Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать инновационный тип экономического развития.
Для того чтобы достичь поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1)Рассмотреть такие понятия, как экономический рост, экономическое
развитие
2)Инновационный тип развития, разобрать факторы инновационного развития
3)Проанализировать проблемы перехода к инновационному типу развития экономики России
4) Обсудить механизм реализации инновационного типа экономического развития
5) Рассмотреть перспективы развития инновационной экономики России.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1.Инновационный тип экономического развития………………………………5
1.1.Экономический рост и экономическое развитие………………………..…5
1.2. Понятие инновационного типа развития. Факторы инновационного раз-вития……………………………………………………………………………..16
2.Россия и её инновационный путь экономического разви-тия………………………………………………………………………………...25
2.1.Современный этап инновационного развития экономики России……….25
2.2.Проблема перехода к инновационному типу развития экономики Рос-сии………………………………………………………………………………...29
2.3.Механизм реализации инновационного типа экономического разви-тия…………………………………………………………………………….......37
2.4. Перспективы развития инновационной экономики Рос-сии………………………………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованных источников…………………………………………...55
Однако СССР отставал в соревновании
с развитыми западными странами на поле
развертывания НТР и утилизации ее открытий
(исключая военную экономику). С начала
же 1990-х гг. этот процесс был вообще прерван
на 15-18 лет в связи с распадом СССР, разрушением
плановой системы хозяйства. Теперь можно
говорить лишь о его возобновлении и развитии
под знаком новых мировых веяний, охватываемых
и отражаемых в самом общем виде пришедшим
с Запада, точнее из США, весьма широким,
без достаточно четких очертаний понятием
- «новая экономика». Применительно к России
речь идет фактически о новом курсе на
модернизацию всех сторон существующей
в стране с незавершенными преобразованиями
экономики, предполагающей преемственность
той волны инновационного процесса, которая
была связана с содержанием НТР. Эта общемировая
волна наращивает свою силу, имеет повышательный
характер, проявляется в новейших достижениях
научно-технического прогресса, отражаемых
в совокупности таких понятий, как «новая
экономика в узком смысле», «постиндустриальная
экономика», «неоиндустриальная экономика»,
«информационно-
На наш взгляд, этот процесс пока не вышел за исторические пределы эпохи «индустриального развития», развивается в основном на базе техники и технологий машинного производства, характеризуя «новую экономику» со всеми ее частными определениями именно как новый его этап. Машинное производство еще недостаточно решило в мировом масштабе и конкретно в России проблему вытеснения из производства примитивного и тяжелого ручного труда, особенно в сельском хозяйстве, где его доля еще в 1980-х гг. доходила до 75%. Рассматривая вопрос в общемировом плане, можно сказать, что капитализм как общественно-экономический строй не до конца выполнил свою историческую миссию, так как не подвел машинную материально-техническую базу стран под все отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Советская индустриализация в определенной мере решала эту проблему, но полного решения не достигла. Нет оснований судить об уровне современного развития страны по таким «вторичным» показателям, как возрастание доли услуг в ВВП, доли ассигнований на социальную сферу из государственного бюджета и т. д. Анализ коренных сдвигов должен выводить на «первичные» показатели в отношении людей к природе, т. е. в материальном производстве и в характере труда, занятого в нем. Именно в этой сфере, составляющей первоисточник жизни человеческого общества, идет «превращение» веществ природы в полезную для потребления форму, в потребительную стоимость, адекватную потребностям людей, общества. Здесь - в орудиях, средствах труда и технологиях - главный пункт качественных изменений в производительных силах, образующих материально-технический базис общества и вызывающих соответствующие перемены в экономических и организационных отношениях. Глубокие перевороты в этой сфере имеют, видимо, ранг революций как в производительных силах, так и в общественно-экономическом строе. Промышленная революция конца XVIII-XIX в. заключалась в переходе от ремесленного ручного инструмента к рабочей машине. Вместе с тем это был переход от эпохи аграрной к эпохе индустриальной экономики и утверждение нового, пришедшего на смену феодальной экономике капиталистического способа производства. При этом перемены в способе производства могут быть и частичными, имеющими «ранг» стадии, этапа в его эволюции. Таков, очевидно, характер минувшего с середины прошлого века «отрезка» пока незавершенной современной НТР. Главным орудием труда остается, хотя усовершенствованная, рабочая машина, перерабатывающая природный и сырой материал.
Исследование новых, инновационных процессов не должно отрываться от реалий, а именно от того, что, во-первых, современная экономика - тем более российская - продолжает оставаться преимущественно индустриальной (в некоторой части даже до-индустриальной), а во-вторых, именно индустриальный базис является фундаментальной материальной основой современного развития высокотехнологичных процессов, таких, например, пионерных инноваций, как новейшие информационные системы, биотехнологии и нанотехнологии.
2.2.
Проблема перехода к
Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Одна из таких проблем связана с тем, что курс на модернизацию российской экономики провозглашен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе. Поэтому ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы, «перешагивая» промежуточные ступени. При переходе к инновационному типу экономического развития, перед экономикой встает ряд проблем, которые необходимо решить. Что ж рассмотрим их в контексте российской действительности.
1) В разработках инноваций
2) Ключевой вопрос
3) Один из очевидных факторов
«богатства народов»
В современной неоинституциональной теории основной акцент обычно делается на тех факторах, которые определяют востребованность инноваций и обусловленное ими вознаграждение для тех, кто их разрабатывает и внедряет. Прочим, более «бескорыстным» институтам уделяется меньше внимания. Но о какой инновационной активности может идти речь, если в России до сих пор не предусмотрено серьезных мер по охране инновационной собственности? В законе должны быть предусмотрены дополнительные меры по защите интеллектуальной собственности не только авторов изобретений, промышленных образцов и т.п., но и физических и юридических лиц, осуществляющих инновации, разрабатывающих и реализующих инновационные ноу-хау.
Вследствие падения инновационной активности отечественных предприятий доля России на мировом рынке наукоемкой продукции в 2008 г. составила менее 0,3%, тогда как в США - 36, Японии - 30, Германии – 17%. Из года в год растет приток в страну импортных товаров в основном широкого потребления. Приведенные данные свидетельствуют о низкой инновационной активности предпринимательского сектора экономики, об отсутствии эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Очевидно, что консервация нынешней технологической структуры экономики неизбежно приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности страны.
В числе основных причин низкой инновационной активности экономики можно назвать следующие: низкое качество управления на макро - и микроуровне; недостаточное развитие научного обеспечения управления; индифферентность предпринимательского сектора к науке и инновациям, отсутствие должной культуры бизнеса, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция и наличие так называемых откатов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе на выполнение НИОКР; отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования финансовых потоков предприятий и организаций; малая результативность научной и научно-технической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; дефицит квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знания и отраслевой структуре, а также низкое качество их подготовки; высокая стоимость нововведений и экономический риск .[12]
И, что главное, разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время возрос до критической черты: они оказались организационно и экономически разобщены. А без интеграции науки, образования и производства, объединенной национальной инновационной стратегией экономика развиваться не сможет. Кроме того, даже в государственном секторе наука организационно разобщена по разным структурам (государственным академиям наук, министерствам и ведомствам, государственным корпорациям), которые в научном и инновационном плане слабо взаимодействуют между собой, что также тормозит научно-техническое и инновационное развитие, приводит к распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств. Для проведения единой государственной научно-технической политики недопустимо раздробление остатков научно-технического потенциала страны по разным структурам с автономностью ведомственных и личных интересов конкретных «эффективных менеджеров» от науки и образования, которые зачастую не совпадают с общегосударственными интересами [14].
Для вывода экономики страны на более высокий уровень ее развития необходимо:
а) увеличить долю работающих на средне- и высокотехнологичных производствах и долю работающих в секторе высокотехнологичных услуг; приток кадров будет стимулировать уровень оплаты труда, приближающийся к западным меркам
б) увеличить бюджетное финансирование исследований и разработок
в) увеличить количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, усиливая внимание к охране интеллектуальной собственности
г) увеличить количество пользователей Internet
д) увеличить объем рынка информационных технологий, активизируя при этом партнерские отношения с лидерами в области высоких технологий [12].
4) Следующая проблема перехода
российской экономики на
5) Россия может приблизиться
к инновационной экономике
6) Следует преодолеть сырьевую ориентацию экономики, что требует быстрого восстановления и дальнейшего роста обрабатывающей промышленности, темп роста вклада которой в ВВП в 2007 г. составил всего 2,9% при росте ВВП на 7,4% .
Внедрение инновационных технологий в сфере государственного управления грозит дестабилизацией сложившейся бюрократической системе, поскольку сделает прозрачной деятельность чиновников. И этому бюрократы отчаянно сопротивляются.
При этом государство не может заменить собой рыночную инфраструктуру. Его задача - сформировать благоприятные условия для инвестиционной среды внутри страны и обеспечить поддержку наших высоко технологичных компаний на мировом рынке. С одной стороны, недостаточным и очень дорогим у нас является доступ к ключевой инфраструктуре: офисам, телекоммуникациям, кредитам. С другой, - до сих пор нет агентств по экспорту. Так что российское государство - в отличие от других - скорее, помогает иностранным конкурентам, а не своим инноваторам .[15]
Можно выделить экономические факторы, препятствующие инновациям:
1) недостаток собственных
2) недостаток финансовой
3) низкий платежеспособный спрос на новые продукты
4) высокая стоимость нововведений
5) высокий экономический риск
6) длительные сроки окупаемости нововведений
Производственные факторы:
1) низкий инновационный
2) недостаток квалифицированного персонала
3) недостаток информации о новых технологиях
4) недостаток информации о
5) невосприимчивость предприятия к нововведениям
6) недостаток возможностей для
кооперирования с другими
Другие причины:
1) недостаточность правовой базы