Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа
Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также конкретно-исторического своеобразия нашей страны. После распада СССР в России в 1992 г. началась радикальная экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов в экономике России, а с другой, привела к обострению многих социально-экономических проблем.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Структурный кризис и особенности его проявления …………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность структурного кризиса…………………………..........................5
1.2 Причины структурного кризиса в России……………………………………………..8
2. Виды кризисов…………………………………………………………………………………..12
2.1. Кризис перепроизводства………………………………………………………….....12
2.2. Кризис недопроизводства…………………………………………………………….25
3. Стабилизация и дальнейшее развитие экономики ВКО……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………………........29
Список литературы………………………………………………………………………………...31
- технологическая
деградация экономики:
Только в управлении и финансовом секторе наблюдается прогресс: сокращение доли III и реликтовых технологических укладов, рост доли современных укладов. Во всех остальных отраслях (машиностроение, ТЭК, сельское хозяйство, химия и нефтехимия, производство товаров народного потребления) наблюдается сокращение доли V и IV технологических укладов, рост доли III и реликтовых укладов. Причины – отказ от инновационного пути перестройки экономики, ориентация на экспорт сырья и продукции первичной переработки, сосредоточение основных финансовых ресурсов в сфере обращения, оторванного от реального сектора;
- изменения
в структуре собственности:
- трансформация
структуры внешнеэкономических
связей в результате распада
СССР и либерализации
3. Переживаемый
Россией в настоящее время
переходный период
Этот период развитый Запад фактически прошел в 70–80-х гг., РФ же несколько отстала.
Кризис перепроизводства
возникает, когда предложение на
рынках товаров и услуг превосходит
спрос. Кризисы перепроизводства приводят
к снижению использования ресурсов производства:
увеличению количества безработных и
остановке заводов и фабрик.
Объем производства в долгосрочной перспективе
увеличивается. Однако экономисты давно
заметили, что рост производства непостоянен
– он подчиняется цикличным законам. Другими
словами, в течение одних периодов наблюдается
очень быстрый рост, который сменяется
более медленным ростом – или даже сокращением
производства. Эти наблюдения привели
к появлению понятия цикличности экономики,
которое признается всеми экономистами,
но объясняется ими по-разному. Характерно,
что кризисы перепроизводства возникают
на пиках деловой активности и представляют
собой часть процесса цикличности. Поэтому
совсем не удивительно, что разнообразие
взглядов на процесс цикличности привело
к разному пониманию причин кризисов перепроизводства.
Как правило, кризису перепроизводства присущи:
Эти проблемы наблюдаются не в какой-то одной, а в самых разных отраслях экономики, и усиливают друг друга по принципу порочного круга. Так, низкий спрос приводит к банкротствам и низкому уровню деловой активности. Они, в свою очередь, приводят к безработице. Высокая безработица в сочетании с низкой потребностью в рабочей силе приводит к снижению зарплат. Даже если какое-то предприятие не хочет снижать зарплаты, оно вынуждено это сделать из-за малого спроса на свою продукцию, заставляющего переходить на режим жёсткой экономии. Безработица, низкий уровень оплаты труда и страх потерять работу заставляют население предельно сокращать личные расходы, то есть приводят к низкому спросу.
Важным в механизме формирования кризиса является кризис доверия: предприятия требуют друг от друга немедленной оплаты долгов, как из опасения, что должник может обанкротиться, так и из-за тяжёлого положения самих заимодавцев. В тяжёлой экономической ситуации требования немедленной оплаты долгов приводят к банкротствам. Банкротство должников дополнительно ухудшает положение заимодавца и может, в свою очередь, приводить к его банкротству, то есть возникает цепная реакция банкротств.
Кроме того, низкие зарплаты приводят к снижению себестоимости товаров; в сочетании с жёсткой конкуренцией за уменьшающиеся рынки цены на товары падают. Происходит дефляция (снижение цен). Дефляция затрудняет возврат долгов, если они не прикреплены к индексу потребительских цен.
Кризис перепроизводства следует отличать от рецессии, в ходе которой баланс спроса и предложения если и нарушается, то гораздо слабее, а также от кризиса какой-то отрасли. В последнем случае уволенные работники находят себе работу в других отраслях, и уровень безработицы или зарплат в целом меняется мало.
Классическая школа экономики
Классическая школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, в рамках которой была разработана важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости; кроме этого, вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце 17 века — 30-х годах 19 века.
Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Риккардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино.
Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).
Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.
Завершающий этап эволюции
школы представлен творчеством
В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.
До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца 17 — начала 18 века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.
Именно в это времени
зарождается новая теоретическа
Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.
Если обратиться к истории термина «экономика», то во времена Древней Греции он означал «хозяйство, дом». В период меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».
Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).
Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть 19 века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля.
Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины 18 века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф.Кене, А. Тюрго и др. Представителя физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.
Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.
Проблема перепроизводства была определена еще в политэкономии времен Адама Смита и Давида Рикардо. Центральное место при рассмотрении кризиса перепроизводства «классиками» занимает закон Сэя, согласно которому стоимость созданных товаров представляет собой совокупные доходы, на которые в свою очередь покупаются товары соответствующей стоимости. Иными словами, совокупный спрос всегда равен совокупному производству, а это значит, что «системного» перепроизводства на всех рынках просто не существует. Однако представители классической школы экономики признают возможной временную ситуацию перепроизводства как следствие «ошибок» производителей при «угадывании» предпочтений потребителей. Однако ситуация перепроизводства может сложиться только на отдельных рынках.
Теория Кейнса
Кейнс создал школу экономического анализа, представители которой утверждают что для стимуляции экономики следует стимулировать совокупный спрос. Кейнс говорил, что государство должно создавать рабочие места путем увеличения государственных расходов, что увеличивает совокупный спрос. Для финансирования государственных расходов Кейнс советовал выпускать государственные облигации.
В теории о самофинансировании Российской экономики мы говорим, что если есть существенная безработица, можно печатать деньги и создавать рабочие места. В чем же отличие от теории Кейнса, который предложил это 70 лет назад?
При выпуске
государственных облигаций
Мы утверждаем что экономика стоит на двух ногах, не на одной. И совокупный спрос, и совокупное предложение одинаково важны для экономики. Мы говорим что государство не должно создавать рабочие места. Государство должно только обеспечить увеличение банковского кредита путем увеличения банковских резервов. Чтобы деньги не обесценивались, нужно увеличить совокупное предложение, т.е. производить товары. Для этого коммерческие банки должны увеличить кредит для создания основных фондов производства, без увеличения которых невозможно увеличить совокупное предложение.