Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть экономику Китая в целом и ее современные тенденции развития, а также роль Китая в мировом хозяйстве. Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализирована эволюция модели развития Китая, и выявлены основные результаты реформирования;
2. рассмотрены основные тенденции и проблемы развития экономики Китая;
3. рассмотрены внешнеэкономические связи Китая, а также экономические отношения Китая с Россией

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ ГОТОВОЙ.docx

— 446.56 Кб (Скачать файл)

Заключение

Успех китайских экономических  реформ во многом связан с особенностями  избранной тактики -- постепенным  осуществлением реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки  китайского опыта имеют универсальное  значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия  китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики  не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом за счет этого в КНР в последние  два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста. При очень высоких среднегодовых  показателях экономического роста  в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны  циклические тенденции, а именно -- колебания между резкими ускорениями  роста и вспышками инфляции, с  одной стороны, и дефляционными  замедлениями экономического роста -- с другой. Причины такой цикличности  связаны с незавершенностью институциональных  преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких  бюджетных ограничений» в государственном  секторе и связанных с ним  хозяйственных укладах.

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь  внутренних экономических реформ и  мер по активизации внешнеэкономических  связей. Процесс либерализации внешнеторгового  и инвестиционного режимов носит  постепенный характер. Привлечение  иностранного капитала в китайскую  экономику многовариантно: используются различные организационные формы  совместных предприятий, разнообразные  типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

3. КИТАЙ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СВЯЗЯХ

 

Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР  является внешняя торговля.

За годы проведения реформы  товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 510 млрд. долл. в 2001г. В 1979 - 2003 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем  на 15,3%. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла в 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире.

В 2003 рост экспорта составил 45 % (от 2002) и достиг объема в 442,1 миллиарда  долларов США. Из-за дешевой рабочей  силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В  результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места  во всем мире в таких областях как  электрические бытовые приборы  и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению  с ценами европейского и американского  производства, цены на китайские изделия  в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.

Зависимость китайской экономики  от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 2000г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в  мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место  в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2000гг. возросла почти  в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978г. она  составляла лишь 0,75%.

Одна из важнейших задач  китайской внешней торговли - приоб-ретение  техники и технологии для развития народного хозяйства. Сущес-твенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперера-батывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.

За счет импорта техники  и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило  свыше 8 тыс. наименований новых видов  продукции.

В настоящее время они  составляют примерно 20% импорта. Китай  резко сократил ввоз зерновых и полностью  прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало  возможным благодаря внедрению  новых форм хозяйствования в деревне, позволившему зна-чительно увеличить  сборы сельскохозяйственных культур  внутри страны. В то же время сохраняется  довольно высокая импортная зависимость  по товарам группы сырья и материалов производственного назначения: лес  и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары.

Импорт КНР показал  рост 34 % в 2003 с 380,55 миллиардами долларов США. Главные пункты для китайского импорта - сырье и источ-ники энергии, как: сырая нефть, первичные пластмассы, металлы, интег-ральные схемы и  электронные компоненты, а также  высокотехнологичные производственные линии и комплексы.

Страна занимает первое место  в мире по экспорту хлопчато-бумажных тканей и натурального шелка. Текстильная  промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время  текстиль - один из наиболее болезненных  вопросов в торговых отно-шениях с  промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий  китайской текстильной промышленности на свои внут-ренние рынки, ряд стран  потребовал от КНР ограничить их ввоз.

На машиностроительную и  электротехническую продукцию при-ходится  не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие  станки, судострои-тельная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой  рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного  обслуживания и пока не выдерживает  конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес  продукции машиностроения КНР в  мировом экспорте не превышает 0,6%.

Степень зависимости некоторых  отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет  для отраслей тек-стильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также  легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность - экспортная квота  составляет 5%.

Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической  документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок  машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется  географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским прави-тельством, которое предоставляет Китаю  финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских  закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической  продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих  партнеров КНР занимал Гонконг.

Сейчас КНР поддерживает внешнеэкономические связи более  чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являя-ются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место  в экспорте КНР занимает продукция  машинос-троения (85 млрд. долл.), доля которой  в объеме достигает 30%. В 2003 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем  на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2003 г. Китай  занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).

4. СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ  И РОССИИ

 

.1 Росимпорт из Китая

 

Торгово-экономические отношения  России с Китаем имеют длительную историю и характеризуются заметным развитием в последние годы. Растет объем взаимной торговли, усиливается  хозяйственное взаимодействие, расширяются  целевые контакты.

Российский рынок заполонен  китайскими товарами. В стоимости  продукции, которая ввозится из Китая, растет доля наземных транспор-тных средств, электрических машин и оборудования - в 2008 году она достигла 46,9%. На импорт изделий легкой промышленности приходится 20,1% стоимости ввезенных в Россию товаров, это, в том числе, игрушки  и спортивный инвентарь - 9,2%, трикотажные  и текстильные изделия - 5,8% и 4,3% соответственно. Импорт одежды из текстиля возрос на 54,8%; на 91,7% увеличился ввоз прочих готовых  текстильных изделий (в основном, постельное белье, покрывала, шторы), в  полтора раза увеличился ввоз игрушек  и спортинвентаря.

Импорт труб в 2008 году увеличился в восемь раз по сравнению с 2007 годом, а бытовой техники и  электроники - более чем в полтора  раза.

Велика доля изделий легкой промышленности на российском рынке, произведенных  в Китае, и это не только китайская  контрафактная продук-ция, но и легальная. Почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае.

Импорт товаров в январе-феврале 2009 г. по оценке Минэкономраз-вития  России, сократился на 35,3 процента. Доля стран дальнего зару-бежья в общем  объеме импорта России увеличилась  с 86% в январе-февра-ле 2008 г. до 87,3% в  январе-феврале 2009 г., стран СНГ - соответственно снизилась с 14% до 12,7%.

Импорт машин, оборудования и транспортных средств, металлов и  изделий из них в стоимостном  выражении снизился по сравнению  с янва-рем прошлого года в 1,9 раза, продовольственных товаров - на 23,7%, продукции химической промышленности - на 29%, древесины и цел-люлозно-бумажных изделий - на 31,3%, минеральных продуктов - на 36,5 процента.

На российском рынке существует большой ассортимент керами-ческих изделий, но в основном это товар  из Китая, Польши, Чехии и других стран. В течение последних лет  наблюдается рост объемов импорта  керамической посуды в Россию: ежегодные  темпы роста, как в стоимос-тном, так и в натуральном выражении, составляют около 20%. Китайская керамическая посуда активно реализуется на российском рынке, она выполнена на достаточно высоком качественном уровне, отличается современным дизайном и имеет  умеренную цену - это наборы чайных и кофейных сервизов, пиал и тарелок  различного размера.

Импорт продукции из Китая  в Россию может нанести серьезный  ущерб некоторым отраслям российской промышленности. Неконкурен-тоспособными могут оказаться автопром, производство промышленного оборудования, а также  черная металлургия.

По итогам первого полугодия 2008 года Россия стала лидером по объемам импорта автомобилей  из Китая. За этот период на российский рынок было отправлено 38 600 машин.

Марка «Chery» за шесть месяцев  продала в нашей стране 18 558 автомобилей, второе место занимает «Great Wall» с  показателем 2 580 автомобилей, а третье - «FAW», который по итогам полугодия  реализовал 1 164 машины.

Сейчас практически весь мир имеет дело только с китайской  пиро-техникой. Китай - родина пороха - является признанным лидером в произ-водстве  пиротехники: до 90% мирового объема этого  вида товаров изготав-ливается именно в КНР. У китайцев самые богатые  пиротехнические традиции и, соответственно, самый широкий ассортимент, к  тому же еще и самые низкие цены. В Китае построены десятки  новых предприятий по производству порохов и пиротехники, в отрасли  занято 600 тыс. работников.

Пользуются популярностью  и не вызывает у потребителей особых подозрений такие товары как чай, специи, сухофрукты.

В 2008 году Китай экспортировал  в Россию бытовую технику раз-личных наименований в объеме около 1,74 миллиарда  долларов - это на 53 % больше, чем в 2007 году. При этом общий объем  вывоза бытовой тех-ники из КНР достиг 41,56 миллиарда долларов (увеличившись на 5,8 %), из которых почти 30 % (12,12 миллиарда  долларов) приходятся на США.

На сегодняшний день среди  предметов бытовой техники по популяр-ности лидируют китайские  телевизоры (36,5 % от общего объема экспорта в Россию), кондиционеры воздуха (12,84 %), стиральные машины (6,71 %), холодильники (4,77 %) и вентиляторы (3,3 %).

Китай является крупнейшим в  мире рынком гусеничных экска-ваторов. В 2007 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 27 тыс. ед., что на 20% выше, чем в 2006 г. В  первом полугодии 2008 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 16 тыс. ед.

Китай является мировым лидером  по продажам фронтальных погрузчиков. В 2007 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию  экономического роста.

Можно сделать вывод о  том, что Китай - это страна с огромным по-тенциалом, которым она готова делиться на взаимовыгодных условиях с любым честным, авторитетным и  грамотным партнером. Товары, произ-водимые  в Китае, обладают как низкими, так  и высокими качественными характеристиками, от чего зависит цена на те или иные товары.

4.2 Росэкспорт в Китай

 

В товарной структуре российского  экспорта в Китай усиливается  тенденция к увеличению удельного  веса в нем сырьевых товаров и  продукции первичного передела. Так, если в 2006 г. в структуре российс-кого экспорта доля таких товарных групп  как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды» составляла 84,2%, то в 2007 г. этот показатель составил 88,7%, а в 2008 году достиг 90,0%.

Экспорт товаров составил в январе-феврале 2009 г. 39 млрд. дола-ров  США и снизился по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза. Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. Цена на нефть марки Urals в феврале 2009 г. составила 42,4 долл. США за баррель. К уровню февраля 2008 г. цена снизилась в 2,2 раза, а по отношению к январю 2009 г - сократилась  на 0,9 процента.

По предварительной оценке экспорт нефти в январе-феврале 2009 года снизился по сравнению с  соответствующим периодом прошлого года в физическом выражении на 2,7%, природного газа - в 2,4 раза, каменного  угля - на 22 процента.

Экспорт товаров в январе 2009 года составил 17 млрд. долларов США  и снизился в 2,0 раза к январю 2008 года.

В январе 2009 г. в структуре  экспорта уменьшилась доля топливно-энергетических товаров на 5,8%. Доля сырьевых неэнергетических товаров увеличилась на 3,5%, машин  и оборудования - на 1,3 процента.

Информация о работе Экономика Китая