Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 00:17, реферат
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ. В современной России проблема развития исследуемых экономических отношений обостряется, прежде всего, по двум причинам. Во-первых, Россия, как держава глобального масштаба, имеет многоаспектные интересы и объективно не может самоустраниться от решения межгосударственных мировых общественных проблем. Во-вторых, трансформации экономических отношений в российской экономике существенно изменили не только механизмы и объемы производства и распределения, общественных благ, но и наполнили новым содержанием базовые экономические категории. Именно поэтому первая часть работы посвящена раскрытию теоретической основы категории общественных благ во взаимосвязи с динамикой развития экономических отношений, государства и методологии экономической теории. Закономерное ослабление роли государства в результате реформ, особенно в части производства социально значимых общественных благ: здравоохранения, образования, науки неоднозначно воспринимается членами российского общества зачастую назревшие проблемы вскрываются в виде открытых конфликтов между обществом и властью, которая призвана защищать его интересы. В целом медленное продвижение реформ и их слабая эффективность определяется природой институциональных изменений, когда сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, то предельный эффект снижается.
Цель работы: изучить механизм формирования спроса и предложения общественных благ и рассмотреть специфические особенности частичных равновесий.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Механизм формирования спроса и предложения общественных благ………………………………………………………………………….……4
1.1. Особенности спроса на общественные блага………………………….….4
1.2. Предложение общественных благ или эффективный объем общественного блага……………………………………………………………5
1.3. Проблема «безбилетника»…………………………………………………8
1.4. Предоставление общественных благ посредством рынка………….……9
1.5. Предоставление общественных благ государством……………………..11
Глава 2. Специфика частичных равновесий…………………………………..13
Заключение………………………………………………………..…………….16
Список литературы……………………………………………………………..17
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем при внесении взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя (момент покупки и момент использования разделены), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ, каковыми являются бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.
Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует учитывать, что, способствуя решению проблемы «безбилетника», они сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.
2. Взаимообусловленное
3. Субсидирование. Финансирование
производства общественных
1.5. Предоставление общественных благ государством
В случаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, предоставление подобных общественных благ может быть обеспечено только государством. Обычно это чистые общественные блага. Между тем не всякое предоставляемое государством благо является чистым общественным благом. Иногда даже обладающие высокой степенью исключаемое™ блага предоставляются только государством. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо сильно дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения связано с высокими издержками или приводит к значительному и устойчивому недопроизводству общественного блага, а значит, уменьшению совокупной полезности. Поэтому подобные общественные блага предоставляются государством.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными — от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования производимых частным сектором общественных благ (уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна — производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».
Государство выступает поставщиком общественных благ тогда, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано с большими издержками, при этом их производство финансируется за счет налогов, взимаемых в принудительном порядке.
Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема производства общественных благ. Применение налогового механизма уже само по себе порождает ряд проблем, связанных с достижением эффективного объема их производства. С одной стороны, предоставление общественного блага всем потребителям в одинаковом объеме предполагает применение принципа равного участия в его финансировании. С другой стороны, различия в предельной полезности от потребления блага для разных пользователей обусловливают неравную их склонность к оплате потребляемого объема общественного блага. И если в первом случае речь идет о реализации принципа справедливости, то во втором — эффективности. Введение единой платы, несомненно, обеспечит справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства в целях снижения налога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, так как будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению неэффективности, обусловленной сокращением объема производства общественных благ. Учитывая, что склонность платить есть возрастающая функция дохода и в этом смысле обусловлена не вкусовыми различиями разных категорий потребителей, а уровнем их доходов, то лица с высокими доходами только выиграли бы, получив возможность потреблять больше. При этом, правда, проблема трансформируется в вопрос о степени дифференциации налога, решение которого осложнено трудностями выявления предпочтений потребителей тех или иных общественных благ.
Глава 2. Специфика частичных равновесий.
Равновесие в общественном секторе представляет собой сложный структурно-образующий процесс. Его особенности можно наиболее полно выявить путём сравнения с рыночным равновесием.
Во-первых, механизм установления равновесия в общественном секторе отличается от механизма рыночного равновесия. Рыночное равновесие - это саморегулирующийся процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен. На рыночное равновесие большое влияние оказывают ограничения семейного бюджета. В общественном секторе равновесие устанавливается с помощью сознательно и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики (дискреционной фискальной политики). Поэтому равновесие в частном секторе часто называют бюджетным равновесием. Во-вторых, концепция рыночного равновесия включает частичные равновесия (равновесия частных рынков). В отличие от рыночного равновесия общее равновесие в общественном секторе представляет собой сложную конфигурацию частичных равновесий, единство и различие которых определяется природой общественных благ. совместный, коллективный характер потребления общественных благ придаёт общие черты равновесия на эти блага. Но существуют и специфические особенности частных равновесий в общественном секторе. Они определяются тем местом, которое общественные блага занимают на шкале между двумя крайними точками: чистыми общественными благами и чистыми частными благами. Чем ближе благо к чистому общественному благу, тем сильнее роль госбюджета в установлении равновесия. С другой стороны, чем ближе благо к чистому частному благу, тем большее значение для равновесия в общественном секторе имеют ценовой механизм и ограничения семейного бюджета.
Особенности бюджетного равновесия:
1.Базируется на принципе
2.Строится на принципе учёта
эффекта целого, синергического
эффекта. Подчинение частных интересов
общественным является
3.Ярко выраженное
4.Существует разрыв во
Заключение
Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.
Обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.
Список литературы
Абалкин Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. - 2010. - № 12. - С. 27-40.
Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2010.
Антоненко Л.А., Onpumoea К.А., Нескородев СМ. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Омега-Л!?! Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – Питер, 2007
Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. Учебник. - М., Юрайт-Издат, 2006.
Лизогуб А.Н. Экономическая теория (конспект лекций в схемах). - М.: «Приор-издат», 2006.
Макконел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика – М., 2007, гл.1.
Некипелов А.Д. и др. Популярная экономическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Пузиков О.С. и др. Экономическая теория для студентов вузов. - Ростов н/д: Феникс, 2008.
Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2006.
Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М., 2008, гл. 13.
Философия хозяйства. Кн. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2009.
Чепурин М.Н., Киселева Е.А. и др. Курс экономической теории: учебник - Киров: «АСА», 2009
Экономика /Под ред. А.С. Булатова – М., 2007, гл.2.