Экономика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Несомненным лидером в мировой экономике являются Соединенные Штаты Америки.
Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабу и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Поэтому изучение экономики США, как страны, сильно влияющей на развитие мирового хозяйства, представляет такой интерес.

Содержание

Введение 2
Глава 1. США: общие сведения 5
1.1.Характерные черты промышленного развития. 5
1.2.Позиции США в мировом производстве. 9
1.3.Проблемы в э Экономика СШАкономике США. 10
Глава 2. Экономика США 12
2.1.Кризис в экономике США. 13
2.2.Дефицит бюджета США. 17
Глава 3. Эффективность антикризисной политики
США и РФ: сравнительный анализ 18
3.1.Предпосылки кризиса в США. 18
3.2.Кризис в России. 19
3.3.Антикризисная политика США. 20
3.4.Антикризисная политика России. 23
3.5.Сходства и различия в антикризисной политики двух стран. 24
Заключение 27
Список используемых источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

USA.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

В результате снижения спроса и оттока капиталов у  компаний и банков начались проблемы с ликвидностью и погашением долгов. В последние годы они активно брали займы на внешних рынках и к началу кризиса серьезно обросли долгами.

Экономические проблемы сказались на взаимопомощи российского  бизнеса. Из-за проблем с ликвидностью банковский сектор РФ начал очень  скрупулезно относиться к рефинансированию корпоративного сектора. А тот, в свою очередь, начал искать помощь и заступничество у государства.

«В условиях сокращения мировой торговли (по прогнозу ОЭСР, в 2009 г. физический объем экспорта в мире снизится более чем на 13%) и, главное, резкого падения мировых цен на сырье экспортный фактор российской экономики становится менее весомым. А ведь вклад только роста мировых цен на нефть в экономический рост России в середине десятилетия оценивался Всемирным банком примерно в 3 процентных пункта».

          3.3.Антикризисная политика США

Вначале антикризисная  политика США сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0%.

Кризис начался в  ипотечном секторе США, быстро охватив  всю финансовую систему. Основной акцент в антикризисной политике делается на поддержку банков. В конце октября прошлого года Конгрессом США был утвержден так называемый «план Полсона», согласно которому на стабилизацию банковской системы страны было выделено 700 миллиардов долларов, из них 350 миллиардов были израсходованы еще администрацией Джорджа Буша. Однако неэффективность этого плана проявилась достаточно скоро. Большая часть средств этой программы ушла на рекапитализацию банковской системы США. Уже в начале февраля Bloomberg сообщал, что эта программа обошлась американским налогоплательщикам как минимум в 78 миллиардов долларов убытков. В обмен на вливания размером 254 миллиарда долларов министерство финансов США получило активы на сумму 176 миллиардов, /12/.

В феврале 2009  ФРС вырабатывает новую программу - Financial Stability Plan (FSP), которая должна была заменить действовавшую в 2008 году программу Troubled Assets Relief Program (TARP), также была призвана оживить потребительское кредитование, выдачу займов для малого бизнеса, а также помочь рынкам коммерческой недвижимости и ипотеки избежать окончательного краха.

В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд. долл. предусмотрено выделить 237 млрд. долл. на налоговые субсидии для физических лиц, (для юридических лиц – только 51 млрд. долл.), на поддержку малоимущих – 82,5 млрд. долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) – 246 млрд. долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги, науку.

В то же время, пока миллиарды  выделяются на помощь проблемным банкам, объемы антикризисных мер по поддержке  реального сектора экономики и поддержания покупательной способности населения остаются весьма скромными, несмотря на имевшие ранее место обещания Барака Обамы поддержать автомобильную промышленность, модернизировать устаревающую инфраструктуру и обеспечить социальные гарантии. Безработица растет, снижается покупательная способность, сокращаются рынки, что, в свою очередь, увеличивает риски банков по кредитам банков реальному сектору, не способствуя расширению его кредитования.

Неэффективность подобной антикризисной политики в ракурсе  стимулирования американской экономики в целом становится все более очевидной. Уже неоднократно звучали требования (в первую очередь со стороны отдельных, успешно справляющихся с кризисом банкиров), положиться на «волю рынка» и позволить обанкротиться неэффективным финансовым институтам. Но подобный вариант наталкивается на следующие обстоятельства. Во-первых, роль финансового сектора в обеспечении политической и экономической гармонии США в мире, которой в этом случае будет нанесен весьма значительный ущерб. Во-вторых, значение финансового сектора в структуре экономики США и в обеспечении ее конкурентных преимуществ. Его значительное сокращение может привести и к снижению уровня конкурентоспособности американского бизнеса в целом, и к сокращению других секторов экономики. И, в-третьих, пожалуй, самое главное, влияние финансовой олигархии на американскую политику в целом. Не случайно, принимаемые антикризисные меры направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать потери и риски наиболее крупных финансовых игроков.

           3.4.Антикризисная политика России

 Семь приоритетов антикризисной политики:

 1.Социальная защита граждан как главный приоритет, в т.ч. защита от безработицы, индексация пенсий, выполнение обязательств перед гражданами “в полном объеме”.

2.Главное - не допустить социальной напряженности, способной перерасти в народные волнения. Сохранение промышленного и технологического потенциала экономики России хотя бы низком уровне.

3.Снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие коррупции и развитию малого и среднего бизнеса.

4.Поддержка национальной финансовой системы, включая банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации.

5.Проведение ответственной макроэкономической политики, ориентированной на показатели инфляции, которые поставлены в уточненном прогнозе (13-14 процентов в 2009 г).

6.Власти России определили приоритеты антикризисной политики. В первую очередь государственная поддержка будет ориентирована на банковский сектор, строительство и торговлю.

7.Без банков, хотя явно не всех, встанет реальный сектор экономики. Поддержка строительства - не поддержка строителей с их привычкой к заоблачным ценам. Наоборот, это холодный душ - строители получат госденьги при согласии на снижение цен.

Для поддержания финансового сектора Правительством России были предложены следующие меры:

а) выделение российским банкам кредитов на общую сумму 1055 млрд. рублей на срок не менее пяти лет: 500 млрд. рублей - Сбербанк, 200 млрд. рублей — ВТБ, Россельхозбанк -25 млрд. рублей.

б) увеличение срока обращения  биржевых облигаций до трех лет;

в) проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций  отдельных стратегических предприятий  с их последующим выкупом уполномоченными организациями;

Для предотвращения оттока капитала из страны и контроля над использованием банками средств господдержки:

а) привлечение правоохранительных органов к контролю за целевым использованием выделенных банкам средств;

б)  на ЦБ возложить отслеживание динамики валютных вложений банков, получающих поддержку государства;

в) организовать рефинансирование Внешэкономбанком кредитов, выданных коммерческими банками малым предприятиям.

Для поддержания реального  сектора Правительством РФ предусмотрено:

а)  значительное снижение экспортной пошлины на нефть;

б)  сокращение тарифных квот на импорт птицы и свинины;

в) предоставление авиакомпаниям  отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним;

г) оказание финансовой поддержки оборонно-промышленному комплексу;

д) оказание государственной  поддержки отечественным компаниям, ориентированным на экспорт: предоставление госгарантий на экспортные операции в машиностроении и страхование экспорта в сельском хозяйстве, /13/.

           3.5.Сходства и различия в антикризисной политики двух стран

          В антикризисной политике США и России немало схожего. По    мнению МВФ, обе страны являются одними из мировых лидеров по              активности антикризисной политики.

         Первым шагом антикризисной политики двух стран является восстановление ликвидности финансового сектора, для чего и США, и Россия не жалеют средств на спасение банков и других финансовых институтов. Происходит постепенное снижение ставки рефинансирования.

Обе страны провели снижение некоторых налогов, правда, в США  это были налоги на потребителей, а  в России – на производителей.

Проблемы социальной сферы России и Америки во многом схожи. Как и у нас, в США  доля доходов попадала в карман наиболее богатой части общества, а подавляющее большинство и россиян, и американцев боролось за сохранение своего уровня жизни. И в России, и в Америке наблюдаются значительный рост безработицы и увеличение расходования сбережений прошлых лет. Налицо недостаток финансирования медицинских и образовательных программ, /14,210с./.

Но, безусловно, в политике двух стран наблюдаются также  весомые различия.

Целью политики в обеих  странах является скорейший выход  из кризиса, но, не смотря на некоторые  сходства, меры по достижению этой цели у двух стран разнятся.

а)  Соединённые Штаты стараются решить проблемы своей экономики за счёт всего мира – иностранных инвестиций и денежных вливаний в экономику.Россия же, не имея такого экономического веса в мире, пытается решать проблемы, возникшие в экономике из-за кризиса, за счёт внутренних резервов. Если США в своих действиях могут опираться на международные экономические организации, такие как: МВФ, ВБ и ВТО, которые фактически и были созданы Соединёнными штатами, то Россия не может рассчитывать на такую поддержку.

б) Антикризисная политика США сильно ориентирована на поощрение  спроса, особенно потребительского. Поддерживая реальный сектор, правительство США помогает финансовым институтам, но не старается помочь бизнесу из-за опасении длительной рецессии, которая наблюдалась в Японии 1995-2002 гг.

В России, наоборот, в  первую очередь стараются поддержать бизнес, причем своеобразным способом, через помощь системообразующим  компаниям. Здесь можно привести пример АвтоВаза – системообразуещего предприятия автомобилестроении России, на его поддержку планировалось выделить 115 млрд. руб, /15,77с./.

 Эти различия в  антикризисной политике двух  держав обуславливаются исторически  сложившимися социально экономическими  моделями. Либеральный капитализм в США и государственный капитализм в России.

       

 

 

        

          Заключение

Лидером  в мировой  экономике являются Соединённые  Штаты Америки. По своей территории США относятся к крупнейшим странам  мира. Бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира вместе взятых, кроме Японии и Германии. 

Но в 2010 году США столкнулось с существенным падением государственных доходов. Продолжается рост бюджетного дефицита. Национальный долг увеличивается быстрым темпом. Надежды на окончание экономического кризиса не оправдаются. Для экономики США новый год кризиса грозит оказаться тяжелее, чем 2008-2009 годы. Доллар ожидает дальнейшее ослабление, способное в условиях ускорения спада в реальном секторе стать более быстрым.

           С приходом мирового кризиса США стали испытывать возрастающие финансовые трудности. В 2008 году был зафиксирован рекордный размер дефицита федерального бюджета. Он составил $459 млрд.

На сегодняшний день ход экономических процессов  в США является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность США служит своего рода барометром для мировой экономики, реально влияет на движение цикла – ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли. И сейчас, когда все страны переживают экономический кризис, очень остро ощущается зависимость других стран от экономического состояния и изменений в лучшую или худшую сторону в США.

В рамках данной работы я  постаралась раскрыть все стоящие  передо мной вопросы, достигла поставленных целей. И, в результате, подробнее ознакомилась с экономическим положением в стране, рассмотрела вопрос влияния США на мировую экономику, ее взаимодействия с другими странами, а также предпринимаемые страной меры по предотвращению экономического кризиса.

Список используемой литературы:

  1. «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран». Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2000.-493с.
  2. «Мировая экономика»/ Под ред. Проф.  А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.-734 с.
  3. Мировая Экономика: Учебник: 2-ое издание.  проф. А.С. Булатов. М.: Экономистъ, 2008 г.-734с.
  4. Мировая экономика: новости, статьи, статистика/ www.ereport.ru
  5. Экономика и финансы/ www.economics.unian.net
  6. «Мировая экономика». Ломакин В.К. М.: ЮНИТИ, 2006г.-672с.
  7. Новости экономики/ www.stockbroker.ru
  8. З. Бжезинский. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). – М, 2000 г.-256с.
  9. Главное: последние новости/  www.lenta.ru
  10. Финансы/  www.finance.rambler.ru
  11. Мировая Экономика: Учебник: 5-ое издание. Под редакцией проф. Чепурина М.Н. Киров: АСА, 2002 г.-832с.
  12. Экономика и финансы: публикации, статьи, обзоры/ www.finansy.ru
  13. Дело.Антикризисная политика России/ www.delo.ua
  14. №3-4(6-7), 2009 Вестник МГИМО–Университета, Антикризисная политика в России и США: сходство и различия. проф. Булатов А.С.-210с.
  15. №3-4(6-7), 2009 Вестник МГИМО – Университета, финансово-экономический кризис и пути его преодоления, проф. Захаров А.Н.-77с.

Информация о работе Экономика США