Экономика и система хозяйства как феномен жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Философия тесно переплетается с другими науками, дисциплинами. Она относится ко многим сферам жизни, такими как религия, исскуство. В данном реферате мы посмотрим на экономику со стороны философии.
Цель работы рассмотреть экономику как феномен жизни общества.
Работа выполнена на основе отечественных и зарубежных публикаций.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Философия хозяйства и экономики: ценностно-антропологический аспект………………………………………………………………………………4
Содержание и эволюция понятия «экономика»………………………..4
Методология экономической науки……………………………………..7
Философские основы хозяйства, экономики……………………………11
2.1. Философский аспект базовых категорий экономики…………………..11
2.2. Структура экономической системы……………………………………12
Диалектика производительных сил и производственных отношений.15
Производственные отношения с точки зрения философской науки…15
Историческое развитие философии материального производства…..17
Заключение ………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и система хозяйства как феномен жизни общества.docx испр.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Философия хозяйства обращена к  хозяйству вообще, а не к одной  лишь экономике, хотя по традиции рассматривается как область экономической науки. Как мировоззренческое хозяйствование, философия хозяйства включает в себя в качестве органической части философию экономики, не элиминируя при этом проблемы трансцендентности, экономической цивилизации (от доиндустриальной - до современной финансово-информационной), производство жизни во всех ее аспектах (бытие, небытие, смерти, антижизни), производство бытия, в том числе идеального и виртуального. В отличие от теоретической экономии, экономической науки, философия хозяйства не ограничивается лишь строго научным подходом, устрем¬ляясь в такие сферы бытия, которые не могут быть освоены наукой. В настоящее время, используя идеи С.Н. Булгакова («Философия хозяйства». М., 1990) о создании экономической христианской метафизики как соединении в единой системе экономического ощущения мира и религиозного миросозерцания и последующей традиции исследования хозяйства, философия хозяйства получила новый импульс развития.

В условиях реформирования экономики перед методологией  экономической науки  встают фундаментальные задачи по разработке методов, регулятивов и механизмов создания рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности, наличием конкуренции и вместе с тем социально защищенной. Важнейшей задачей современной методологии экономической науки является разработка адекватных механизмов взаимодействия государственного регулирования рыночной экономики, формирования налоговой политики, реформирования форм собственности, методологии предпринимательской деятельности. [3, с. 100]

Следует иметь в виду, что роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях даже возрастает, ибо государство должно взять на себя принятие решений, которые необходимы обществу.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

В современной экономической науке  и деятельности следует учитывать  и этические приоритеты.

Таким образом, современная методология экономической науки ориентирована не только на теоретико-рефлексивное осмысление, изучение и конструирование методов и принципов, но и на разработку механизмов и регулятивов реформирования «реальной» экономики, обоснования приоритетов социально ориентированной, рационально выстроенной рыночной экономики. [5, с 449-457]

 

2. Философские основы хозяйства,  экономики

 

2.1. Философский аспект базовых категорий экономики.

 

Проблема выяснения базовых  понятий (категорий) философии экономики  приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду, что философский  аспект базовых (основных) категорий  экономики, во-первых, фиксирует убеждение  человека о существовании окружающего  хозяйственно-экономического мира и  самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждении философско-онтологических оснований и предпосылок экономической  реальности.

Во-вторых, базовые категории призваны дать адекватные знания о феноменах  экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих, принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающих ценностно-мировоззренческие  установки и ориентации хозяйствующих  субъектов, особенности мотивации  их деятельности и поведения. Это  антропоаксиологическая проблематика, речь идет о человеке в мире экономики.

В-четвертых, базовые категории  не только выполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполагания в практической деятельности.

В хозяйственно-экономической практике выстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологические принципы и категории.

К числу базовых категорий философии  экономики следует отнести категории  хозяйство, экономика, рынок. Самая  широкая категория «хозяйство», которая отражает сложность и  многоплановость экономического бытия  общества. Хозяйство рассматривается  как производство жизни, основной вид  жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включает в себя человеческие, родовые и божественные параметры.

Родовым стержнем хозяйства является природопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствования и экологической деятельности. Эта  проблематика получила основательную  философскую разработку в трудах отечественных ученых. [1, с. 315]

Другая базовая категория «экономика»  трактуется как важнейшая форма  человеческой деятельности, включающая два различных аспекта. Впервые  на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге «Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни, которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях получения прибыли, накопления богатства.

В современной социальной науке  экономика определяется с разных точек зрения. Она толкуется как  способ хозяйства, частный случай хозяйственной  деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономика по своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом  она и существует. Причем обмен  понимается как универсальный феномен  общественной жизни и как действо, связанное с деньгами.

Другие социальные теоретики высказывают  суждения о том, что суть экономики  определяется характером труда, иные видят  стержень в субстанции стоимости. Известно также определение экономики  как совокупности производственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения, лауреата Нобелевской  премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономика  каждой страны – это большая система, в которой много разных видов  хозяйственной деятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости  и от других звеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных  связей и отношений, особым образом  упорядоченная структура.

 

2.2. Структура экономической системы.

 

Рассмотрим характеристику структуры  экономики, сферы экономической  системы. К ним обычно относят: непосредственное производство, распределение, обмен  и потребление разного рода предметов  и услуг. Речь идет о различных  благах, в том числе продуктах  питания, одежде, жилье, бытовой технике, машинах и т.д., а вообще понятие  блага означает все то, что заключает  в себе определенный положительный  смысл. Это предметы, продукты, явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающие интересам, целям людей.

Для понимания человеческих благ большое  значение имеет их классификация. Общепринято  подразделение благ на материальные и нематериальные. Если материальные блага – это преимущественно  вещи, предметы, то нематериальные создаются  в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, обеспечение  здоровья людей, культура и т.д.). Это блага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровья людей. [6, с. 86]

Услуги – это целесообразная деятельность людей, результаты которой  имеют полезный эффект, удовлетворяющий  какие-либо потребности. Например, транспортные, услуги связи и др.

Понятие производства ассоциируется  в первую очередь с изготовлением  материальных продуктов. А на самом  деле доля материального производства во всех ведущих странах в течение  десятилетий устойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В  этой сфере ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средства массовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившая все и  вся реклама предлагает образцы  продуктов, не слишком жестко связанные  с их реальными свойствами.

В науке и в повседневной практике важное значение приобретает товар  как специфическое экономическое  благо, произведенное для обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодность к  обмену. Обычно говорят, что в этом смысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речь идет о принципиальной социально-экономической  проблематике, которая имеет давнюю историю, различные подходы и  трактовки.

Следует отметить, что структура  экономической системы носит  весьма сложный характер. В современной  социально-экономической науке выделены общепринятые слагаемые:

  • микроэкономика – поведение отдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий, домашних хозяйств;
  • макроэкономика – функционирование национальной экономической системы в целом;
  • мезоэкономика – деятельность определенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отраслях народного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и т.д.;
  • суперэкономика – мировая экономика в целом.

Кроме того, в мировой научной  литературе получила распространение  классификация экономических систем по двум признакам:

  • по форме собственности;
  • по способам управления экономической деятельностью.

На основе этих признаков различают экономику:

  • командную или тоталитарную – где большинство предприятий находятся в государственной собственности;
  • рыночную – которая характеризуется частной собственностью на средства производства, свободой рынков, конкуренцией;
  • смешанную – в рамках ее сочетается государственный сектор и частный,

Особое место в общественной системе принадлежит переходной экономике. Специфика ее заключается  в том, что здесь происходит реформирование хозяйства, переход от одного типа социально-экономических  отношений к другому. Подобная ситуация наблюдается в нашей стране, где  в течение более десяти лет  осуществляются экономические преобразования. [1, с. 300]

 

 

    1. Диалектика производительных сил и производственных отношений

 

 

    1. Производственные отношения с точки зрения философской науки

 

Если производительные силы в совокупности всех своих компонентов (субъекты труда, техника, технология и др.) предстают  как взаимодействия человека с природой, то производственные отношения как  вторая сторона способа производства — это общественные отношения  людей и их общностей в процессах  экономической деятельности. Их содержание составляет собственность на средства производства и результаты, продукты труда как объективное владение (присвоение, распоряжение, пользование) ими, а не как их юридическая форма, правовое закрепление.

Производственные отношения в  структурном срезе — это объективные  отношения между классами, социальными слоями, группами людей и в процессе непосредственного производства, и в процессах распределения, обмена, потребления. В этом плане производственные отношения есть также отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, между отраслями народного хозяйства, а внутри страны — между ее народнохозяйственным комплексом в целом, территориальными экономическими регионами (районами) и предприятиями, а также между людьми как субъектами производства в рамках предприятия. [3, с. 45]

Для понимания сути производственных отношений важно учитывать, что  они проявляются прежде всего  как интересы. И если общество в  целом есть совокупность всех форм человеческой деятельности и общественных отношений, то и интерес как социальное явление — это тоже общественное отношение. Он выражает взаимосвязь своего носителя — человека (социальной общности людей) с условиями собственной жизнедеятельности. Экономические интересы как преобладающая разновидность социальных интересов — это объективное отношение определенного субъекта (человека) к обеспечению условий своего существования, функционирования и развития в сфере материального производства. Они возникают, формируются не автоматически, а в результате сложнейшего и многопланового преобразования людьми тех сторон и элементов производственных отношений, которые входят в среду их жизнедеятельности. Экономические интересы всегда, таким образом, представляют объективные отношения исторических общностей людей, социальных ячеек и систем. Они отражаются в различных формах общественного сознания на том или ином его уровне, но не могут быть сведены к «факту» сознания, к «элементу» психологии, к социальным эмоциям. Через экономические интересы особенно четко просматривается «включение» человека в систему производственных отношений.

В качественном преобразовании производственных отношений, собственности на средства производства и продукт труда К. Маркс усматривал объективную основу трех основных исторических типов взаимоотношений человека и общества (социальности): отношений личной зависимости, отношений вещной зависимости при личной независимости, отношений свободных индивидуальностей.

Производственные отношения не есть некий отдельный элемент от производительных сил, не есть некая надстройка или следующий «этаж» над ними. Производственные отношения — это социально-экономическая форма производительных сил. Производственные отношения, как и производительные силы, являются материальными отношениями. Особенность их материальности состоит в том, что им не присуще свойство «чувственно грубой предметности», их невозможно «ощупывать и разглядывать». Производственные отношения объективны потому, что они не зависят от воли и сознания людей, они складываются,- не проходя через сознание людей. Почему же тогда эту форму называем не только экономической, но и социальной? Потому что исторически определенные типы производственных отношений обусловливают распределение средств производства и распределение социально-исторических общностей людей в системе материального производства. Именно через производственные отношения как экономический базис общества осуществляется связь производительных сил с другими видами социальных отношений, с надстроечными учреждениями, что в системной целостности и образует общество.

Информация о работе Экономика и система хозяйства как феномен жизни общества