Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 13:25, контрольная работа
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства.
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как функции государства и их реализации. Работа будет состоять из введения,
трех глав и заключения. В первой главе будет рассказываться
об общих функциях государства. Во-второй, отдельно рассмотрен вопрос данной работы – экономические функции государства. В-третьей главе говорится об их практической реализации.
Введение
1. Функции государства……………………………………………………… 4
2. Экономическая функция…………………………………………………... 6
3. Практическая реализация…………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы
ПЛАН
Введение
1. Функции государства……………………………
2. Экономическая функция………………………
3. Практическая реализация…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Весь мировой опыт убедительно свидетельствует
о неразрывном единстве государства, общества
и экономической системы. При всей самостоятельности
как различных сфер деятельности людей
они немыслимы друг без друга, нуждаются
друг в друге и дополняют друг друга. И
так, как контрольная работа задана
по экономике, то самой главной функцией
для изучения является - экономическая.
В этом смысле государство и экономическая
система составляют две стороны одной
и той же медали.
Здесь возникает множество вопросов.
Как государство влияет на экономику?
Не берет ли на себя государство слишком
большие функции по вмешательству в экономику?
Может ли экономическая система функционировать
без вмешательства государства? Как достичь
оптимального баланса между рыночными
принципами и государством? В целом государство
реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике
проявляется через его функции.
Вне зависимости от господствующих экономических
доктрин никто и никогда не снимал с национальных
правительств ответственности за экономическое
положение в стране. Иначе говоря, все,
по сути, сходятся в понимании того, что
«невидимая рука» рынка должна дополняться
«видимой рукой» государства.
В данной работе будут рассмотрены такие
вопросы, как функции государства и их реализации.
Работа будет состоять из введения,
трех глав и заключения. В первой главе
будет рассказываться
об общих функциях государства. Во-второй,
отдельно рассмотрен вопрос данной работы
– экономические функции государства.
В-третьей главе говорится об их практической
реализации.
Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы. Потому что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.
Функции государства - это объективно необходимые, основные, наиболее общие и стабильные направления его деятельности, подчиненные решению главных задач государства, осуществляемые в специальных формах и с помощью специфических методов.
Для функций государства характерны следующие черты:
• в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение, поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве;
• функции государства характеризуют
его устойчивую предметно-практическую
деятельность как внутри страны, так и
на международной арене. Для государства
такая деятельность рассматривается в качестве
жизненно необходимой в силу социальных,
политических, экономических и иных причин.
Невыполнение им той или иной функции
порождает негативные последствия, как
для общества, так и для
государства.
Функции государства определяют структуру его деятельности, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы;
- понятие функции государства имеет своей целью отграничить одно направление государственной деятельности от другого, связав каждое из этих направлений с определенной частью государственного аппарата, а безотносительно к функциям государства невозможно что-либо сказать о разумности и целесообразности тех или иных звеньев государственного механизма;
- система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым ими в тот или иной исторический период;
- функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов;
- с функциями государства связаны закономерности его становления, развития, исторической смены государств одних исторических типов другими.
Предлагается следующая единая классификация функций государства:
1) экономическая функция;
2)политическая функция;
3) социальная функция;
4) идеологическая функция;
5) экологическая функция.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Вторая половина XX столетия характеризуется
тем, что в развитых странах мира в число
основных функций государства стала входить
экономическая функция. Теперь государство
вмешивается в экономику, определяет темпы
ее роста, устанавливает пропорции между
отдельными ее отраслями. Возник государственный
сектор экономики, т. е. государственная
собственность, и государственное управление
предприятиями и организациями, на ней
базирующимися. В большинстве стран государство
выступает крупнейшим предпринимателем:
многочисленные акционерные общества
являются государственными предприятиями.
Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего
в своих руках большую массу ссудного
капитала. Современное государство способно
прогнозировать и гибко регулировать
экономические процессы в масштабе всей страны.
Государство призвано корректировать
те «несовершенства», которые присущи
рыночному механизму. Соответственно
оно берет на себя ответственность за
создание относительно равных условий
для взаимного соперничества предпринимательских
фирм, для эффективной конкуренции, за
ограничение монополизированного производства.
Государству требуется также направлять
экономические ресурсы на удовлетворение
коллективных потребностей людей, создавать
производство общественных товаров и
услуг. Участие государства в экономической
жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает
социально справедливое распределение
дохода. Государству надлежит заботиться
об инвалидах, детях, стариках, малоимущих.
Как правило, рынок не нацелен на разработки
в области фундаментальных наук, ибо это
связано с высокой степенью риска и неопределенностью,
с огромными затратами. И в этой области
требуется вмешательство государства.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращение
безработицы. На плечи государства ложатся
и внешняя политика, регулирование платежного
баланса, валютных курсов.
На основе анализа тенденций развития
экономической функции государства, в
период перехода к рыночным отношениям,
можно выделить основные черты, характерные
данной функции на данном этапе развития
государства:
1) постепенный отход от тотальног
2) поиск соотношения
3) увеличение роли саморегулирования экономики;
4) определение оптимального
5) дальнейшее совершенствование форм косвенного воздействия на экономику государства;
6) переход к многообразию форм собственности и типов хозяйствования, чьи подвижность и гибкость придают современной экономике полифонический характер, делают ее способной к быстрым и эффективным самопреобразованию и самонастройке, столь необходимым на современном этапе научно-технической революции;
7) усложнение экономического регулирования на основе сочетания конкурентно-рыночной, корпоративной и государственной его форм;
8) резкое увеличение новых
9) поиск наиболее рационального
сочетания административных и
экономических методов
10) совершенствование экономической политики государства на научной основе с учетом особенностей развития государства;
11) совершенствование правовых форм реализации экономического механизма;
12) учет иных факторов, так или иначе оказывающих косвенное воздействие на экономику государства (научно-технический прогресс, интеллектуализация труда, научная организация управления производством и т.д.).
Экономическая функция государства состоит из системы подфункций: подфункции регулирования отношений собственности, подфункции регулирования предпринимательства, налоговая подфункции, подфункции финансового регулирования, подфункции валютного регулирования и подфункции таможенного регулирования.
Правовые формы реализации экономической функции государства - это деятельность государственных органов, связанная с изданием, изменением и отменой юридических актов, посредством которых государство регулирует развитие экономики страны в оптимальном режиме.
Правовые формы реализации экономической функции Российского государства подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную.
Учитывая, что реализация экономической функции государства осуществляется через систему установленных процедур деятельности государственных органов и должностных лиц, можно говорить об общих критериях и принципах правовых форм реализации экономической функции государства.
Некоторые принципы характерны для всех правовых форм реализации экономической функции государства, другие - только для конкретных.
К общим принципам правовых форм реализации экономической функции государства можно отнести:
а) принцип законности;
б) принцип гласности;
в) принцип своевременности;
г) принцип обоснованности;
д) принцип научности;
е) принцип справедливости.
К принципам, характерным для отдельных форм реализации экономической функции государства, можно отнести:
а) принцип согласованности;
б) принцип надлежащего опубликования;
в) принцип плановости:
г) принцип состязательности;
д) принцип стабильности;
е) принцип единообразия и т.д.;
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом. После 1991 г. в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система с соответствующими аппаратом и инструментами управления. 1Исходя из процесса трансформации экономических отношений в рыночные, для нашей страны характерно усиление роли государства для регулирования этого процесса. Изменения, происходящие в системе экономических функций государства в современных условиях, теоретически недостаточно осмыслены. На современном этапе существования Российского государства на первый план выдвигается экономическая функция, которая является основой функционирования правового и социального государства.
В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии, закреплённые в Конституции РФ. Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. Страна нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства. Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором. В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).2
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Тем не менее, говоря о России как о социальном государстве надо иметь ввиду, что оно не достаточно обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий.
В России осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государства в современном мире. Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.
Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический кризис, связанный со скачкообразным ростом курса иностранных валют по отношению к рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были “заморожены”. Кроме этого, сказал свое слово мораторий Центрального Банка России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И именно этот факт существенно осложнит выполнение экономической функции государством.
Информация о работе Экономические функции государства и их практическая реализация