Экономика развивающихся стран и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:09, реферат

Краткое описание

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира, в которых проживает более 80% населения планеты. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризует разные условия и уровни социального и экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

рефеат.DOCX

— 47.92 Кб (Скачать файл)

Основными социально-экономическими укладами в развивающихся странах  являются государственный, капиталистический, кооперативный, мелкотоварный, а также  натуральные формы хозяйства. Социально-экономические  уклады -- это особенные типы производственных отношений со свойственными им специфическими законами развития.

Ведущую роль среди  социально-экономических укладов  в этих странах играет государственный  уклад. Это обусловлено низким развитием  экономической и социальной инфраструктуры, решающая роль в формировании которых  принадлежит государству. Именно государство  и государственный сектор экономики  осуществляет борьбу за экономическую  независимость. В условиях отсутствия многочисленного и опытного класса предпринимателей, низкого жизненного уровня населения оно берет на себя функции накопления капитала, инвестора и играет доминирующую роль в проведении аграрной реформы, осуществлении структурных преобразований в экономике, развитии базовых отраслей промышленности. Государственный уклад  является интегрирующим фактором во взаимодействии других укладов и  превращении дезинтегрированной системы  в единую целостность. Государству  принадлежит решающая роль в противостоянии иностранному капиталу, в привлечении  иностранных инвестиций в национальную экономику, оно в наибольшей мере способно развивать науку, овладевать достижениями НТП. Ведь государству  во все времена отводилась ведущая  роль в обеспечении народного  хозяйства деньгами, в проведении денежных реформ, в процессе регулирования  денежно-кредитной системы.

Для подавляющего большинства  таких стран важнейшим направлением преодоления экономической отсталости является индустриализация. Этот процесс  индустриализации в них происходит неравномерно, зачастую он начинается с создания производственной инфраструктуры, с преобразований в сельском хозяйстве  и добывающей промышленности.

Представляя собой  относительно устойчивую общность, развивающиеся  страны в то же время отличаются друг от друга по ресурсному обеспечению, уровню развития производительных сил  и общественных отношений, демографическим  и социальным по-казателям. В сложной  мозаике стран, расположенных в  Азии, Аф-рике и Латинской Америке, можно найти все формы общественно-го развития - от самых примитивных  до самых современных.

Поскольку все развивающиеся  страны движутся в направле-нии формирования индустриального общества, то в качестве глав-ной причины их различий можно  выделить уровень используемых тех-нологий  в производстве материальных благ.

Характерным для экономики  наименее развитых стран явля-ется слабое развитие рыночного механизма. Местные предпринимате-ли отдают предпочтение сфере торговли, как это было на заре развития капитализма в ныне развитых странах. Однако там купе-ческий капитал быстро переключился в промышленную сферу, поскольку нужно было удовлетворять  растущий спрос на товары широкого потребления. В развивающихся же странах перелив капи-тала из коммерции  в производство осуществляется крайне медлен-но и с большим трудом. Для местного купца, как правило, проще продавать поступающие  из-за рубежа товары, нежели вступать в  конкуренцию с зарубежными фирмами, организуя производство на месте. Зарубежные инвесторы не видят стимулов для  вложения средств в слаборазвитую  экономику.

Поскольку наименее развитые страны находятся на начальном этапе  создания индустриального общества, их промышленность представлена в основном отраслями, занимающимися переработ-кой  местного сырья и производящими  товары повседневного спро-са.

В последние годы во многих странах были проведены мероп-риятия по приватизации государственных предприятий, сыгравшие важную роль на начальном  этапе становления национальной эко-номики.

По отношению к  странам, вставшим на путь интенсивной  индустриализации, развитые страны предпринимают  дискриминационные меры в сфере  внешней торговли, активно проводят политику «ножниц цен», что ведет  к росту задолженностей, выкачиванию  значительной части национального  богатства. ТНК пытаются перебазировать сюда экологически грязные и трудоемкие отрасли промышленности.

Переход от плановой к рыночной экономике происходит примерно в 30 странах Азии, в которых  проживает одна четвертая часть  всего населения Земли, что делает такой переход первостепенно  важным. Вместе с тем нужно учитывать, что одни из них, лишь вступив на путь трансформации, сразу пережили резкий экономический спад, от последствий  которого не освободились до сих пор, другие оказались в более благоприятной  ситуации Ли Синь. Социально-экономическое  развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (19)..

В целом практика трансформации  переходной экономики свидетельствует  о четырех ее особенностях.

Во-первых, поиск решений, необходимых для умеренного экономического роста рассматривается как основная цель трансформации. В то же время  его проектировщикам приходится пересматривать первоначальные представления  о сложности процесса трансформации, специфике рыночной системы и  теоремах экономического роста.

Во-вторых, если затронувшая  весь индустриальный мир «великая депрессия» длилась 11 лет (1929-1940 гг.), то депрессия  во многих странах с переходной экономикой оказалась еще более продолжительным  процессом. Исключением оказался лишь Китай, темп экономического роста в  котором был воспринят как  чудо во всей истории мировой экономики. Г. Роланд отмечал: «Самая большая положительная  неожиданность - именно успех экономических  реформ в Китае» Ли Синь. Социально-экономическое  развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (19)..

За 20 лет на экономический  рост в Китае приходится половина добавленной стоимости всех развивающихся  стран. Развитые индустриальные страны с населением не свыше 900 млн. чел. достигли своего современного уровня за 200-250 лет. Китай с населением 1,5 - 1,6 млрд. чел. по прогнозам к 2050 г., т.е. только за 100 лет станет страной с развитой современной экономикой. Это можно  оценивать и как исторический вклад Китая в развитие человеческого  общества.

В-третьих, за 15-25 лет  после начала трансформации изменились место и роль Китая в ряду стран  с переходной экономикой и в мировой  экономике в целом.

В-четвертых, после  глубокого переосмысления проблемы перехода от «шока к терапии» в  большинстве стран с переходной экономикой в экономическом росте  возникла улучшающаяся тенденция. Так, в начале 21 века экономика России вышла на траекторию быстрого роста  со среднегодовым темпом 6,7%. С 2000 по 2005 гг. ВВП России вырос в 3 раза, а  ее золотовалютный резерв - в 7,5 раз. Почти  все страны СНГ начали демонстрировать  энергичный рост, подпитываемый высокими ценами на товары сырьевой группы и  растущим спросом на внутренних рынках. Прирост ВВП за 2004 год в Азербайджане, Армении, Беларуси, Таджикистане и Украине  превысил 10%.

Страны ЦВЕ - Центральной  и Восточной Европы имеют стабильные темпы роста экономики, начиная  с 90-х гг. 20 века. В целом в Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Албании, Румынии, Беларуси, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане  в 2004 году ВВП превысил уровень 1989 года на 42% (см. приложение 2, 3, 4).

Далее рассмотрим экономику  стран АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии).

Основные торговые обороты стран АСЕАН приходятся, прежде всего, на Сингапур, Малайзию и  Таиланд. Они обеспечиваются за счет экспортоориентированных производств  и импорта комплектующих для  последующей сборки готовой продукции  и экспорта. 
Самые крупные экспортные рынки для АСЕАН - рынки США, ЕС, Японии, Китая (включая Гонконг) и Республики Корея. Эти же страны - главные партнеры в импорте. Среди них Япония - на первом месте, за ней следуют США, ЕС, Китай (включая Гонконг), Республика Корея (см. приложение 6).

Доли экспорта и  импорта стран АСЕАН в общемировой  торговле значительно превышают  доли их ВВП в общемировом ВВП (см. приложение 7).

За семь лет все  страны АСЕАН (за исключением Сингапура) увеличили свой вклад в мировой  ВВП. Доля ВВП Сингапура в мировом  ВВП хотя и снизилась, но по показателю `ВВП на душу населения` он остается лидером (25433 долл. США), что отражает высокий уровень жизни в стране.

Доля импортируемых  сырья, материалов и готовых компонентов  в продукции региональных производителей составляет 45% в химической промышленности, 53 % в машиностроении, 56% в транспортном оборудовании, 70% в производстве электротоваров. Трудоемкие отрасли производства, такие  как кожевенная, производство одежды включают 40-43%, обувная- 56% импортируемого сырья. Такая ситуация объясняется  отсутствием конкурентоспособных  национальных поставщиков сырья  и комплектующих необходимого качества.

Вместе с тем, уровень  развития промышленности в этих странах  далеко не одинаков. Можно выделить три их группы в соответствии с  нынешним уровнем развития промышленности. Группа наименее развитых стран региона  включает Вьетнам, Камбоджу, Лаос и  Мьянму. 
К группе стран со средним уровнем развития промышленности относятся Индонезия, Таиланд и Филиппины.

Наиболее развитые государства региона - Сингапур и  Малайзия. Показатели их промышленного  производства указывают на начавшийся в этой группе стран переход к  постиндустриальной стадии развития экономики - к становлению инновационных  отраслей технологическому совершенствованию  производства в отраслях, составляющих основу нынешнего их экспортного  потенциала.

В целом АСЕАН характеризует  достаточно последовательная политика, во-первых, гарантирующая макроэкономическую стабильность и обеспечивающая быструю  аккумуляцию средств и их распределение  в соответствии с конкурентными  преимуществами отдельных стран, сравнительно низкий уровень инфляции и ставка рефинансирования, баланс государственных  расходов и доходов, курс национальной валюты, приемлемый для производителей; во-вторых, обеспечивающая поддержание  конкурентоспособности национальной продукции, которая продается на открытых рынках при свободной конкуренции  с импортными товарами и не субсидируется  государством; в-третьих, рассчитанная на быструю аккумуляцию капитала и человеческих ресурсов развитие инфраструктуры достаточной, чтобы избежать проблем  при росте хозяйственной активности, на повышение квалификации работников; в-четвертых, предусматривающая развитие сельскохозяйственного производства и сектора услуг для равномерного и сбалансированного развития экономики; в-пятых, обеспечивающая развитие договорных отношений и побудительных мотивов, основанных или на личной материальной заинтересованности граждан, или на социальной солидарности и на механизмах, стабилизирующих создание благоприятной  социальной обстановки; в-шестых, предусматривающая  достаточную компетентность должностных  лиц - достаточную, чтобы направлять экономические трансформации в  нужное русло.

Такая политика требует  реализации следующих организационно-экономических  принципов:

1. Всесторонней мобилизации  внутренних ресурсов стран региона,  предполагающей возможность достижения  синергетического эффекта в развитии, государственное финансирование  перспективных проектов, поощрение  частных инвестиций в национальные  предприятия, предоставление льготного  режима налогообложения, развитие  информационного обеспечения, упрощение  бюрократических процедур для  национальных промышленных предприятий. 

2. Формирования механизма,  необходимого для привлечения  и освоения ПИИ, путем создания  положительного имиджа в отношении  рентабельности вложений, безопасности  и удобства ведения бизнеса,  совершенствования финансовой системы,  стандартизации отчетности компаний, развития института страхования  инвестиций.

3. Приоритетного развития  промышленной инфраструктуры.

4. Формирования современной  законодательной, нормативно-правовой  базы в сфере привлечения и  использования ПИИ. 

5. Приоритетного развития  собственных макротехнологий. 

6. Определения приоритетных  направлений развития промышленности  с учетом долгосрочных перспектив, предполагающих формирование промышленной  специализации стран ЮВА, исключение  практики дублирования производств  и снижение затрат на внутрирегиональную  конкурентную борьбу.

7. Повышения ресурсного  самообеспечения экономики региона  за счет увеличения степени  переработки добываемой в регионе  нефти, использования атомной  энергетики, внедрения новых технологических  разработок в национальное производство, увеличения степени самообеспечения  в поставках производственных  компонентов.

8. Учета перспектив  ориентации производств на внутренний  рынок региона. Рост уровня  жизни населения позволит снизить  экспортную зависимость региона.

9. Заблаговременной  подготовки кадров. При отсутствии  на рынке труда работников  необходимой квалификации, найм  таковых из других стран оказывается  достаточно дорогостоящим и затрудняет  работу предприятий. 

10. Развития отраслей  добывающей промышленности, обеспечивающего  конкурентные преимущества стран  АСЕАН. Многие месторождения полезных  ископаемых, особенно в наиболее  бедных странах ЮВА (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам) остаются неразведанными  и не разрабатываются из-за  слабой инфраструктуры, высоких  затрат и отсутствия инвестиций  Гончаров И.В. Социально-экономическое  развитие в государствах Евразии  // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (19)..

Информация о работе Экономика развивающихся стран и ее особенности