Экономика города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Краткое описание

Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.
Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.

Вложенные файлы: 1 файл

экон.города.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

В законе исключена норма о сроках перехода к 100%-ной оплате жилья и  коммунальных услуг. На протяжении последних 10 лет шла постоянная дискуссия  о сроках перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг. Многими политическими лидерами эта особо актуальная тема использовалась в борьбе за голоса избирателей. Таким  образом, вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг уходит из сферы политических дискуссий и переходит в разряд текущих экономических задач. Закон  закрепляет принцип постепенного перехода от обезличенного дотирования предприятий  ЖКХ к предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если ранее получение предприятиями ЖКХ этих средств никак не зависело от качества и эффективности их работы, удовлетворенности потребителей, то новая редакция закона делает механизм предоставления субсидий более понятным и прозрачным. Так, закон предписывает осуществлять "постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в настоящем Законе мер социальной защиты граждан". Без данного важнейшего положения закона невозможно уйти от дотационного характера отрасли. В таком случае принципиально меняется и механизм предоставления субсидий. Они будут поступать не организациям ЖКХ, а непосредственно - нуждающимся гражданам. Адресное использование этих бюджетных средств поможет ускорить решение социальных проблем малообеспеченных слоев населения, позволит повысить эффективность использования бюджетных ресурсов, будет способствовать развитию конкуренции в ЖКХ и повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

Закон установил перечень категорий  граждан, которые имеют право  на субсидии. Величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимой долей расходов граждан в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума расчет субсидий претерпел значительные изменения. Новая редакция закона предусматривает расчет субсидий для семей со среднедушевым доходом ниже установленного минимума (в соответствии с законодательством о прожиточном минимуме) с учетом федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан в совокупном доходе семьи, умноженного на поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму.

Несмотря на явное усиление социальной направленности новой программы  субсидий, , законодатели не смогли сразу отказаться от так называемого второго основания предоставления субсидий. В соответствии со ст.4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу закона увеличение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг соответственно в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных граждан, имеющих доход ниже установленного законодательством прожиточного минимума, не может превышать пятьдесят процентов от указанных расходов на день вступления в силу этого закона. Таким образом, закон вносит кардинальные изменения в процедуру предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Они касаются, главным образом, установления четкого перечня категорий граждан, имеющих право на получение субсидий, усиления зависимости размера субсидий от доходов граждан при сохранении на переходный период особого порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Принятый закон также разграничивает полномочия между федерацией, регионом и муниципальным образованием по финансированию льгот. Ведь сейчас одни уровни власти устанавливают льготы, другие должны найти источники финансирования, третьи - обеспечить предоставление льгот. В законе четко определены категории  граждан, выплаты на предоставление льгот которым должны быть предусмотрены  из средств 

Что касается роста оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, то сегодня  совершенно очевидно следующее.

Во-первых, бюджетное дотирование  жилищно-коммунального комплекса - это помощь богатым, потому что эта  помощь осуществляется исходя из того, каким количеством квадратных метров жилья владеет гражданин.

Во-вторых, в настоящее время  создана и эффективная система  адресной защиты бедных семей по оплате жилищно-коммунальных услуг: в 2012 году жилищные субсидии получат около 10% населения страны. Более того, сегодня это наиболее формализованная процедура социальной защиты в стране.

В-третьих, Правительством начата работа по переводу бюджетных средств (по жилищным субсидиям) на персонифицированные  социальные счета граждан. Логическое завершение этой работы вообще снимет вопрос о 100% оплате.

В-четвертых, бюджетное финансирование отрасли - основной фактор роста долгов ЖКХ, в отличие от населения, которое  является относительно исправным и  прогнозируемым плательщиком, бюджеты  или задерживают платежи или  не перечисляют их вообще. В 2010 году долги по населению составили около 15%, а по бюджетам всех уровней - около 40%.

Таким образом, законодатель дифференцировал  максимально допустимую долю собственных  расходов граждан на оплату ЖКУ для  семей со среднедушевым доходом  ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена наиболее нуждающимся.

 

2.2 Социальные последствия и  перспективы жилищно-коммунальной  реформы

На основании Концепции Правительство  РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой  программы "Жилище" на 2002-2012 годы.

Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании  с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2012 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.

Жилье является важнейшим элементом  семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей  стране в условиях обесценивания  сбережений, жилье для многих семей  осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана  с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

       

Характерной особенностью современного социально-экономического положения  в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

Сокращение жилищного строительства  и бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена  пойти на ухудшение своих жилищных условий.

Важной проблемой остается недостаточная  оснащенность жилья, его качество.

Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем  по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно  в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

Проблема дефицита жилья и недостаточной  оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей  из ветхого и аварийного жилья.

По расчетам Госкомстата России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.

Заключение

Принятие Государственной Думой  Закона "О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" не явилось принятием закона о  реформе жилищно-коммунального комплекса, как это представляли многие депутаты. Это важный документ, связанный не столько с процессом осуществления  реформы в этом секторе экономики, сколько с упорядочением социальных обязательств государства перед  гражданами. По сути дела, этот закон  носит не экономический, а социально-политический характер.

Закон "О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в первую очередь, направлен на решение  двух основных проблем. Во-первых, он перераспределяет между разными уровнями власти ответственность  за предоставление льгот населению. В этом смысле это компромиссный  документ. Радикальная позиция депутатов  должна была бы состоять в отказе от большинства неисполняемых социальных обязательств государства. О необходимости  финансового обеспечения принятых государством обязательств перед населением напомнил на заседании Совета законодателей  в верхней палате Президент Владимир Путин. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О  бюджетной политике в 2004 году" отмечается, что общий объем установленных  законодательством расходных обязательств консолидированного бюджета Российской Федерации составляет 6,5 трлн. руб., что почти в два раза превышает  имеющиеся финансовые ресурсы. Но в предвыборный год рассчитывать на то, что депутаты Государственной Думы от них откажутся, не приходится. Поэтому и было принято половинчатое решение, но в то же время оно лучше, чем оставить "все как есть".

И, во-вторых, с принятием новой  редакции закона, как отмечалось выше, дается новый импульс программе  жилищных субсидий.

Это все, конечно, необходимо, но было бы более эффективно, если бы депутаты рассмотрели этот законопроект в  пакете с другими законопроектами, которые решают проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках жилищно-коммунального комплекса, снижают  административное давление в этом секторе  экономики и формируют условия  для привлечения частного бизнеса, устанавливают ясные и прозрачные "правила игры" для всех хозяйствующих  субъектов в отрасли.

Но, к сожалению, ни в этом законе, ни в других, рассмотренных и принятых депутатами Государственной Думы в  жилищной сфере, ничего не говорится  о том, как эффективно организовать процессы внутри жилищно-коммунального  комплекса, чтобы обеспечить население  комфортными и безопасными условиями  проживания. Только одновременная работа в двух направлениях: на федеральном  уровне - по совершенствованию законодательства, а на местном уровне - по внедрению  экономических механизмов в отрасли, является реальным залогом повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения.

 

 

 

 

Список литературы

I. Нормативные  акты

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. (с  изм. от 14.10.2005) // Российская газета. - 1993. - №237; СЗ РФ. - 2005. - №42. - 421 с.

2. Федеральный закон РФ  «Об основах регулирования тарифов  организаций коммунального комплекса»  от 30.12.2004 №210-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

3. Федеральный закон РФ  «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей»  от 29.12.2006г. №256-ФЗ 

4. Закон Республики Татарстан  № 65-ЗРТ "Об утверждении  Программы реформирования и модернизации  жилищно-коммунального комплекса  РТ» от 11.12.2004 г.

5. Закон «О приватизации  жилищного фонда в Российской  Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541 - 1 (в ред. от 29.11.2004г.)

6. Постановление от 28.01.2006г.  № 47 «Об утверждении положения  о признании помещения жилым  помещением, жилого помещения непригодным  для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу»

7. Гражданский кодекс  Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 г. (в ред. от 21.07.2005)

8. Гражданский кодекс  Российской Федерации, часть 2 от 26.01.1996 г. (в ред. 18.07.2005)

9. Жилищный кодекс Российской  Федерации от 29.12.2004г. (с изменениями  от 29.12.2006 № 251 - ФЗ)

II. Литература

10. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. - Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2009. - № 8 - 59 с.

Информация о работе Экономика города