Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность материальных и нематериальных благ;
- рассмотреть экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно;
- рассмотреть взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага……...5
Глава 2. экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно…………………………………………………….………….11
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага………………………...………………………………………………..…...17
Практикум.…………….…………..............................................................23
Заключение………………………………………………………….…….24
Список литературы……………………………………………….……....26

Вложенные файлы: 1 файл

микркурс.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно

 

Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага.

 Например, хлеб - это готовый  продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты -только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.   
1. Товары личного потребления — удовлетворяют базовые потребности непосредственно (еда, одежда, автомобили, мебель и др.). 
2. Личные услуги — выступают в виде услуг врача, учителя, адвоката, мастера в салоне. 

Косвенные (производственные)  блага - блага, используемые в процессе производства.   

 

  1. Товары производственного назначения — удовлетворяют потребности опосредованно (косвенно), становясь частью производственных ресурсов (здания производственного назначения, оборудование, сырье).

2.  Производственные услуги — выступают в виде информационного обеспечения производства, банковских, торговых, страховых, транспортных и др. видов услуг.

Для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага - ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно, и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется в виду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению, то и количество благ, получаемое из этих ресурсов, будет относительно ограничено, а не абсолютно.

Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага ограниченными. Данное противоречие наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка. Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения). Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала. Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.

Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами. Наиболее важное значение имеют: закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон редкости, закон возрастающих вмененных издержек производства, законы убывающей предельной полезности и предельной производительности, законы спроса и предложения.

Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить»,  или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального  удовлетворения материальных потребностей человека». 

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как  науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике  приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны. 

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

 

Потребительские блага – это блага «первого порядка», но для их изготовления употребляются блага второго порядка, третьего и еще более высоких порядков. Потребительские блага сами наделяют ценностью и те производственные ресурсы, или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те первоочередные блага. В этой идеи заключается знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется производственными благами в силу их нужности для существования потребительских благ (сегодня экономисты называют последнее предметами конечного потребления). 

 

Могут ли промышленные товары быть потребительскими благами (предметами потребления)? 

Рассмотрим пример. Нефть в наиболее общем случае не является предметом конечного потребления. Нефть, находящаяся в недрах земли – природное (естественное) благо. Для нефтедобывающей компании она ресурс (фактор производства). Добытая нефть – экономическое благо. Для транспортной или перерабатывающей компании добытая нефть ресурс (фактор производства). Полученные из нефти продукты переработки могут выступать как в качестве ресурсов для одних участников экономической деятельности (экономических агентов), так  предметом потребления (непродовольственным товаром/промышленным товаром) для других экономических агентов - конечных потребителей – конкретных людей (например: бензин, смазочное масло, полиэтиленовый пакет, одежда из искусственных тканей и др.). Следовательно, промышленные товары могут быть как предметами потребления, так и ресурсами (факторами производства), а именно – средствами производства.

 

Из второй главы мы выделяем косвенные (производственные) и прямые (потребительские) блага. Для создания прямых благ, необходимы косвенные, которые находятся в ограниченном количестве. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Так же промышленные товары могут быть как предметами потребления, так и ресурсами (факторами производства), а именно – средствами производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага

Взаимодополняемые блага

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.

Это блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.

«Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.»[1, 31с.]

«Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.»[1, 31с.]

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. (Рис.1.)  График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и У.поэтому предельная норма замещения равна 0.

 

 

             Рис1.                                                             

 

 

 

 

 

При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной – нет.

(Рис.2.). Зоной замещения служит отрезок кривой от точки С до точки D. Если два продукта взаимодополняемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Рис2.

 

 

 

 

 

Взаимодополняемость ресурсов, так же как и потребительских благ, тоже может быть абсолютной или относительной. Производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Так, например, топливо для печи можно подбрасывать в разных количествах, а для запуска производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д.

«Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.» [1. 31стр.]

«Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.» [1. 31стр.]

 

Взаимозаменяемые блага

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые, кирпич и дерево как стройматериалы, подсолнечное и оливковое масло как продукты питания и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики (Рис.3.). Предельная норма замещения в этом случае постоянна.

Информация о работе Экономические блага и их классификация