Экономика России и интеграционные процессы в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.

Содержание

Введение
1.Особая роль интеграционных процессов в экономике
1.1 Причины и формы развития международных экономических интеграций
1.2 Этапы развития интеграционных группировок
1.3 Интеграционные союзы (развитых, развивающихся, социалистических и переходных стран) и их роль для современного экономического развития.
2.Анализ динамики и эффективности интеграционных процессов в СНГ
2.1 Экономическое развитие России и значение экономической
интеграции для России.
2.2 Состояние интеграционных процессов России и СНГ
2.3 Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика России и интеграционные процессы в СНГ (курсовая работа, 65,7 K, добавлен 12.04.2009).doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ) объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

Одним из основных показателей, характеризующих степень эффективности  интеграционных процессов, является взаимная торговля.

По данным ФТС России, в 2007 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ вырос по сравнению  с предыдущим годом на 27,4% и составил 82,4 млрд. долл. США(Приложение В), в том числе экспорт – 52,6 млрд. долл. США (почти на четверть больше, чем в предыдущем 2006 году), импорт – 29,8 млрд. долларов США (рост более чем на треть). За первые два месяца 2008 года товарооборот достиг без малого 15 млрд. долл. США и вырос по сравнению с январем-февралем 2007 года на 42,8%, экспорт составил 10,1 млрд. долл. (рост на 53,6%), импорт – 4,8 млрд. долл. (рост на 24,4%).Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина (доля в общем товарообороте со странами СНГ в 2007 году – 36%), Белоруссия (31,6%) и Казахстан (20,1%).

В целом структура  внешней торговли России со странами СНГ рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, поставки машинно-технической продукции в страны СНГ по объемам в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз. В 2007 году Россия поставила в страны СНГ машинно-технической продукции на 9,6 млрд. долларов, что составило 18,3% от общего объема экспорта России в страны СНГ. Для сравнения: в экспорте в страны дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 3,4%. Значительно больше поставляется в страны СНГ и продукции агропромышленного комплекса, текстильных товаров.

Структура российских закупок  в странах СНГ в определенной степени также отражает взаимодополняемый  характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения приходится почти 32%, на металлопродукцию – 21%, продовольственные товары – 14,4%, продукцию химической промышленности – 10,2%.

Важной составляющей торгово-экономических отношений  России со странами СНГ является инвестиционное сотрудничество. Ведущую роль в этих процессах играет набирающий силу российский капитал.24

По данным Росстата, объем  накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 года составил 2,52 млрд. долл. США. При этом фактические данные значительно выше. Объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России по состоянию на 1 января 2008 г. превысил полтора миллиарда долл. США.

Важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в формате  Содружества Независимых Государств играет реализация решений саммита  СНГ, состоявшегося в Душанбе 5 октября 2007 г.

Следующим опытом экономической  интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным.

По данным Росстата, товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия за январь-ноябрь 2007 года составил 18,0 млрд. долл. США и по сравнению с январем-ноябрем 2007 года увеличился на 26,5%. Удельный вес товарооборота Союзного государства в общем объеме товарооборота стран СНГ составил 31,0% и по сравнению с январем-ноябрем 2006 года увеличился на 0,5%.

Экспорт России в Белоруссию в 2007 году составил 11,8 млрд. долл. США (126,5% к 2005 году). Импорт России в 2007 году из Беларуси составил 6,2 млрд. долл. США (130,1% к 2005 году)

Принимаются меры по устранению барьеров во взаимных торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Удалось заложить основы плавного перехода на рыночные принципы торговли между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия такими стратегическими товарами как природный газ и сырая нефть.

Главами государств рассмотрены  вопросы торгово-экономического, военно-технического сотрудничества, социально-трудовых отношений, сотрудничества в области культуры и науки, бюджетного процесса. Приняты решения по вопросам разработки и реализации программ Союзного государства. Одобрен Прогноз социально-экономического развития Союзного государства прогноз до 2008 года, утвержден бюджет Союзного государства на 2008 год.

Третьим и наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

 -формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС

В соответствии Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.

В настоящее время  Стороны договорились о необходимости  разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС.

- формирование таможенного союза

В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.– России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.

25 января 2008 г., главами  правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств.

Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.

 -формирование единого экономического пространства.

К настоящему времени в ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.

К основным проблемам  интеграции в рамках ЕврАзЭС следует  отнести существенные различия в  экономическом потенциале и структуре  экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований.

Кроме того, государства  ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно  ведут переговоры по присоединению  к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.

Унификация законодательств  сторон в области тарифного и  нетарифного регулирования –  длительный процесс. В этом направлении  будут продолжаться переговоры.

Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России:

Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

Страсбурге 10 октября 1997 года.

Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. ГУУАМ как экономическое объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.

5 мая 2005 года Узбекистан  вышел в одностороннем порядке  из ГУУАМ, теперь название этого объединения звучит как ГУАМ.

- Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),

Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.

Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ. Но России взаимодействовать надо со всеми странами, не теряя времени. Пятнадцать-тридцать лет – сроки, за которые необходимо осуществить модернизацию, укрепить свой союз и стать сильными.

 

2.3 Перспективы экономической интеграции стран СНГ

 

Основной целью создаваемой  международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

Что касается Содружества  Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что  у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран  СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.

Логика экономического и политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для политической элиты является болезненное восприятие необходимости добровольного делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.

Отсюда неизбежен поиск  компромиссов. Реинтеграция стран СНГ  через сохранение политической независимости  и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.

Не урегулированы вопросы  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:

  1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
  2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
  3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

Другие считают, что  развитие Содружества в последние  годы свидетельствует о том, что  никто не отказывается от сотрудничества в целом, а центростремительных  тенденций потенциально больше, чем  центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.

Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Экономика России и интеграционные процессы в СНГ