Экономика Латинской америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

"Новые индустриальные страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили "одной ногой", позволяют говорить о появлении особой "новоиндустриальной модели" развития. Эти характерные особенности достаточно четко прослеживаются при анализе опыта развития "новых индустриальных стран" Латинской Америки и Азии.

Содержание

Введение 1
1. Этапы экономического развития 3
Тип экономического развития 9
Уровень экономического развития 9
Социальная структура экономики 11
Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП. 11
Промышленность 18
Сельское хозяйство 18
Минеральные ресурсы 19
Транспорт 20
Связь 20
Качество и использование рабочей силы 22
Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в странах российскими бизнесменами. 22
Внешнеэкономические связи 22
Роль стран в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции 23
Прогноз и развитие экономических связей с Россией 24
Прогноз социально-экономического развития стран 24
Заключение 29
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Латинская Америка Мировая Экономика.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящей работе будет  проанализировано экономическое развитие новых индустриальных стран Латинской  Америки. Целью работы является выявление места национальных экономик этих стран в системе мирохозяйственных связей и объяснение международной специализации данных стран на основе теории конкурентных преимуществ наций.

60-80-е годы XX века стали  периодом глобальных изменений  как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС.

"Новые индустриальные  страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили "одной ногой", позволяют говорить о появлении особой "новоиндустриальной модели" развития. Эти характерные особенности достаточно четко прослеживаются при анализе опыта развития "новых индустриальных стран" Латинской Америки и Азии.

Как правило, к "новым  индустриальным странам" относят четыре страны Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны - это НИС "первой волны" или первого поколения. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения - Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны "новоиндустриальности", полюса экономического роста, распространяющие свое влияние, прежде всего на близлежащие регионы.

Критерии, по которым  те или иные государства относят  к НИС по методике ООН, следующие:

1) размер валового  внутреннего продукта на душу  населения;

2)среднегодовые темпы  его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

4) объем экспорта промышленных  изделий и их доля в общем  вывозе;

5) объем прямых инвестиций  за рубежом.

По всем этим показателям "новые индустриальные страны" не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы экономического  развития

 

Чтобы сделать вывод  относительно этапов развития экономики  Новых индустриальных стран, я взяла  данные по одной из крупнейших стран Латинской Америки – Бразилии.

История независимой  Бразилии, бывшей португальской колонии, берет начало с 1822 г. До конца 30-х  годов XX столетия она развивалась  как сырьевой придаток ведущих западных стран. Только в 1940 г. доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе достигла 10%. Мировой экономический и финансовый кризис 30-х годов, сопровождавшийся оттоком капитала, во многом подорвал позиции латифундизма. Он вызвал сокращение фонда сбережений и обусловил необходимость мобилизации внутренних ресурсов, что привело к расширению национальной базы промышленного развития. Крах мирового рынка кофе означал, что экспортный сектор не может служить двигателем экономического роста.

Период 30—40-х годов  ознаменовался серьезными структурными изменениями в хозяйстве. Однако машинное производство полностью не охватило даже сферу изготовления орудий труда, технический уровень оставался низким.

Экономическое развитие основывалось на индустриализации в  рамках политики импортзамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности, в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г.— только 7,5%.

С 50-х годов отмечается новый период в развитии бразильского хозяйства.

Тогда начала проводиться  целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко  сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За

1949—1964 гг. доля импортных  товаров обрабатывающей промышленности  сократилась с 19 до 4,2% внутреннего  потребления.

На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления  длительного пользования. Методы крупного машинного производства заняли ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений2.

Развитию внутреннего  рынка способствовала стагнация  экспортного сектора.

Среднегодовой темп экспорта за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились  государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.

Во второй половине 50-х годов усилился приток иностранного капитала.

Отчасти это было связано  завершением структурной перестройки  и послевоенного восстановления хозяйства Западной Европы и Японии. В это время основали свои филиалы  и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли. При этом внешнее кредитование давало определенную возможность осуществления национальных интересов.

Темпы экономического роста  возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития.

Очередной этап экономического развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные  связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры. В основу экономической стратегии была положена концепция «национальной безопасности и развития», ставившая целью превращение Бразилии в великую и индустриальную державу к 2000 г.3

Предусматривалось достижение высоких темпов экономического роста за счет перераспределения национального дохода, повышения нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального и иностранного капитала.

Привлечение иностранного ссудного и предпринимательского капитала шло под лозунгом «прагматичного национализма». Идеологические аспекты были нацелены на мобилизацию единства нации в интересах достижения великой цели.

В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных отраслях и добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.

Внешнеэкономическая политика после военного переворота была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало повышению темпов прироста экспорта — свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста.

Темп прироста ВВП  за 1968—1978 гг. превысил 9%. Импортная  торговля увеличивалась быстрее экспорта.

В возрастающих масштабах  привлекался иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось нивелировать последствия нефтяного  шока 1974 г. массированным притоком зарубежного  ссудного капитала. Увеличение внешних  займов было также связано с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала больших затрат. Преобладающая часть внешних кредитов была получена крупнейшими государственными компаниями и в меньшей степени филиалами ТНК.

Ключевым элементом  хозяйственной жизни этого периода явилось возникновение современного сектора производства средств производства и создание самовоспроизводящегося хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического развития 60—70 годов была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась мало (34,5% в 1970 г., 35,8% в 1980 г.)4.

Начало следующего этапа  экономического развития связано с  кризисом внешней задолженности. Общеэкономический  и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии от промышленно развитых стран. Практика 80—90-х годов по урегулированию внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно обслуживать огромный внешний долг.

80-е годы характеризовались  дестабилизацией экономики, падением  темпов роста, резким увеличением инфляции, достигшей четырехзначных величин. Эти годы получили название потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения.

В 90-е годы модель развития экономики вновь была изменена, что  определялось снижением роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был снижен с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. - свыше 100%). Были пересмотрены многие другие ограничения импорта. Государственные компании, которые способствовали «экономическому чуду» 60—70-х годов, стали рассматриваться препятствием на пути развития. Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы, в том числе горнодобывающий гигант «Компания Вале до Рио Досе» (КВРД). В пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций. На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик. В большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на различные долговые обязательства государства5.

Бразилии в 90-е годы не удалось восстановить свои позиции  в мировом хозяйстве, ослабленные  в предыдущем десятилетии. Низкий уровень национальных сбережений и накоплений, их замедленный рост представляет один из тормозов экономического развития. Либерализация внешнеэкономических связей и усиление иностранной конкуренции, особенно на рынках промышленных потребительских товаров, осложнили положение бразильских производителей.

Начался процесс структурной  перестройки хозяйства и деиндустриализации.

Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного  времени движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров.

Тип экономического развития

 

Анализ этапов экономического развития стан Латинской Америки  показал, что в новых индустриальных странах был ИНТЕНСИВНЫЙ тип экономического развития.

Уровень экономического развития

 

Когда рассматривают  экономическую модель "новых индустриальных стран" и особенности ее успешного  развития, как правило, указывают  на внешние и внутренние факторы  этой модели, обеспечившие ей громкий успех. Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной политикой правительства каждой из стран НИС. Не касаясь проблем внутренней структуры НИС, эволюции их хозяйственного механизма, рассмотрим особенности внешнеэкономического фактора НИС и его роль в возвышении развития НИС Латинской Америки.

Как свидетельствует  мировой опыт, вступая в активное международное экономическое сотрудничество, та или иная страна начинает с привлечения  иностранных инвестиций и стимулирования роста внешней торговли. При этом страны проходят в области структурной перестройки своей экономики все звенья технологической цепочки - от добычи, переработки, экспорта сырья к наукоемким товарам. Доходы от экспорта используются для модернизации и развития наиболее перспективных, "выгодных" в плане международного разделения труда отраслей.

В 60-е годы на такой  путь вступили НИС Латинской Америки. Все  эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего следует отнести широкое привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

Экономическая стратегия  Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С  середины 70-х гг. Чили, Уругвай и  Аргентина декларировали переход  к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти6.

Информация о работе Экономика Латинской америки