Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:43, реферат
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение
1. Понятие и структура экономических систем
2. Основные типы экономических систем:
2.1. Традиционная экономическая система
2.2. Рыночная система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Проблема координации в различных экономических системах
Заключение
Список литературы
Рождение командной
В соответствии с марксистской теорией
человечество могло бы резко ускорить
свой путь к повышению благосостояния
и устранить различия в индивидуальном
благополучии граждан путем ликвидации
частной собственности и
В период расцвета социалистического лагеря (50-80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества. Эксперимент, который начался с подавления элементарных свобод граждан и сопровождался огромными жертвами.
Однако в начале 90-х годов реальные итоги десятилетий “планового развития” СССР и стран Восточной Европы оказались более чем грустными. Выяснилось, что:
1) подавляющее большинство
2) уровень благосостояния и
3) технический уровень
4) природа загрязнена
И распределением благ сопровождалось для личного пользования “в порядке очереди” или на основе талонов, которые работникам выдавало начальство “за долгий и безупречный труд”.
Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.
Дело в том, что командная
система вовсе не случайно начинается
с уничтожения частной
Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим;
б) для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т.д.), или занятие должности, открывающей доступ в “закрытые распределители”, где такие дефицитные блага можно купить свободно. В результате в странах командной системы:
1) даже самые простые из
2) масса предприятий постоянно
несли убытки, и даже существовала
такая поразительная их
3) самой большой удачей для граждан и предприятий было “достать” какой-то импортный товар или оборудование.
В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого
разочарования в возможностях планово-командной
системы, а бывшие социалистические
страны занялись нелегким делом возрождения
частной собственности и
Хотя организационным
Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.
Итак, сила конкуренции контролирует
или направляет мотив личной выгоды
таким образом, что он автоматически
и непроизвольно способствует наилучшему
обеспечению интересов
2.3. Смешанная экономическая
Говоря о планово-командной
Современная экономическая система
большинства развитых стран мира
носит именно смешанный характер.
Как правило, сегодня государство
участвует в экономической
1) некоторые потребности
2) оно может смягчить негативные
последствия деятельности
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
В такой экономической системе
основой является частная собственность
на экономические ресурсы, хотя в
некоторых странах (Франция, Германия,
Великобритания и др.) существует достаточно
крупный государственный
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.
К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?
Вернуться к командной системе было бы гибелью: уже первую попытку создания такой системы на протяжении 1917-1991 гг. страна пережила с трудом.
Значит, России в ближайшем будущем
неизбежно придется воссоздавать рыночные
механизмы и строить на их основе
смешанную экономическую
3. Проблема координации в
Анализ проблемы размещения благ выводит
нас на проблему взаимодействия экономических
субъектов. После того, как каждый
экономический субъект оценил свои
выгоды и затраты и сделал выбор,
общество сталкивается с необходимостью
координации экономической
1) согласовать между собой
2) согласовать решения
3) согласовать решения о
В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах.
В административной системе косность
патриархального общества отчасти
преодолевается разрывом однозначной
связи экономического субъекта и
норм его поведения, хотя роль давления
идеологии еще весьма велика. Правила
и параметры экономического поведения,
и соответствующее размещение благ
определяются воздействием командующей
подсистемы, которой является, прежде
всего, государство, какие бы различные
формы оно ни принимало. Соответствие
поведения экономического субъекта
управляющим воздействиям обеспечивается
в первую очередь внеэкономическими
средствами, помимо идеологии включающими
аппарат принуждения. Такая координация
экономической деятельности обеспечивает
возможности значительного
В рыночной системе нормы экономического
поведения формируются на основе
взаимодействия продавцов и покупателей.
Это соединяет в себе, с одной
стороны, возможности экономического
развития путем изменения параметров
и правил экономической деятельности
в ходе сотрудничества и конкуренции,
а с другой стороны, возможности
обеспечить индивидуальную заинтересованность
экономических субъектов в
В каждый данный момент времени все
системы координации
Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием административной системы, принимают вид административных издержек. К ним относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирования системы стимулов и санкций).
Информация о работе Экономические системы: понятия, типы, модели