Экономика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 01:01, реферат

Краткое описание

Экономика Германии внушительна, ее успехи хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту этой страны со стороны как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС. В топливно-энергетическом балансе Германии доля органических природных ресурсов составила 82,4%, в том числе 23,9% - уголь, 22,8% - природный газ, 35,7% - нефть. Германия относится к энергодефицитным странам: доля импорта энергоресурсов достигает 75%. При этом в общем объеме потребления нефти доля импорта достигает 97%, природного газа - более 80%. С 1990 г. импорт энергоресурсов вырос на 30%. На долю сырой нефти, импортируемой из России и Норвегии, в 2010 г. приходилось 56% всего энергоимпорта. Кроме того, Германия ввозит каменный уголь из Польши, ЮАР, России и других стран. Доля энергии, произведенной за счет внутренних ресурсов, снизилась в период с 1990 по 2010 г. с 41,7 до 26,7%.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика Германии.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ

 

Экономика Германии внушительна, ее успехи хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту  этой страны со стороны как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС. В топливно-энергетическом балансе Германии доля органических природных ресурсов составила 82,4%, в том числе 23,9% - уголь, 22,8% - природный газ, 35,7% - нефть. Германия относится к энергодефицитным странам: доля импорта энергоресурсов достигает 75%. При этом в общем объеме потребления нефти доля импорта достигает 97%, природного газа - более 80%. С 1990 г. импорт энергоресурсов вырос на 30%. На долю сырой нефти, импортируемой из России и Норвегии, в 2010 г. приходилось 56% всего энергоимпорта. Кроме того, Германия ввозит каменный уголь из Польши, ЮАР, России и других стран. Доля энергии, произведенной за счет внутренних ресурсов, снизилась в период с 1990 по 2010 г. с 41,7 до 26,7%.

Россия является крупнейшим поставщиком газа на немецкий рынок (35% потребления газа), за ней  следуют Норвегия (27%), Голландия (19%), Великобритания и Дания (вместе около 4%). Почти 15% потребности в газе покрывается  за счет собственных небольших месторождений  на севере страны, где ежегодно добывается около 18 млрд м3 природного газа. Месторождения имеют сложные геологические структуры, затрудняющие добычу, что требует внедрения технологии горизонтального бурения. Целью добычи внутри страны является диверсификация источников газа и поддержание текущих объемов добычи, поскольку рентабельность добычи низкая.

По данным исследования A.T. Kearney, к 2020 г. потребление газа в Германии вырастет на 30%, в основном за счет его роста в электроэнергетике и домохозяйствах. По различным прогнозам, спрос на газ в Европе может вырасти с сегодняшних 478 млрд м3 в год до 675-739 млрд м3 в 2020 г. Одновременно добыча газа в Евросоюзе снизится на 43% как следствие падающих объемов добычи основных производителей на Северном море - Голландии и Великобритании. В результате дефицит газа в Европе может достигнуть 150 млрд м3, в связи с чем потребность в импорте возрастет на 90%, что увеличит зависимость Европы от импорта газа.

Основным  потребителем природного газа в Германии является электроэнергетика. Производство электроэнергии в стране традиционно  основывается на угольной и атомной  энергии, в то же время в последние  годы существенно выросло использование  природного газа в качестве топлива  для электростанций. Доля угля (каменного  и бурого) в электроэнергетике  снизилась с 57% в 1991г. до 47% в 2010 г., тогда  как доля атомной энергии осталась на уровне 26%.

Многие угольные электростанции Германии практически  выработали свой ресурс и должны быть заменены в ближайшем будущем. В  условиях свертывания атомной энергетики, которое запланировано до 2020 г., в  стране возникнет потребность в  компенсации 50 000 МВт электроэнергии до 2030 г. Это означает необходимость  замены почти половины существующих мощностей. Инвестиционные потребности  электроэнергетического сектора с  учетом расходов на защиту климата  оцениваются в 50 млрд евро. В то же время крупнейшие энергокомпании Германии отложили строительство новых электростанций на органическом топливе в связи с возобновлением политической дискуссии о продолжении эксплуатации атомных электростанций. Вопрос выбора решений о вводе новых мощностей в Германии рассматривается в комплексе целей и критериев энергетической политики. В обосновании структуры энергетического комплекса можно выделить три основные цели, которые оказывают влияние на его долгосрочную устойчивость: надежность снабжения, рентабельность и экологичность.

Еще несколько  лет назад задача надежности снабжения  не играла существенной роли в Европе, поскольку цены на энергоносители после  нефтяных шоков снова стабилизировались. Гораздо больше внимания уделялось  задаче обеспечения рентабельности путем либерализации энергетических рынков и экологической совместимости с помощью поддержки развития возобновляемых источников энергии. Сильный скачок цены на нефть и сбои в системах электроснабжения, наблюдавшиеся в разных странах в последние годы, привели к переосмыслению роли надежности энергоснабжения.

Высокие цены на электроэнергию отрицательно сказались  и на рентабельности хозяйствующих  субъектов потребителей энергии. В  условиях все возрастающей борьбы национальных экономик за инвестиции издержки на энергию  являются важным критерием конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  национальной экономики. В последнее  время все чаще выходит на первый план в дискуссии о развитии энергетического  сектора страны геополитический  аспект, обусловленный высокой зависимостью экономики Германии от импорта энергоресурсов.

В свете необходимости  выполнения Германией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов  в рамках Киотского протокола  особое значение приобретает критерий экологичности того или иного энергоресурса, который влияет и на экономическую эффективность. Например, сжигание дешевого угля малозатратно, но из-за его низкой экологичности использование угля в условиях торговли эмиссионными правами становится дорогим способом производства электроэнергии по причине необходимости покупки прав на выбросы парниковых газов.

В конечном итоге все эти цели следует  рассматривать c точки зрения их влияния  на экономическую эффективность. Для  оценки перспектив роста реализации российского газа в Германии рассмотрим топливно- энергетический баланс страны в разрезе отдельных энергоносителей.

Социальная сфера

 В связи  с тем, что социальное рыночное  хозяйство Германии довольно  часто подвергалось глубоким  социально-экономическим спадам, но  всегда страна очень быстро  выходила из кризисов за счёт  грамотных и эффективных реформ, проводимых, в первую очередь, в социальной сфере.

Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и  организационная составляющая, предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов. Важнейшей чертой системы медицинского страхования Германии, которая является одной из лучших в мире, является принцип солидарности, заключающийся в том, что величина страховых взносов соответствует уровню доходов застрахованных. При этом медицинское обслуживание, стоимость которого может значительно варьировать, не зависит от объёма взносов каждого человека, что позволяет производить солидарное выравнивание. Обеспеченные несут расходы за малоимущих и здоровые за больных, и это даёт возможность обеспечивать социальную защищённость, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их самих нести всё бремя расходов.

Действующая в Германии система частного медицинского страхования является как альтернативой  обязательному медицинскому страхованию, так и существенным дополнением  к нему. Имея различную организацию  и принципы работы, системы обязательного  и частного медицинского страхования  направлены на решение одной задачи и могут стать примером реализации грамотной социальной политики и  осуществления эффективной системы здравоохранения.

Наибольший  удельный вес в структуре социального  бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование  в Германии включает в себя три  самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий  и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы  пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных.

Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию социальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний  уровень, достигнутый работником в  течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к  повышению про- изводительности труда и увеличению собственных доходов. В связи с рядом причин, коснувшихся не только Германии, но и ряда других стран Европы, основной из которых является меняющаяся демографическая ситуация, связанная со старением населения, с конца прошлого столетия в Германии предпринимался ряд мер, направленных на реформирование системы пенсионного страхования. Основой реформ прежнего и нынешнего правительства стал постепенный переход от существующей перераспределительной системы солидарного страхования к преимущественно накопительной системе. Наряду с недостатками накопительной системы финансовыми рисками, конкуренцией финансовых инструментов, девальвацией национальной валюты предлагаемая система снижает уровень налоговой нагрузки активного населения, стимулирует инвестиции и накопление капитала и является значительным стимулом экономического развития.

Успех экономики  Германии на протяжении многих лет  заключался в постоянном соблюдении «принципа свободы рынка с  социальной сбалансированностью и  нравственной ответственностью каждого  в отдельности за дело в целом». Суть сложившейся ситуации такова: «государство обременено расходами  и теряет прежнюю эффективность; корпорации располагают значительными  ресурсами, чтобы активизировать внутрифирменную  социальную политику; большая часть  населения располагает соответствующими доходами, чтобы активно участвовать  в факультативных (добровольных) социальных программах». Борьба с безработицей становится первой необходимостью и  приоритетнейшим направлением социальной политики Европы. Изменение места государства в системе социального рыночного хозяйства, направленное на снижение степени госрегулирования в трудовой и социальной сферах, несомненно, должно улучшить ситуацию на рынке труда. Новые правила взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками посредством, например, пересмотра механизма тарифной ав тономии, участия работников в управлении на предприятиях, снижения регулирующей роли государства для создания необходимых условий повышения гибкости рынка труда могут стать инструментами в борьбе с безработицей.

Резюмируя сказанное  выше, можно отметить, что германская модель социально- экономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического  чуда», продолжает вызывать живой интерес  и сегодня остаётся в центре внимания многих исследователей, как в нашей  стране, так и за рубежом. Однако современное состояние экономики  Германии показывает, что на практике произошёл значительный перегиб  в сторону опекунского отношения  государства к населению. В связи с чем сутью современных реформ должно стать стремление правительства Германии к снижению уровня государственного финансирования экономики и пересмотр структуры расходов и налогов. Второй направляющей в социальной политике страны должны стать реформы рынка труда.

Основной  целью социальной политики в целом  и в первую очередь на рынке  труда должно стать создание таких  условий, которые бы способствовали развитию «человеческого капитала»  и мотивации гражданина на несение  ответственности за собственное благосостояние.

 

О социально-экономическом  положении Германии в 2012 году

Экономика Германии в 2012 году остается стабильной, предсказуемой и характеризуется положительной динамикой роста.Так, прирост ВВП в относительных показателях (к предыдущему периоду) увеличился: в I квартале - на 5,2%, а в абсолютных показателях - 32 млрд. евро, во II квартале - 3,6%, а в абсолютных показателях - 22,4 млрд. евро. Основным результатом на рынке труда стало снижение официальной безработицы на 8,2% до 2,9 млн. человек (ранее - 3,1 млн. человек). Уровень безработицы сократился на 0,6 процентных пунктов до 6,9%.

 Реальные  доходы населения повысились  на 2% (номинальные - на 4,1%). Наибольшее  повышение совокупных доходов  в среднем на 5,3% произошло в  таких отраслях экономики как  водоснабжение, канализация и  уборка мусора. Средняя зарплата в Германии (без учета надбавок) составила 3 264 евро в месяц (брутто); в отраслевом разрезе: энергоснабжение - 4 322 евро, банковское и страховое дело - 4 315 евро, ИТК - 4 299 евро, гостиничное хозяйство - 1 951 евро).

Инфляция  составила 2,3% (в 2010 году - 1,1%, в 2009 году - 0,4%, в 2008 году - 2,6%, в 2007 году - 2,3%). В качестве причин (один процентный пункт) называются повышение цен на энергоносители на 9,5%, в том числе на автомобильное топливо - на 11,4%, на мазут - 17,4%, на электричество - на 7,6%. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки повысились на 3,3%, в том числе на продукты питания - на 2,7% и безалкогольные напитки - на 7,1%. Среди продуктов питания подорожали пищевые жиры и масла (сливочное масло - на 28,2%, маргарин - на 8,4%), молочные продукты (сметана - на 12%, творог - на 7,8%, обезжиренное молоко - на 6%), рыба - на 4,4%, фрукты - на 3,5%; среди безалкогольных напитков - кофе (на 21,7%) и фруктовые соки (на 13,6%).

Исходя из увеличения поступления новых заказов, в основном из Бразилии, России, Индии, Китая, Чили, Индонезии, Мексики, Колумбии, Польши, ЮАР, Таиланда, Вьетнама и Турции, на предприятия обрабатывающей промышленности в среднем на 22%, Минфин ФРГ оптимистично прогнозирует прирост валового внутреннего  продукта в 2011 году на уровне 3,6% (новая  оценка на 2012 год - 1,2%). Общегерманский союз промышленников (Bundesverband der Deutschen Industrie - BDI), в свою очередь, в целом разделяет эту позицию, однако склонен исходить из более скромных результатов - 3%.

Индекс физического  объема производства в Германии составил 112%, в частности: - наибольший положительный  рост: в автомобилестроении - 125,3%, металлургии - 121%, электротехнике - 117,6%, химической промышленности - 117,6%, ИКТ - 116,2%, машиностроении - 110,7%. - наименьший положительный рост: в фармацевтике - 100,6% и пищевой  промышленности - 101,8%. - отрицательный  рост: в табачной промышленности - 85,4%, в коксохимической и нефтехимической промышленности - 98,6%.

Объем внешней  торговли Германии в январе - августе 2011 года увеличился на 15% до 1292,1 млрд. евро (в январе - августе 2010 года - 1123,9 млрд. евро), в том числе экспорт - 696,8 млрд. евро (увеличение на 14%) и импорт - 595,3 млрд. евро (увеличение на 16,1%). Положительное  сальдо внешнеторгового баланса  составило 101,5 млрд. евро и за отчетный период увеличилось на 3,5%.

Исходя из в среднем минимальной продолжительности  исполнения заказов, в том числе  экспортных, которая составляет 5 - 6 месяцев, предприятиями обрабатывающей промышленности, текущей загрузки производственных мощностей на уровне 80% (в период кризиса, т.е. 2008 - 2009 гг., уровень загрузки снижался на 14 процентных пунктов), увеличение совокупного германского экспорта в 2011 году может прогнозироваться на уровне свыше 23%.

 Состояние  инвестиционной активности в  январе - августе 2011 года (одна из  причин для снижения официального  прогноза в октябре 2011 года  роста ВВП в 2012 году на уровне 1,8%) характеризуется следующими  данными: - реальный сектор: приток  в ФРГ прямых иностранных инвестиций  уменьшился до 4,1 млрд. евро, т.е. на 80%; сумма прямых германских зарубежных  инвестиций снизилась на 60%, т.е.  с 67,8 до 26,6 млрд.евро; - финансовая сфера: приток в ФРГ портфельных иностранных инвестиций составил 147 млрд. евро, т.е. вырос в 7,6 раза; сумма портфельных германских зарубежных инвестиций, напротив, сократилась на 33,4% до 26,5 млрд. евро.

Несмотря  на сохранение благоприятной внутренней и внешней экономической конъюнктуры  в средне- и долгосрочном периоде, увеличение собираемости налогов, политическое руководство страны следующим образом  комментирует (газета «Хандельсблатт» от 29.06.2011 г.) вопрос возможного снижения налогового бремени (одно из основных предвыборных обещаний ХДС/ХСС и СвДП в 2009 году).

Информация о работе Экономика Германии