Экономические интересы России. Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:25, реферат

Краткое описание

Уровень развития производительных сил всегда являлся важнейшим критерием состояния общества и показателем общественного прогресса. Взаимодействие человека и общественного производства выражается через сложную и взаимосвязанную систему экономических интересов. Развитие и влияние факторов производства определяется экономическими интересами, их ориентацией и уровнем значимости в многоплановом процессе хозяйственной деятельности.
Во всей полноте стоит вопрос практического использования знаний, связанных с природой экономических интересов и их воздействием на общественное производство в реальной хозяйственной деятельности с целью повышения ее эффективности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с необходимостью измерения согласованности экономических интересов, их влияния на процессы, происходящие в хозяйственной системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Экономические интересы России…………………………………………4
Экономические интересы и отношения собственности…………………4
Классификация экономических интересов и их роль в экономике……..7
Экономическая безопасность……………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

     Одни экономические интересы людей вытекают из общественной сути производства, безотносительно к его конкретной социально-экономической форме, обусловленной характером отношений собственности. Действительно, чтобы жить, люди должны иметь пищу, одежду, жилье и т. д., а для этого им необходимо трудиться. При этом люди всегда стремятся к тому, чтобы полнее удовлетворять свои постоянно растущие потребности. Поэтому любое общество и его члены заинтересованы в том, чтобы процесс производства был непрерывным, постоянно возобновлялся, причем во все возрастающей мере. Это - всеобщий экономический интерес, который реализуется в совместном труде или его кооперации.

     В интересующем нас аспекте наиболее актуально выявление в первую очередь природы соотношения типов интересов, подразделяемых по критерию характера взаимосвязи в хозяйственной деятельности. В этом случае выделяется два вида интересов: конкурентные и ассоциативные. В иной трактовке это однонаправленные и разнонаправленные интересы. Поясним, почему именно данный вариант типизации представляется нам наиболее значимым.

Основные участники рынка труда - наемные работники (продавцы) и работодатели (покупатели) - на разных стадиях общего процесса взаимодействия вступают в разнородные отношения. Следует сделать существенное, на наш взгляд, уточнение: мы опускаем рассмотрение системы однотиповых интересов, которые также разнородны и трансформируемы в зависимости от характера совместного поведения на конкретной стадии согласованного действия. Речь идет, в частности, об интересах всех сотрудников организации, конкурирующих за рабочие места, в процессе карьерного роста, предъявляющих общие или как минимум групповые требования к администрации и т.п. Значимость этих факторов вполне очевидна, но в данной статье мы сосредоточимся на характеристике разнотиповых интересов, конкретно - интересов работодателей и работополучателей.

     Сложность структуры процесса формирования и развития взаимодействия сторон подчеркнул профессор В.М. Юрьев, определивший трудовые отношения как совокупность отношений, возникающих между экономическими агентами по поводу: а) условий (предпосылок) труда; б) в процессе труда; в) результатов труда.

     На момент начала результирующего экономического взаимодействия работник и работодатель выступают как чисто конкурирующие стороны - как покупатель и продавец, соответственно.

     Капиталист и наемный рабочий не могут друг без друга существовать. Это создает объективную основу для согласования их экономических интересов. Если рабочий получит в виде заработной платы стоимость своей рабочей силы, то его интересы будут реализованы. Если предприниматель получит прибыль не ниже средней нормы прибыли, то его интересы не пострадают.

     Свои особые экономические интересы имеют субъекты экономических отношений в процессах производства, распределения, обмена, потребления. Поэтому можно выделять экономические интересы производителей благ и услуг, интересы участников распределительных отношений, интересы участников отношений обмена - продавцов и покупателей продукции, интересы потребителей жизненных благ. Они всегда выступают как система взаимосвязанных интересов участников всех этих отношений. Ведь распределять, обменивать и потреблять можно лишь результаты производственной деятельности людей, а от доли средств, полученных в результате распределения или купленных в результате обмена, зависят возможности потребления. При этом производители заинтересованы в том, чтобы иметь необходимые им средства производства, рабочую силу в достаточном объеме и соответствующей квалификации, предприниматели - в присвоении прибыли, а наемные рабочие в получении заработной платы не ниже стоимости их рабочей силы, продавец – в том, чтобы продать подороже, а покупатель - чтобы купить получше и подешевле.

     Коллективный интерес связан с удовлетворением коллективных потребностей. Он включает интересы людей на уровне первичного трудового коллектива - бригад, участка, артели, фермы; первичного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, объединения, товарищества, кооператива, строительной и прочих организаций, учреждений; а также интересы республик, областей, краев, округов, городов, поселков и других местных и территориальных образований; партий и других общественных объединений.

 

Экономическая безопасность

 

     На современном этапе в связи с интернационализацией мирового хозяйства, которая предполагает определенную степень взаимозависимости национальных социально-экономических систем разных государств, характеризуется переплетением и взаимодополнением их хозяйственных структур, становится неизбежным взаимное воздействие участвующих в экономическом сотрудничестве стран. Будучи тесно связанными между собой сложной системой хозяйственных отношений, страны не могут изолироваться в надежде избежать воздействия на свою экономику.

     Сохранение или достижение экономической безопасности государств с точки зрения влияния неблагоприятных процессов в мировом хозяйстве становятся важнейшими задачами, как на уровне отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества в целом.

     Роль государства в обеспечении собственной национальной безопасности исторически сводилась, с одной стороны, к устранению угрозы военного нападения извне, а с другой - к обеспечению необходимых условий для стабильного развития своей экономики и пресечению каких-либо действий независимо от их источника (внутреннего или внешнего), направленных на ее подрыв.

     Реализация важнейших национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. В связи с этим экономическая безопасность государства справедливо рассматривается как неотъемлемая составная часть национальной безопасности, ее фундамент, материальная основа.

     Обеспечение национальной безопасности России в экономической сфере рассматривается в качестве приоритетного направления политики государства, так как без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

     Экономическая безопасность страны выступает гарантией независимости страны. Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития российской экономики. Основными источниками угроз экономической безопасности страны на современном этапе выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов. К числу факторов, способных оказать возможное негативное воздействие на экономическое состояние практически всех стран, и России в частности, относят, прежде всего:

- действия на международной  арене отдельных стран, пытающихся  использовать хозяйственную взаимозависимость  в своих личных целях;

- ухудшение социально-экономических  условий развития нации, возможную  возрастающую ее экономическую, научно-техническую и финансовую  зависимость, что может быть использовано  в политических интересах отдельных государств.

     Кроме выше обозначенных в качестве наиболее вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ перечислены:

а) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;

б) деформированность структуры российской экономики;

в) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

г) криминализация предпринимательской деятельности и действующей системы хозяйствования, вызванная, прежде всего ростом безработицы населения и ослаблением системы государственного контроля.

     Угрозы национальной безопасности РФ в сфере экономики носят преимущественно комплексный характер, что делает особо актуальной целенаправленную управленческую деятельность по обеспечению экономической безопасности страны, осуществляемую по следующим направлениям:

- обеспечение способности  российской экономики функционировать  в режиме расширенного воспроизводства;

- создание условий для  достижения приемлемого уровня  и качества жизни населения, приближенного  к международным стандартам;

- устойчивость финансовой  системы;

- рациональная структура  внешней торговли, обеспечивающая  доступ отечественных товаров  на внешний рынок и удовлетворение  внутренних потребностей за счет  импорта;

- сохранение единого экономического  пространства, развитие межрегиональных экономических отношений.

     Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

     Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

     С учетом отечественного и мирового опыта, собственных возможностей и тенденций глобального развития необходимо разрабатывать и корректировать экономическую политику. Она должна быть направлена на обеспечение экономического роста и его поддержку основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации. Другими словами, требуется переход к экономической политике развития.

     Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

     Новые начала внешнеэкономической стратегии (геоэкономический подход) базируются на другом принципе: включение национальной экономики либо ее составной части в мировые хозяйственные связи не может выжидать благоприятного момента, не должно следовать за мирохозяйственной конъюнктурой - национальная экономика вписывается в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий. Это стратегическая задача для национальной экономики и решается она активно, не выжидательно.

     Обеспечение экономической безопасности - задача, по существу, долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

     Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.

По набору основных среднесрочных приоритетов экономической политики в обществе вполне возможно достичь согласия. Такие приоритеты включают:

· восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития;

· восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой архитектуры мировой экономики;

· осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;

· повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей;

· усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;

· обеспечение социальных гарантий на базе минимальных социальных стандартов и социальной адресной помощи;

· обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения;

· нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах;

· реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур;

· развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

Информация о работе Экономические интересы России. Экономическая безопасность