Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:57, курсовая работа
Построение планирования, учета и анализа производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий.
Введение
3
1.
Понятие, состав и классификация затрат на производство
5
1.1
Расходы, затраты и себестоимость
5
1.2
Состав и группировка затрат на производство
6
1.3
Классификация производственных затрат
9
2.
Сводный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
12
3.
Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции
14
3.1
Смета затрат на производство и реализацию продукции
14
3.2
Управление себестоимостью
15
3.3
Основные показатели себестоимости
17
3.4
Анализ структуры затрат на производство
18
3.5
Анализ затрат в разрезе экономических элементов
19
3.6
Анализ материальных затрат
21
3.7
Анализ затрат на оплату труда
22
3.8
Анализ затрат, связанных и использованием основных фондов
24
3.9
Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции
25
3.10
Маржинальный анализ себестоимости прибыли
28
Заключение
32
Список использованных источников
33
При анализе по 2-му направлению по каждой группе персонала фонд заработной платы можно представить в виде 2-факторной мультипликативной модели:
Базовый вариант: ФЗП0 = р0 * з0.=553*8650=4783450 тыс.руб.
Отчетный вариант: ФЗП1 = р1 * з1=654*12870=8416980 тыс.руб.,
где р – среднесписочная численность работников,
з – средняя зарплата 1 работника.
При анализе персонала сначала определяется изменение ФЗП в отчетном периоде по сравнению с базовым:
ΔФЗП = ФЗП1 – ФЗП0=8416980 - 4783450=3633530 тыс.руб.
Затем можно рассчитать влияние на это изменение 2-х основных факторов:
ΔФЗП(р) = Δр * з0 = (р1 – р0) * з0=(654-553)*8650=873650 тыс.руб.
ΔФЗП(з) = Δз * р1 = (з1 – з0) * р1=654*(12870-8650)=2759880 тыс.руб.
Проверка:
ΔФЗП(р) + ΔФЗП(з) = ФЗП1 – ФЗП0=2759880+873650=3633530 тыс.руб.
Анализ заработной платы по 3-ему направлению – по калькуляциям конкретных изделий, - предусматривает наличие информации о трудоемкости изделия и средней заработной платы на единицу трудоемкости. При анализе заработной платы, относимой на конкретное изделие, необходимо учитывать, что изменение заработной платы основных производственных рабочих зависит от следующих факторов:
Если в калькуляции имеются сведения о затратах времени на единицу изделия и о среднечасовой оплате – можно определить влияние 2-х факторов на отклонение от плана суммы заработной платы производственных рабочих на 1 изделие.
При дальнейшем анализе необходимо выяснить причины изменения трудоемкости изделия и средней оплаты за 1 час работы. Например, уменьшение трудоемкости может быть результатом совершенствования технологического процесса или отказа от каких-либо технологических операций, что может привести к снижению качества продукции.
Увеличение оплаты за 1 час работы может быть связано с изменением состава работы (увеличением доли высокооплачиваемых работников), с увеличением тарифных ставок или разного рода доплат, например, за работу в сверхурочное время.
3.8 АНАЛИЗ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Влияние эффективности использования
основных фондов на затраты коммерческой
организации проявляется в
Коэффициенты удельной амортизации могут быть исчислены за несколько сравниваемых периодов времени по данным бизнес-планов, организаций - отраслевых лидеров, конкурентов и т.п.
Фактические показатели сопоставляются с базовыми, и делаются выводы об их изменении.
Коэффициенты удельной амортизации рассчитываются в долях (процентах) на 1 руб. выручки-нетто от продаж.
Приведем показатели удельной амортизации за 2 года:
КУА0= 0,01=449/59052=0.01
КУА1= 0,01=614/93591=0.01
Отсюда видно, что в исследуемом периоде не произошло ни относительной экономии, ни относительного увеличения затрат на амортизацию основных фондов.
Если же в организации имело место существенное изменение стоимости основных фондов (продажа или ликвидация крупных объектов, приобретение, безвозмездная передача, ввод объектов в эксплуатацию), то можно рассчитать влияние движения объектов основных фондов на сумму начисленной амортизации и, как следствие, на издержки. Такие расчеты должны проводиться исходя из конкретных сроков снятия с учета (постановки на учет) отдельных объектов.
3.9 АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНЫХ
ЗАТРАТ В СЕБЕСТОИМОСТИ
В составе себестоимости выделяются группы комплексных затрат:
При экономическом анализе каждая группа комплексных затрат изучается отдельно.
Общепроизводственные расходы (ОПР) и общехозяйственные расходы (ОХР) – это затраты по обслуживанию производства и управлению. Комплексный характер названных выше расходов означает, что каждая группа содержит несколько различных по экономическому содержанию элементов.
Одновременно названные группы расходов являются косвенными, т.е. распределяются между видами товаров (продукции, работ, услуг) пропорционально какой-либо базе, в соответствии с Приказом по учетной политике предприятия.
При составлении бизнес-планов необходимо составить смету ОПР по каждому подразделению, ОХР – в целом по предприятию. Сметы, как правило, разрабатываются на год с разбивкой по кварталам. Они служат базой для контроля этой группы затрат.
При экономическом анализе
Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению, как правило, начинается с изучения их динамики, которая определяется с помощью относительных показателей – коэффициентов затрат на 1 руб. выручки от продаж.
Этот анализ позволяет в дальнейшем выявить тенденции изменения затрат по годам, кварталам и определить дальнейшие направления анализа.
Таблица 6
Анализ динамики расходов по обслуживанию производства и управлению
Показатели |
За пред. период |
За отч. период |
В%к пр.году | |
1. |
Выручка нетто |
59052 |
93591 |
158,49 |
2. |
Расходы по обслуживанию пр-ва, в т.ч. |
4494 |
8075 |
179,68 |
2.1. |
ОПР |
2996 |
5380 |
179,57 |
2.2. |
ОХР |
1498 |
2695 |
179,91 |
3. |
Расходы на 1 руб выручки, в т.ч. |
0,08 |
0,09 |
112,5 |
3.1. |
ОПР, коп. |
0,05 |
0,06 |
120 |
3.2. |
ОХР, коп |
0,03 |
0,03 |
100 |
Фактическая сумма расходов по обслуживанию производства и управлению в отчетном периоде выше по сравнению с предыдущим. Это объясняется тем, что темпы роста расходов по обслуживанию производства и управлению (179,68 %) опережают темпы роста выручки (158,49 %). Это подтверждает необходимость анализа данной группы расходов с помощью коэффициентов на руб. выручки.
Данные табл. 6 позволяют увидеть только общую картину изменения расходов. Полученные результаты являются следствием взаимодействия множества факторов. Выявить резервы экономии затрат можно лишь на основе тщательного изучения каждой группы расходов в отдельности.
Реализация товаров (продукции, работ, услуг) вызывает ряд расходов. Они называются расходами на продажу (коммерческими расходами) и включаются в полную себестоимость продаж.
В состав расходов на продажу включаются:
Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, расходы на тару и упаковку готовой продукции считаются прямыми, условно-переменными расходами. Все прочие виды коммерческих расходов считаются косвенными.
Коммерческая организация
При анализе по условно-переменным затратам рассчитывается относительные отклонения по смете. Для этого плановая себестоимость по каждой статье пересчитывается на процент выполнения плана по объему продаж, затем выявляются отклонения фактических сумм от пересчитанных плановых показателей.
При анализе расходов на продажу необходимо иметь в виду, что расходы на рекламу нормируются в целях налогообложения5.
3.10 МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ
Все затраты организации можно разделить по отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-постоянным затратам, т.е. к затратам, величина которых не зависит напрямую от объема произведенной продукции, можно отнести:
Важной особенностью условно-постоянных затрат является то, что их нелегко снизить при сокращении объемов производства и продаж, особенно в случаях незапланированного сокращения.
К условно-переменным затратам относятся следующие виды затрат:
Если в фирме имеются
При планировании и анализе выручки и прибыли от продаж используются такие показатели как:
Маржинальный анализ себестоимости и прибыли позволяет решить следующие практические задачи:
Проведем маржинальный анализ себестоимости и прибыли для АООТ «Хлебозавод № 2» и рассмотрим перечисленные выше показатели на практическом примере. Для этого воспользуемся исходной информацией из таблицы 7.
Таблица 7
Исходная информация для определения порога рентабельности от продаж
№ |
Показатели |
Базовый вариант | |
Значение |
К-т к выручке | ||
1. |
Выручка нетто |
93591 |
1 |
2. |
Условно-переменные затраты |
83291 |
0,88 |
3. |
Маржинальный доход |
10300 |
0,11 |
4. |
Условно-постоянные затраты |
2437 |
0,03 |
5. |
Прибыль от продаж |
7863 |
0,08 |
Маржинальный доход (MR) представляет собой разность выручки (В) и переменных затрат (VC).
MR = B – VC = 93591 – 83291 = 10300 тыс.руб.
За счет маржинального дохода фирма покрывает условно-постоянные затраты (FC) и получает прибыль от продаж.
Порог рентабельности (ПР) – это минимально допустимый объем продаж, достаточный для покрытия переменных и постоянных затрат. Это такая величина выручки от продаж, при которой маржинальный доход равен сумме постоянных затрат, а прибыль (ПP) равна нулю.
Информация о работе Экономический анализ затрат на производство