Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:37, реферат
Главная задача в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011–2015 годах состоит в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей экономической безопасности за пределы коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Промышленная политика и экономическая безопасность
на тему: Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения
Семинар №1
МИНСК 2013
Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения
экономическая безопасность показатель
Основными национальными интересами в экономической сфере в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь являются [1]:
- повышение
благосостояния населения
- сохранение
устойчивости национальной
- снятие
дискриминационных барьеров
- обеспечение
уровня энергетической
- реструктуризация
и повышение эффективности
- трансфер
современных технологий в
Наибольшее внимание будет уделено угрозам, связанным с прохождением пиковых значений выплат по внешнему долгу (2012–2014 годы), дефицитом внешней торговли (который не может быть ликвидирован в короткие сроки вследствие инерционности отраслевой структуры экономики, имеющей высокую импортоемкость), недостаточной устойчивостью финансового состояния реального сектора экономики, высокой степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов, в целом недостаточной конкурентоспособностью экономики и эффективностью механизмов инновационного развития.
Допустимые
уровни изменения важнейших
Важное значение для формирования такого коридора имеют следующие показатели: уровень малообеспеченности, внутренние затраты на научные исследования и разработки, коэффициент обновления основных средств, сальдо внешней торговли, отношение платежей по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, уровень золотовалютных резервов, то есть те показатели, по которым либо превышено пороговое значение, либо есть вероятность существенного его превышения [1].
Главная
задача в сфере обеспечения
В сфере социальной безопасности планируется обеспечить соблюдение пороговых значений малообеспеченности, что должно способствовать сохранению стабильности в обществе, недопущению деструктивных социальных процессов. В 2015 году прогнозируется уровень малообеспеченности 5–6 процентов при пороговом значении не более 10 процентов. Этому будет способствовать реализация мер по повышению эффективности системы социальной поддержки граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, недопущению роста уровня малообеспеченности при одновременном улучшении качества жизни населения с низкими доходами, усилению адресности оказания социальной помощи, повышению эффективности государственных пенсионных расходов, установлению величины государственных минимальных социальных гарантий на уровне, обеспечивающем дальнейшее снижение доли малообеспеченных среди пожилых и инвалидов, поддержанию размеров пенсионных выплат с учетом экономического развития страны, а их реального содержания – в увязке с ростом заработной платы и изменением стоимости жизни, развитию системы государственных социальных стандартов [1].
Обеспечение
сбалансированного со спросом предложения
рабочих мест на рынке труда, территориальной
мобильности трудовых ресурсов, стимулирование
роста занятости на основе создания
новых рабочих мест в наукоемких
и высокотехнологичных
В сфере инновационно-инвестиционной безопасности будет существенно повышена доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП (2015 год – 2,5–2,9 процента, против 0,61 процента в 2010 году), одновременно существенно возрастет их эффективность. Предстоит активизировать все типы инноваций. Улучшить ситуацию в данной сфере предполагается за счет следующих мер: расширение внебюджетных источников финансирования, широкое использование венчурных и страховых фондов, ускорение процесса технологических инноваций на основе формирования национальной инновационной системы, формирование рынка научно-технической продукции, расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности, обновление материально-технической базы науки, организация технологических парков мирового уровня, способных реализовать масштабные инновационные проекты, развитие инновационной инфраструктуры, страхование инновационных рисков.
Совершенствование
законодательной базы инвестиционной
сферы, повышение эффективности
реализации приоритетных инвестиционных
проектов, привлечение в экономику
прямых иностранных инвестиций, развитие
института инвестиционных агентов
в Республике Беларусь позволят увеличить
долю инвестиций в основной капитал
в ВВП в 2015 году до 37,5 процента, что
обеспечит осуществление
В сфере
внешнеэкономической
Решение поставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего развития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления темпов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных товаров по отношению к темпам роста ВВП. Этому будет способствовать осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений, расширение участия Республики Беларусь в интеграционных процессах и активизация сотрудничества с международными экономическими организациями, совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, повышение конкурентоспособности экспортоориентированных предприятий, наращивание объемов экспорта товаров и услуг, совершенствование механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещение и снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, развитие инфраструктуры внешней торговли, в том числе товаропроводящих сетей, современных систем информационно-маркетинговой поддержки, электронной торговли, глобальных телекоммуникационных сетей.
В целях
внешнеэкономической
В сфере
финансовой безопасности предстоит
обеспечить финансовую стабильность во
всех секторах экономики. Необходимо повысить
рентабельность продаж и эффективность
использования средств
Положительное
влияние на финансовые возможности
реального сектора экономики
окажут меры макроэкономического характера,
направленные на снижение уровня инфляции,
поддержание стабильного
Совершенствование
институциональной структуры
В целях
ослабления влияния на экономическую
безопасность государственных платежей
по внешнему долгу страны будут осуществляться
следующие меры: погашение и обслуживание
внешнего долга путем его
Повышение
золотовалютных резервов до 3 месяцев
импорта позволит создать потенциал
сдерживания деструктивных
Ослабление
угроз энергетической безопасности
будет осуществляться посредством
проведения энергосберегающей политики
и повышения
Удельный
вес собственных энергоресурсов
в балансе котельно-печного
Обеспечение продовольственной безопасности предусматривает динамичное развитие агропромышленного комплекса на основе повышения его эффективности, расширения собственного производства в целях обеспечения населения продовольствием, а промышленности – сырьем в объемах, необходимых для устойчивого развития, увеличения экспорта и сокращения доли импорта до рационального уровня. В объеме розничного товарооборота продовольственных товаров доля импорта в 2015 году составит 16–17 процентов [1].
Укреплению
продовольственной безопасности будет
способствовать сокращение количества
низкорентабельных и убыточных
организаций сельского
Список использованной литературы: