2. Мардук 3. Иштар 4. Ниназу |
2 | ||||||||||
3 |
На берегу какой реки был основан Вавилон |
1.Нил 2.Евфрат 3.Тигр |
2 | ||||||||||
4 |
Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона: |
1.Законы XII Таблиц. 2. Законы Царя Хаммурапи. 3. Законы Ману. 4. «Книга законов». |
2 | ||||||||||
5 |
Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью? |
|
5 | ||||||||||
6 |
В Законах Хаммурапи перечислены следующие виды наследования? |
1.наследование по праву (закону) 2. наследование по праву (закону) и завещанию. 3. наследование по жребию 4. наследование по завещанию |
2 | ||||||||||
7 |
По Закону Хаммурапи брак считался официально заключенным? |
1.в случае внесения выкупной платы отцу невесты. 2.при совершении религиозного обряда 3.в случае фактического совместного проживания 4.при наличии письменного договора |
4 |
Набопаласа́р — основатель Нововавилонского царства и династиихалдейских царей; правил в 626—605 годах до н. э. В 626 г. до н. э. возглавил восстание вавилонян против Ассирии (под властью которой Вавилония находилась с 729 г.). В конце того же года захватил Вавилон, в 620 — Урук, в 615 — Ниппур. В 614 году до н. э.заключил союз с мидийским царём Киаксаром, совместно с которым одержал окончательную победу над Ассирией в 609.
Навуходоносор II - царь Вавилонии в 605-562 годах до н. э. В 605 году захватил территорию Сирии и Палестины, в 598 году совершил поход в Северную Аравию. В 597, затем в 587 году (по другим данным, 586) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены т. н. Вавилонская башня и висячие сады.Самсуилуна, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии (Месопотамия) в 1749-1712 гг. до Р. Х.
Сумуабум, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1894-1881 гг. до Р. Х. + 1881 г. до Р. Х. Сумуабум был, по-видимому, вождем пастушеского аморейского племени яхрурум. Около 1894 г. он захватил Вавилон, располагавшийся неподалеку от древнего Киша. В то время это был небольшой и сравнительно молодой город. К концу жизни Сумуабуму удалось создать маленькое государство вдоль каналов Арахту и Апкаллату с городами Борсиппа и Дильбат, а также Куту на канале Ирнина. Так было положено начало знаменитой в последующих веках Вавилонии.
Суму-Ла-Эль, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1880-1845 гг. до Р. Х. Сын (или племянник) Сумуабума. + 1845 г. до Р. Х. Все правление Суму-ла-Эля прошло в ожесточенных войнах с соседними аморейскими царьками Казаллу, Киша, Сиппара и др. Несмотря на поражение, которое он понес в старости от царя Ларсы Синиддинама, Суму-ла-Элю удалось значительно расширить пределы Вавилонии, к которой он присоединил Киш и Сиппар.
Хаммурапи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 — 1750годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи.