Экономические и административные основы формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью данной курсовой работы является выявление экономических и административных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, значимости трансакционных издержек, обоснование необходимости их контроля и снижения, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской экономической ситуации в данный момент. Объектом исследования является сфера производства в России и отдельные предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........................3
Глава 1 Сущность и классификации трансакционных издержек….......................................................6
1.1 Сущность и виды трансакционных издержек………………...............................6
1.2 Различные подходы к понятию трансакционных издержек................................8
1.3 Классификации трансакционных издержек………………................................10
1.4 Взаимосвязь трансакционных издержек и институтов в рыночной экономике…………….........15
Глава 2 Роль трансакционных издержек в Российской экономике...........................18
2.1 Специфические черты трансакционных издержек в России. Неоинституциональный подход……......18
2.2 Трансакционные издержки выраженные в экономических потерях общества.....................................20
2.3 Условия образования трансакционных издержек в России............................24
Заключение...................................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_makra.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Трансакционные издержки могут ускорять различные негативные процессы в экономике, поскольку являются социальными потерями и препятствуют  процессам, которые положительно сказываются на экономике страны. Трансакционные затраты могут спровоцировать инфляционный процесс  в экономике, как это происходило ранее. Известный экономист С.Малахов писал, что теория трансакционных затрат может по


мочь в анализе  несовершенства развивающихся рынков, не только в целом, но и в частности.

Если рассматривать  возникновение трансакционных издержек с точки зрения неоклассического подхода, то отделение денежных трансакционных издержек (T) от неденежных (S) – издержек поиска, информации и ожидания становится возможным, ведь на данный момент предприятия не производят  дифференциацию трансакционных затрат в таком ракурсе.

При планово-административной экономике гос.контроль препятствовал равновесию недежных и денежных трасакционных затрат, при котором существовало равенство совокупности трансакционных затрат(А):



 

Рис.3 Равенство совокупности трансакционных затрат15

 Сдерживание роста цен обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непропорциональному росту неденежных издержек, т. е росту совокупности ТИ = А (т. е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). А. Шаститко считал, что  при анализе трансакционных затрат  необходимо учитывать, наличие трансакционных затрат в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности необходимо использовать только критерий минимализации издержек производства, но не трансакционных издержек, что предполагает анализ зависимости трансакционных затрат от институтов, технологий и деятельности организаций.

 

2.2 Трансакционные  издержки выраженные в экономических  потерях общества.


Трансакционные  издержки, выраженные в экономических  потерях общества, образуются из-за административных барьеров для ведения хозяйственной деятельности, состоят из двух частей:

  • Прямых потерь населения от роста розничных цен, связанных с необходимостью несения хозяйствующими субъектами непроизводительных издержек, нацеленных на преодоление административных барьеров и отвлекаемых, тем самым, из процессов создания стоимости.
  • Косвенных потерь, связанных с недопроизводством стоимости из-за неэффективного использования ресурсов, вызванного несовершенством структуры рынков и слабостью стимулов к развитию производства, обусловленной низким уровнем конкуренции; снижение объемов производства, т.е. объемов предложения на рынке, также проявляется в росте уровня цен, который был бы ниже, если бы предложение оказалось относительно более высоким.

По своей  экономической природе эти потери складываются из двух компонентов: во-первых, непроизводительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, а во-вторых, снижения эффективности использования имеющихся ресурсов. В величине прямых потерь населения от роста розничных цен скрываются как трансакционная составляющая (на покупателя перекладываются дополнительные издержки производителей и торговцев), так и составляющая, вызванная низким уровнем предложения.

В величине прямых потерь населения от роста розничных цен (тип I) скрываются как трансакционная составляющая (на покупателя перекладываются дополнительные издержки производителей и торговцев), так "эффективностная", вызванная низким уровнем предложения.

На благосостоянии общества  частично сказываются косвенные издержки, которые выражаются в изменении налогов, из которых в дальнейшем формируется заработная плата для трудящихся в бюджетной сфере. Так же косвенные издержки находят свое выражение и в повышении цен, поскольку в условиях нынешнего российского рынка предприниматели могут завышать цены, не рискуя столкнуться c ограничениями со стороны спроса вследствие невысокого уровня конкуренции на большинстве отечественных рынков.

Непосредственными причинами возникновения прямых потерь для населения в результате роста розничных цен служат официальные и теневые выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры хозяйствования. По своей экономической природе такие выплаты являются разновидностью трансакционных издержек.

Трансакционные  издержки представляют собой затраты  ресурсов на фиксацию, изменение и  защиту прав собственности, влияющих на различные факторы экономической  деятельности. Это не плата за сами ресурсы, а плата за право пользования ими. Таким образом, различные помехи и барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки.

Так как лучший стимул к эффективному использованию  ресурсов создаётся в условиях четко определенных и надежно защищенных прав собственности, те затраты ресурсов, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, представляют собой необходимую часть общих трансакционных издержек. Такие издержки имеют производительный, общественно полезный характер. Те же трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам для обеспечения соответствия своей деятельности вводимым государством правилам, которые не способствуют росту общественного богатства, - именно такие правила и представляют собой административные барьеры, - являются непроизводительными, приводящими к упомянутым выше потерям в благосостоянии общества. 16

Непроизводительные  трансакционные издержки, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, можно сгруппировать следующим образом:

- получение  доступа к ресурсам и правам  собственности на них. 

- изменений  в статусе предприятия, его  уставных документах.

 -получение права на осуществление хозяйственной деятельности.

- поддержание  деловых отношений и применение санкций.

Иной вид  трансакционных издержек ведения хозяйственной  деятельности в экономической литературе называется «вымогательство ренты».

Речь идет о  создании властями различных угроз (в форме «информационных утечек») ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощения угрозы в реальность.

Выделяют следующие  факторы, от которых зависит уровень  и структура трансакционных издержек17:

- размер рынка, диктующий степень персонификации отношений. Когда отношения персонифицированы, издержки спецификации и принуждения снижаются. При обезличенных отношениях все происходит на-

оборот: издержки заключения контракта растут из-за необходимости  более тщательной спецификации обмениваемых прав. Кроме того, степень предсказуемости действий контрагента падает с увеличением анонимности взаимоотношений, а значит, растет необходимость в различных тратах, связанных с обеспечением стабильности и устойчивости отношений;

- необходимость измерений поддающихся оценке характеристик товаров и услуг или действий индивидов в процессе обмена. Сложность оценки обмениваемых прав обусловлена наличием трансакционных издержек и неопределенности. Измерения заключаются в количественной и качественной оценке характеристик товаров, которые участвуют в трансакции, а также оценке прав на них, перераспределяемых в её рамках;

- система принуждения. Введение системы законодательного принуждения сыграло важную роль в развитии контрактных отношений. Однако она не способна обеспечить принуждение в полной мере;

- идеологические установки и представления индивидов. Идеология влияет на индивидуальный выбор, что в свою очередь сказывается на экономической деятельности. Когда индивид ограничен жесткими правами морали, он менее склонен к оппортунистическому поведению, и издержки контроля его действий, принуждения его к исполнению обязательств ниже, чем когда он ведет себя как эгоист. В обществе, где доминирует идеология, не приемлющая оппортунизм, трансакционные издержки снижаются.

Итак, на уровень трансакционных издержек оказывает влияние и  технологические, и правовые, и культурные факторы функционирования экономической  системы.

 

2.3    Условия  образования трансакционных издержек в России.

Для наличия  трансакционных издержек необходимы специальные условия. Таких как отношения контрагентов по поводу специфических активов. Специфические активы играют особую роль в осуществлении  конкретного проекта, определяя взаимосвязь контрагентов таким образом, что отказ одного выполнять условия контракта может принести большие убытки другому. Трудно предсказать варианты развития контрактного сценария, что является причиной поиска «соответствующих контрактных гарантий». Поэтому, в контракте всегда есть слабые места с позиции его потенциальной гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства позволяют одному из контрагентов изменить намеченный в соглашении ход проведения сделок, то второй терпит убытки. Данные условия и создают один из типов трансакционных издержек и выявляют самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их особая значимость заключается в обеспечении управления, сводя к минимуму трансакционные издержки.18

Тесная зависимость  поставщиков и потребителей, узкая  специализация предприятий - являются особенностями Российской экономики, как последствия предыдущей плановой системы. 19 Для российской переходной экономики ограниченная рациональность стала характерной чертой экономической нестабильности. Такие сложные условия увеличивают трансакционные издержки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими». Данными структурам управления являются вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Но в России на современном этапе развития, не могут быть использованы разработанные западные структуры, так как правовая база не достаточно развита, поэтому в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. Таким образом, минимизировать трансакционные издержки в России пока, возможно только с помощью использования денежных суррогатов, таких как бартер и неплатежи.

Чтобы снизить  трансакционные издержки, не относящихся  к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, необходимо развивать информационную инфраструктуру инвестиционного рынка, регулируя тарифы на услуги монополий, защищая личность инвестора от криминальной сферы.

Такие условия  образования трансакционных издержек как защита интересов инвесторов, контроль ценообразования, создание необходимых законодательных и нормативных актов, позволять осуществить из значительное снижение. Так же одним из важных условий является ограничение платы за аренду производственных помещений.

Чтобы защитить интересы инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба при хищениях и недобросовестной конкуренцией. Для этого необходимо улучшить материально-техническую и информационную базу соответствующих оперативных служб, органов и судов, создавать консалтинговые организации, фирмы по разработке бизнес планов при обязательном содействии и контроле государства.

По инициативе Правительства России создана качественно  новая структура – Консультативный  совет по иностранным инвестициям  в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции и как следствие всего этого - снижение трансакционных издержек.

 

Заключение.

 В заключении можно отметить следующее:

1.     Дала понятие и общую сущность  трансакционных издержек,и проанализировала  классификацию трансакционных издержек  и определила различные подходы  к из пониманию.

2.    Выявила  взаимосвязь трансакционных издержек и институтов в рыночной экономики;

3.   Проанализировала  специфику и динамику трансакционных  издержек в России.

4.   Определила эквиалентное выражение трансакционных издержек в экономических потерях общества, и так же рассмотрела основные пути снижения, условия  образования и связанные с ними проблемы в условиях переходной экономики.

В современных  экономических условиях в России трансакционные издержки играют не маловажную роль в развитии производства и экономики  в целом, являясь совокупностью её различных сторон и определяя  результаты и эффективность практического функционирования. Наличие разных подходов к анализу, классификации и их изменениям свидетельствует о развитии рыночных отношений в России. В условиях рынка существует возможность управлять трансакционными издержками, но это крайне затруднительно, так как в настоящее время трансакционный сектор экономики требует разнообразных ресурсов и, что самое важное, нуждается в человеческом потенциале. В  настоящее трансакционный сектор определяет дальнейший ход развития экономики в России и мировой экономики в целом. В условиях развития экономических связей важно определить уровень стандартов отчетности, структуру, объемы, динамику и места возникновения издержек трансакций. Грамотный и обоснованный подход к анализу  и дальнейшему снижению трансакционных издержек позволит улучшить и приумножить ресурсный потенциал экономики и использовать его с максимальной эффективностью. Разнообразие трансакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки. Но усложнение и увеличение трансакционных издержек часто связано с развитием социально-экономической системы как отдельно взятой фирмы, так и государства в целом. Без определения трансакционных издержек, их особенностей, условий формирования невозможно понять работу экономической системы и проанализировать её недостатки и преимущества.

Информация о работе Экономические и административные основы формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики