Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:27, реферат
Философия тесно переплетается с другими науками, дисциплинами. Она относится ко многим сферам жизни, такими как религия, исскуство. В данном реферате мы посмотрим на экономику со стороны философии.
Цель работы рассмотреть экономику как феномен жизни общества.
Работа выполнена на основе отечественных и зарубежных публикаций.
Введение …………………………………………………………………………3
Философия хозяйства и экономики: ценностно-антропологический аспект………………………………………………………………………………4
Содержание и эволюция понятия «экономика»………………………..4
Методология экономической науки……………………………………..7
Философские основы хозяйства, экономики……………………………11
2.1. Философский аспект базовых категорий экономики…………………..11
2.2. Структура экономической системы……………………………………12
Диалектика производительных сил и производственных отношений.15
Производственные отношения с точки зрения философской науки…15
Историческое развитие философии материального производства…..17
Заключение ………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………20
Сущность диалектики, взаимосвязи и развития двух основных сторон способа производства выражает закон соответствия производственных отношений определенной ступени развития производительных сил, действующий на всех исторических ступенях развития общества.
Прежде всего отметим, что взаимодействие и единство производительных сил и производственных отношений обусловлено тем, что человек является не только главной производительной силой, но также носителем и субъектом производственных отношений, а вещный элемент производительных сил (средства труда) совпадает с объектом собственности на средства производства.
На каждой ступени исторического развития материального производства взаимодействие его основных сторон проявляется как отношение, определенная степень согласованности («соответствия») с присущими ему всегда двумя объективными противоположными тенденциями: первая из них — определяющая роль производительных сил по отношению к своей социально-экономической форме, вторая — обратное активное воздействие формы, т.е. производственных отношений на производительные силы.
Еще в древнегреческой философии
пробивалась мысль о
В условиях соответствия производственных отношений производительным силам формируется возможность для их прогресса. Если же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, то они становятся оковами их прогресса, оказывают разрушительное воздействие, особенно на главную производительную силу общества. Возникающее несоответствие между производительными силами и производственными отношениями разрешается эволюционным или революционным способом. Очевидно и другое: как промедление, так и неадекватные социальные действия по разрешению несоответствия углубляют противоречия между производительными силами и производственными отношениями вплоть до перерастания их в конфликт.
Исторический опыт последних столетий показывает, что в условиях технизации производства и других сфер жизни наиболее отвечают потребностям развития производительных сил и самого человека те гибкие экономические структуры, основу которых составляет многообразие форм собственности (государственной, частной — от крупной до мелкой; акционерной, кооперативной и т.д.). [4, с. 538]
Новый вызов перед человечеством ставит вступление в стадию информационного общества. Компьютеризация, микроэлектронная революция угрожают подорвать систему наемного труда. По оценкам специалистов, уже в ближайшие десятилетия можно ожидать, что примерно половину рабочих мест, обусловленных физическим или элементарным умственным (канцелярским) трудом, заменят автоматы и вычислительная техника. Каковы будут социальные последствия столь коренного сдвига в жизни . сотен миллионов людей труда? Возможно ли вообще распространить индустриальную цивилизацию как образ жизни на все человечество?
«Одно, — как заметил К. Ясперс, — во всяком случае, очевидно: техника — только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью».
Таким образом, в диалектике производительных сил и производственных отношений пребывает внутренний источник, глубинная движущая сила саморазвития способа производства материальной жизни, что в свою очередь является могучим импульсом развития общества в целом, включая его взаимодействие с природой.
Заключение
Философский подход дает возможность
рассматривать экономику как
сложную, открытую, нелинейную систему
с ее необратимостью, возможностью
возникновения новых связей и
отношений, выяснить место и роль
одиночных людских усилий в этой
системе, которые за определенных состояний
социального среды могут
Таким образом, в центре внимания философии экономики находятся природа экономической жизни, сущность стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей.
Философия экономики рассматривает
ключевую роль человека в развитии
и функционировании экономики. Анализ
экономических реалий осуществляется
на основе применения философской методологии.
Наряду с другими подходами, в
том числе математическими, философский
метод рассматривает экономику
как многомерную и
Список используемой литературы
Информация о работе Экономика и система хозяйства как феномен жизни общества