Экономика отраслевого рынка химической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1: Общая характеристика Отраслевого рынка

Понятие химической промышленности

Химическая промышленность - отрасль уникальная. Здесь творят настоящие чудеса. Люди научились из одного вида сырья получать разные продукты. Например, нефть - это не только бензин для автомобилей, керосин для самолетов, пластмассы, но даже продукты питания, например «рыбья икра». Бывает и наоборот: продукт один, а получить его можно несколькими способами. Так производят, например, синтетический каучук.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Доля химической индустрии  в структуре ВВП России в 2006 году составила около 6 %, в структуре экспорта — около 5 %, в структуре валютной выручки — около 5 %; в отрасли сосредоточено почти 7 % основных фондов промышленности.

Крупнейшие химические компании России

Компания, штаб-квартира

Объём продаж

Специализация

млрд. руб.

Сибур Холдинг (Москва)

173,5 (2008, МСФО)

Нефтехимия

Салаватнефтеоргсинтез (Салават, Башкортостан)

85,3 (2008, РСБУ)

Нефтехимия

Нижнекамскнефтехим (Нижнекамск, Татарстан)

77,8 млрд руб. (2008 год, МСФО)

Синтетические каучуки

Еврохим (Москва)

73,1 (2009 год, МСФО)

Производство удобрений

Уралкалий (Березники, Пермский край)

62,8 (2008 год, МСФО)

Калийные удобрения

Акрон (Великий Новгород)

37,5 млрд руб. (2009 год, МСФО)

Минеральные удобрения


 

Особенность интеграционных процессов такова, что они способствуют преодолению территориальных границ субъектов федерации, которые зачастую становятся барьерами на пути развития предприятий среднего и малого бизнеса. Развитие происходит в рамках промышленных кластеров и осуществляется преимущественно сверху вниз – вдоль технологической цепочки.

 

3. Анализ поведения  фирм на рынке химической промышленности

 
Российская химическая промышленность по объему производства находится на одиннадцатом месте в мире (таблица 1). Доля отрасли в общем объеме промышленного производства страны составляет 6%. На химических предприятиях сосредоточено 7% основных фондов (пятое место после машиностроения, топливной промышленности, энергетики и металлургии), обеспечивающих 8% стоимости промышленного экспорта и 7% налоговых поступлений в бюджет.

Подходит к концу  и период слияний в химической промышленности на территории России. Для слившихся в вертикально  интегрированные холдинги компаний наступает новая эра. Им нужно искать стратегических партнеров среди потребителей красок, шин, полимеров, удобрений и прочего, и, возможно, в будущем вкладывать деньги в развитие своих клиентов. И наоборот, потребители начнут активно инвестировать в своих поставщиков.

Институциональные преобразования, происшедшие с начала рыночных реформ, существенно изменили структуру  химического производства по формам собственности: к настоящему времени  химический комплекс имеет самую  немногочисленную группу предприятий, оставшихся в собственности государства. В результате приватизации контрольные пакеты акций значительной части химических предприятий перешли в руки внешних инвесторов. Это в основном нефтяные и газовые компании, преимущественно отечественные, объединенные в крупные вертикально-интегрированные финансово-промышленные группы, – такие как Газпром, Татнефть, Лукойл и др.

Формирование консолидированных  химических комбинатов, эффективность  функционирования и конкурентоспособность  которых обусловлена синергетическим эффектом от интеграции нефте-, газопереработки и нефтехимии, является общемировой практикой. Однако в России консолидация собственности на основе близости к сырьевым потокам не дала позитивного результата, поскольку проходила не как длительное логическое развитие бизнеса, а практически одномоментно, в условиях глубокого экономического кризиса и резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса, когда 60% продукции отрасли оказалось невостребованным.

Среди основных проблем, определяющих особенности текущего состояния и перспективы развития химического комплекса, – износ оборудования(60–80%, один из самых высоких показателей среди отраслей промышленности) и продолжающееся его старение. Удельный вес оборудования возрастом более 30 лет составляет в производстве полиэтилена 65%, а в производстве поливинилхлорида – 70%. За последние шесть лет суммарные инвестиции в отрасль составили 14 млрд долл. По оценкам экспертов, в новые машины и оборудование было вложено не более 5 млрд долл., большая же часть была потрачена на текущий технологический ремонт, энергомощности и экспортные терминалы.

Государство, рассчитывая  на активность частных инвесторов, практически полностью устранилось  от финансовой поддержки отрасли, выделяя  менее 0,1% общей суммы отраслевых капиталовложений в рамках адресной инвестиционной поддержки социально значимых производств (фармацевтических препаратов для диагностики и терапии онкологических заболеваний, инсулина, йодистых препаратов, кормовых белков).

Существенным тормозом развития российской химической промышленности является отсутствие крупных эффективных компаний, способных на равных конкурировать с ведущими глобальными игроками. Так, крупнейшая российская химическая компания «Сибур Холдинг» имела в 2009 г. оборот около 5,3 млрд долл., примерно в восемь раз уступая по этому показателю cаудовской SABIC и в два раза – японской Shin-Etsu Chemical, занимающей двадцатую строчку среди мировых производителей. Остальные крупные российские компании, такие как «Салаватнефтеоргсинтез», «Еврохим» и «Нижнекамскнефтехим», в свою очередь, в два – три раза отстают от «Сибура» по объемам оборота. Кроме того, в компании «Сибур» занято почти в два раза больше работников, чем в SABIC. Иными словами, по уровню производительности труда российские химические компании вообще не сопоставимы с мировыми лидерами

Товарная номенклатура экспорта российского химического комплекса представлена, главным образом, продукцией низкой и средней степени технологического передела (рис. 6). Лидирующие позиции традиционно занимают минеральные удобрения и синтетические каучуки (30–35% и 9–10% валютных поступлений соответственно). Важными статьями являются также аммиак, метанол, капролактам, пластмассы, т.е. продукция, востребованная для дальнейшего передела в продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Рис. 2. Товарная структура экспорта химической и нефтехимической продукции в 2006 г., % 

 

 
 

Источник: Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России до 2015 г. Минпромэнерго РФ, 2008.  

 

В отличие отэкспорта, номенклатура российского химического  импорта многообразна, в ней традиционно превалируют высокотехнологичные товары: изделия из пластмасс, автомобильные шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические и резиновые изделия, катализаторы, пластификаторы – то есть товары с высокой добавленной стоимостью.

В 2008 г. Министерство промышленности разработало стратегию развития российской химической промышленности до 2015 г. В ней в целом дана правильная и объективная оценка сложившейся  в российской химии ситуации. При  этом ставится амбициозная задача в 3–5 раз увеличить объемы производства химического комплекса и приблизиться к уровню развитых стран по душевому производству основных химических продуктов. Производство на душу населения пластических масс и синтетических смол прогнозируется на 2015 г. в объеме не менее 68,0 кг/чел (против 25,9 кг/чел в 2005 г.), химических волокон и нитей – не менее 5,0 (против 1,1) кг/чел, синтетических каучуков и латексов – не менее 14,5 (против 8,0) кг/чел. [14] Выполнение таких планов потребует увеличения капиталовложений примерно в 15 раз против уровня 2005 г. (в сумме около 130 млрд долл.). Пока непонятно, как это будет финансироваться.

В документе упор делается на то, что эти капиталовложения будут осуществляться в основном за счет частного сектора экономики  – крупными корпоративными структурами, включающими в себя предприятия, на базе которых возможно формирование законченных технологических цепочек от добычи углеводородного и минерального сырья до выпуска наукоемкой химической продукции высоких переделов. Однако на сегодняшний день в России подобные корпорации отсутствуют. Например, у той же компании «Сибур» прибыль за 2009 г. составила всего 600 млн долл. Еще ниже она у других российских химических компаний. Именно поэтому наиболее реальным кажется другой тезис упомянутой стратегии – о том, что в ближайшие годы практически все отрасли российского химического комплекса окажутся в ситуации борьбы за выживание.

В декабре 2011 года ФАС признала большую группу компаний химической промышленности виновными в совершении сговора на рынке каустической соды. ФАС установила наличие у компаний антиконкурентного соглашения о порядке установления цен и о разделе рынка оптовых поставок жидкой каустической соды. Высокие цены на рынке РФ поддерживались, в том числе благодаря продаже соды на экспорт по ценам гораздо ниже внутрироссийских.

ФАС признала виновными  в нарушении законодательства "Единую торговую компанию", "Сибменеджмент  групп", "Сибменеджмент", "Химпром" (Волгоград), "НПО Реагенты", "Саянскхимпаст", "Сибирскую химическую компанию", "Усольехимпром", "СИБУР", "СИБУР Холдинг", "СИБУР-Нефтехим", "Новомосковскую акционерную компанию "Азот", "Минерально-химическую компанию "Еврохим", "Новомосковский хлор", "Башкирскую химию", "Каустик", "Ренова Оргсинтез", "Химпром (Новочебоксарск), "Никохим", "Каустик" (Волгоград), "Галополимер", "Галополимер Кирово-Чепецк", "Торговый дом "Химпром", ПО "Химпром".

ФАС России также в  начале января предписала группе этих химических компаний в десятидневный  срок прекратить нарушение закона о  защите конкуренции. Согласно предписаниям ФАС, компании-нарушители обязаны обеспечить свободную реализацию жидкой каустической соды любым хозяйствующим субъектам, обратившимся с предложением о заключении договора.

При реализации сбытовой политики компаниям предписано обеспечить удовлетворение нужд конечных потребителей и возможность для них приобретать соду у наиболее близких географически производителей или грузоотправителей, отдельно указывать в договорах с потребителями стоимость доставки соды.

 
4. Государственное регулирование отраслевого рынка

 

Государственный протекционизм:

- государственное инвестирование в крупные проекты в части подготовки необходимой инфраструктуры;

- создание равных условий на внутреннем рынке для российских производителей и совместных предприятий с иностранным участием;

- переход на единый тариф грузовых перевозок;

- участие государства в создании вертикально-интегрированных структур для развития таких направлений, как производство химических волокон, красителей, изделий из пластмасс и ряда других с последующей передачей части акций на вложенный капитал в собственность государства;

- поддержка выпуска специальной химической продукции, необходимой для обеспечения интересов оборонного комплекса;

- государственная поддержка академической, вузовской и отраслевой науки, создания пилотных установок и опытных образцов, в том числе за счет прямого финансирования из федерального бюджета;

- предоставление льгот сельхозпроизводителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

Тарифные методы регулирования.

Особенностью российского  импорта является - относительно высокий  уровень таможенных импортных платежей и их нестабильность.

 

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

Ед. изм.

Ставка ввозной таможенной пошлины

(в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)

3101 00 000 0

Удобрения животного или растительного  происхождения, смешанные или несмешанные, химически обработанные или необработанные; удобрения, полученные смешиванием  или химической обработкой продуктов растительного или животного происхождения

-

10

3102 10 100 0

- мочевина, содержащая более 45мас.% азота в пересчете на сухой безводный продукт

кг N

10

3102 21 000 0

- сульфат аммония

кг N

10

3102 40 100 0

- с содержанием азота не более 28мас.%

кг N

10

3102 40 900 0

- с содержанием азота более 28мас.%

кг N

10

3102 50 100 0

- природный нитрат натрия

-

10

3102 50 900 0

- прочий

кг N

10

3102 60 000 0

- двойные соли и смеси нитрата  кальция и нитрата аммония

кг N

10

3102 80 000 0

- смеси мочевины и нитрата  аммония в водном или аммиачном  растворе

кг N

10

3102 90 000 0

- прочие, включая смеси, не поименованные  в предыдущих субпозициях

кг N

10

3103 10 100 0

- содержащие более 35мас.% пентаоксида дифосфора

кг Р2O5

10

3104 20 100 0

- с содержанием калия в пересчете на K2О не более 40мас.% в сухом безводном продукте

кг K2O

10

3104 20 500 0

- с содержанием калия в пересчете на К2О более 40мас.%, но не более 62мас.% в сухом безводном продукте

кг K2O

10

3104 20 900 0

- с содержанием калия в пересчете на К2О более 62мас.% в сухом безводном продукте

кг K2O

10

Информация о работе Экономика отраслевого рынка химической промышленности