Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель и задачи. Целью данной курсовой работы является выявление экономических и административных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, значимости трансакционных издержек, обоснование необходимости их контроля и снижения, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской экономической ситуации в данный момент. Объектом исследования является сфера производства в России и отдельные предприятия.
Введение………………………………………………………………….........................3
Глава 1 Сущность и классификации трансакционных издержек….......................................................6
1.1 Сущность и виды трансакционных издержек………………...............................6
1.2 Различные подходы к понятию трансакционных издержек................................8
1.3 Классификации трансакционных издержек………………................................10
1.4 Взаимосвязь трансакционных издержек и институтов в рыночной экономике…………….........15
Глава 2 Роль трансакционных издержек в Российской экономике...........................18
2.1 Специфические черты трансакционных издержек в России. Неоинституциональный подход……......18
2.2 Трансакционные издержки выраженные в экономических потерях общества.....................................20
2.3 Условия образования трансакционных издержек в России............................24
Заключение...................................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................................29
Трансакционные издержки фирмы, так же как и трансформационные, бывают двух видов - постоянные и переменные. К переменным трансакционным издержкамотносят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные трансакционные издержки не зависят от объема трансакций и состоят из затрат на создание и поддержание структур управления сделками (setup and running costs). К ним относятся издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» дочерних структур для развития нового бизнеса. На уровне макроэкономике примером постоянных трансакционных затрат может служить создание рынка нового товара или услуги либо, в еще более глобальном аспекте, переход экономики на рыночные рельсы. Иногда также говорят о существовании «трансакционного капитала». Он состоит из основного (инвестиционный трансакционный капитал) и оборотного. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур. Последний – финансирует ежедневные затраты. 7
Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» (ex ante) и «возникающие в ходе сделки» (ex post). Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые, связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах.8
Во-первых, это
затраты по адаптации контракта
к непредвиденным событиям, во-вторых,
– расходы на судебные тяжбы, частное
улаживание споров, в третьих, –
все прочие, связанные с точным
выполнением контрактных
Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.9 Особое место в классификации трасакционных затрат занимают агентские издержки. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», то есть иногда может игнорировать интересы своего принципала. Примеров такого поведения можно вспомнить много: «отлынивание» (shirking), сокрытие информации, злоупотребление полномочиями и т.д. Трансакционные затраты интересны также тем, что они частично состоят из издержек, которые с трудом поддаются измерению: время на приобретение информации, стояние в очередях, дача взяток, потери от недостаточного надзора и контроля и т.д. Поэтому необходимо иметь в виду, что вся статистика, отражающая объем и динамику трансакционных затрат в экономике, опирается на данные о «видимой части айсберга».
Выше указанная классификация трансакционных издержек формировалась на основе классификаций различных экономистов, известных всему миру, например таких К. Менар, П.Р. Милгром и Д.Робертс, а так же Д.Норта. У каждого из экномистов, занимающихся проблемой трансакционных издержек существует своя собственная классификация, но для России более приемлемой считается классификация Ростислава Исааковича Капелюшникова 10 :
1.Издержки поиска информации.
Перед тем, как
будет совершена сделка, нужно
располагать информацией о том,
где можно найти потенциальных
покупателей или продавцов
2. Издержки ведения переговоров.
Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3.Издержки измерения.
Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету).
Оценка качеств товара может осуществляться как со стороны продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды, и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение необходимо сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно.
5. Издержки оппортунистического поведения.
Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильям-соном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, безделья на работе и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.
6. Издержки «политизации».
Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.
7. Издержки коллективного принятия решений.
Эти издержки характерны для организаций, которые находятся в совместной собственности и в управлении которыми используются принципы прямой или представительной демократии (законодательные органы, клубы, кооперативы, партнерства и т.д.). Они складываются из нескольких элементов. Во-первых, как известно из экономической теории, принятие решений большинством голосов не обеспечивает оптимальных результатов (знаменитая теорема о медианном избирателе). Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем многочисленнее и не однороднее состав участников, то есть чем сильнее расхождение их интересов.Так же необходимо сказать о структуре издержек фирмы. В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.
Трансформационные издержки – издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.
Организационные издержки – издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.
Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, уменьшению одних ведет к увеличение других и наоборот.
На основе вышесказанного становится ясно, что существует несколько подходов к теории трансакционных издержек, что не дает нам возможность выбрать одну наиболее правильную, поскольку каждый ученый-экономист придерживается своего подхода к данной проблеме.
1.4 Взаимосвязь
трансакционных издержек и
Главной задачей институтов в рыночной экономике является - уменьшение трансакционных издержек. Для того чтобы повысить конкурентность рыночной системы, а так же поспособствовать тому, чтоб рыночный механизм функционировал эффективно, необходимо минимизировать трансакционные издержки. Трансакционные издержки и институты.
Наличие трансакционного сектора, является последствием развития рыночных отношений. Джон Норт утверждал , что в трансакционный сектор экономики входят отрасли, главной задачей которых является распределение не только продукции но и ресурсов с минимальными средними трансакционными издержками.
В странах с развитой экономической системой происходит постепенное снижение удельных трансакционных издержек, способствующее количественному росту экономических сделак, что в свою очередь стимулирует увеличение объема совокупных издержек.
Рассмотри пример, когда на рынке одного товара происходит увеличение налогов, что само по себе является неким механизмом в рыночном равновесии, проявляющимся при тенденции увеличения издержек.
Последствием этого является увеличение цены на данный вид товара и уменьшению объемов продаж. Чем выше уровень трансакционных издержек (TC), тем больше кривая предложения будет смещаться.
Рис.1 Смещение равновесия под действием роста трансакционных издержек.11
Спрос на институты
предъявляют индивиды, группы или
общество в целом, так как общественные
или групповые затраты по созданию
и существованию института
Рассматривая современную теорию институционализма понимаешь, что эффективная деятельность института зависит от размеров экономии на трансакционных издержках, следовательно существует возможность выразить функцию спроса на институты, через трансакционные издерки.
Установления институционального равновесия представлен на следующем рисунке, где N – обозначает число включенных в сферу действия институтов индивидов, а свою очередь AIC – институциональные издержки – трансакционные, снижение которых обеспечивают институты.
Рис.2 Установления институционального равновесия12
Для государства является выгодным осуществление ограничения доступа к формам институционализированной экономической деятельности в зависимости от принадлежности к различным группам. Можно сказать, что это выступает как некий «рычаг» к получению высокого дохода, в зависимости от выплат, которые проявляются в барьерах, выраженных завышенными трансакционными издержками использования институтов.
Следовательно, изменение в условиях переходной экономики самой модели конкурентного рынка институтов заключается в учёте монопольной власти государства, которое предлагает на институциональном рынке формальные институты, что само по себе отражается в дифференциации доход.
Глава 2 Роль трансакционных издержек в Российской экономике
2.1 Специфические черты трансакционных издержек в России.
Неоинституциональный подход.
Суть теории трансакционных издержек и неоинституционального подхода стали известны в России в 1990-ых годах. Изучение неоинституционализма нашими учеными происходит по средствам переработки ученых-экономистов других стран. В процессе подготовки квалифицированных экономистов используется перевод различных статей и комментариев к различным концептуальным работам данного направления, что свидетельствует о плохой осведомленности русских экономистов течение нескольких десятилетий.
Последнее время главная мысль неоинституционального подхода стала просматриваться в работах знаменитых российских экономистов, таких как Р. Капелюшникова, С. Малахова, Р. Нуреева, С. Барсуковой, А. Шаститко и других.
С позиции организационных форм бизнеса и взаимодействия экономических мотивов предпринимателей неоинституциональная теория способна объяснить перспективы экономии России и описать ее состояние на ближайшее время.13
В работах различны экономистов, а в частности Р. Капелюшникова, проблема трансакционных издержек рассматривается системно, а затраты, которые имеют природу трансакционных издержек, описываются как некая экономическая категория.
Если изначально трансакционные издержки рассматриваются в работах по экономике только косвенно, то в последние десятилетия они все чаще выступают в качестве самостоятельного предмета исследований, например в работах А.Е. Шаститко и С.Ю. Барсуковой. 14
В неоклассической трактовке использование теории трансакционных издержек дает возможность сделать вывод о том, что стабильность в сфере финансов, искаженная российскими рынками, обусловила лишение государственной властью монет силы законного платежного средства и обращения и натурализацию хозяйства.
(упрощенное) понимание неоклассической теории привело экономические реформы России в безвыходное положение, что отразилось на экономической идеологии либерализма.
(упрощенность)выявилась
в игнорировании такой
Трансакционные издержки не являются по своей сущности взятками или комиссионными, они выражают цену, которую платит любая экономическая система за несовершенство своих рынков.