Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Когда идет речь об экономическом росте, то, как правило, под ним понимают экономическое развитие страны, ее национальной экономики. Однако такое суждение не совсем верно. Экономическое развитие — это гораздо более широкое понятие, включающее в себя как экономический рост, так и структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения и некоторые другие.

Содержание

1. Теоретические аспекты экономического роста…………………….
1.1. Понятие и сущность экономического роста ……………..
1.2. Факторы и модели экономического роста…………………
2. Государственное регулирование экономического роста………………………………………………………………………
2.1.Типы экономического роста и необходимость устойчивого развития экономики………………………………………………….
2.2. Государственное регулирование экономического роста……..
3. Антикризисные государственные меры по обеспечению экономического роста ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………..
Приложения ………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

693-1 экономический рост ТОГУ.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Способность экономики к росту определяется рядом факторов, которые

подразделяются на:

а) факторы предложения (рост количества и качества рабочей силы, капитала, природных ресурсов, улучшение технологии и организации производства, развитие предпринимательских способностей);

б) факторы спроса и распределения (снижение степени монополизации

рынков, улучшение налогового климата, повышение эффективности финансовой и денежно-кредитной системы, рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспортных поставок, создание возможностей для перераспределения производственных ресурсов в экономике, формирование адекватной системы распределения доходов в обществе) [5 С. 178].

 

 

  
2. Государственное регулирование экономического роста

 

2.1. Типы экономического  роста и необходимость устойчивого развития экономики

 

В макроэкономике выделяются два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивным является экономический рост, который обеспечивается путем вовлечения в производство дополнительных факторов, при этом прирост применяемых факторов производства (ФП) опережает прирост общественного продукта (ОП), о чем достаточно наглядно свидетельствует рис. 1.1. см. приложение А. [9. С. 72]

В зависимости от соотношения вовлекаемых в производство факторов такой рост может быть:

1) трудоемким, характеризующимся  относительно высокими затратами  труда на производство общественного  продукта по сравнению с затратами  других факторов производства;

2) капиталоемким (или фондоемким), характеризующимся относительно  высокими затратами основных  фондов и их высокой долей  в общих затратах факторов  производства;

3) природоемким, характеризующимся  относительно высокими затратами  на природные факторы – на природные ресурсы, на охрану природной среды [9. С. 73].

Интенсивным является экономический рост, обеспечивающийся без вовлечения в производство дополнительных факторов, либо прирост факторов существенно отстает от прироста производимого общественного продукта. Графически такой тип роста иллюстрируется с помощью следующей кривой: [9. С. 73]

 

 

В зависимости от динамики уменьшения доли того или иного фактора в производстве общественного продукта рост может быть:

1) трудосберегающим, при  котором рабочая сила заменяется  техникой;

2) капиталосберегающим, при  котором экономия на затратах  на капитал как фактор производства достигается путем применения более дешевой, но достаточно производительной техники;

3) природосберегающим, при  котором происходит экономия  сырья, энергии, сокращаются отходы, уменьшается загрязнение природной среды и т.д.

Важнейшим фактором обеспечения такого типа экономического роста является организация общественного производства, соответствующая система стимулов, цен – все то, что называется хозяйственным механизмом общества.

В реальной жизни существует смешанный тип экономического роста, при котором наблюдаются как экстенсивные, так и интенсивные факторы роста. Однако в одних странах преобладают экстенсивные, в других – интенсивные факторы роста.

Так, согласно расчетам Е.Денисона, в США за период с 1929 г. по 1982 г. преобладал интенсивный тип роста. Основанием для этого явились следующие расчеты: 55% экономического роста было обеспечено за счет интенсивных факторов, в том числе: 13% – за счет повышения образования работников, 26% – применения новых знаний в производстве, 8% – улучшения размещения факторов производства, 8% – использования эффекта на масштабе; 51% экономического роста был обеспечен за счет экстенсивных факторов, в том числе: 34% – за счет роста занятости, 17% – роста капитала [9. С.74].

Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов интенсивный тип экономического роста более предпочтителен. Тем не менее, в начале 70-х гг. ХХ в. появилась теория «пределов роста», автором которой стал американский ученый Д.Медоуз. Группа возглавляемых им исследователей произвела расчеты, дающие экстраполяцию роста мирового производства общественного продукта и отходов, населения, потребления ресурсов до 2100 г. Расчеты показали, что к 2050 г. Мир столкнется с поистине катастрофическими явлениями ввиду опасного для природы и существования людей загрязнения среды, исчерпания необходимых природных ресурсов и чрезмерного на этом фоне перенаселения планеты. В результате должно произойти резкое падение производства и численности населения планеты.

Более поздние исследования показали, что развитые страны за счет перехода на интенсивный путь роста и перераспределения мировых ресурсов в свою пользу способны отдалить границы роста. Но тем самым «пределы роста» встают перед слаборазвитыми странами, где уже сейчас идет интенсивное использование природных ресурсов, вследствие необходимости их продажи развитым странам в обмен на готовую продукцию, нарастают экологические проблемы и при этом не решается проблема бедности. По данным ООН, 20% населения планеты потребляет свыше 85% совокупного мирового продукта, тогда как остальные 80% населения – всего 15%. Сохранение такого положения создает общую нестабильную политическую обстановку в мире, опасную и для развитых стран, в том числе и для их экономики.

Вот почему во второй половине 80-х гг. появилась концепция устойчивого развития. Устойчивым является такое развитие, при котором не подрываются возможности развития экономики будущих поколений, при этом развитие экономики одних стран не подрывает возможности развития других стран. Основные направления устойчивого развития были определены в 1992 г. на Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, которые спустя 10 лет – в 2002 г. были подтверждены на второй подобной конференции в Йоганосбурге. Эти направления включают в себя:

1. Формирование справедливых  международных экономических отношений, предполагающих не только конкуренцию на мировых рынках, но и взаимопомощь в отношениях между странами.

2. Ограничение уровня  потребления материальных благ  в развитых странах и на этой основе ограничение темпов экономического роста.

3. Перевод экономик развивающихся  стран на использование возобновимых ресурсов и на этой основе продолжение экономического роста в целях преодоления бедности и отсталости [9. С. 74].

Для оценки перехода к устойчивому развитию предлагается использование соответствующих показателей. К таковым относится индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – сводный социально-экономический индекс, который с 1990 г. стал применяться по методике ООН в международных сопоставлениях стран. Он состоит из трех компонентов: 1) ожидаемый уровень продолжительности жизни; 2) уровень образования; 3) размер ВВП на душе населения. Первое место по данному показателю уже несколько лет принадлежит Канаде, занимающей лишь 25-е место по величине ВВП на душу населения. Россия по показателю ИРЧП с 34-го места в 1990 г. перешла на 71-е место к концу 90-х гг. Это говорит о том, что для нашей страны переход на устойчивый путь развития является весьма актуальным.

 

2.2. Государственное регулирование экономического роста

 

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Экономический рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с загрязнением окружающей среды без сокращения производства общественных благ.

Однако помимо выгод экономический рост ведет к серьезным издержкам для отдельного человека и общества в целом. К негативным последствиям экономического роста следует относить: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы и т.п. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают, и сам по себе экономический рост не решает социально-экономические проблемы.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политику «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [12. С. 128].

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции [12. С. 129].

К методам, стимулирующим экономический рост можно также отнести государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, на образование, т.к. оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

Для большинства стран экономический рост совершенно необходим. И для них главным вопросом остается экономическое развитие.

Каким образом правительство может увеличить скорость развития страны? Есть несколько критериев, по которым различаются политики государства.

Сконцентрироваться на спросе в экономике. Можно попробовать создать достаточную совокупность спроса, чтобы быть уверенным, что фирмы захотят инвестировать и потенциальный выпуск будет реализован. Сложность применения указанного рецепта состоит в опасности развертывания инфляционных процессов. Рецепт стимулирования совокупного спроса применим для экономики, обладающей высокой эластичностью предложения, когда рост совокупного спроса влечет за собой уже в краткосрочном периоде увеличение предложения и наращивание экономического роста. Если предложение не эластично, стимулирование спроса сможет привести к развертыванию инфляции.

Сконцентрироваться на предложении в экономике. Можно попытаться увеличить совокупное предложение, сосредотачиваясь на мерах по увеличению потенциального производства продукта (поощрение исследований и развития, нововведений и обучения). Здесь государство снижает издержки производителей через систему налогообложения, регулирует налоговые ставки и применяет налоговые льготы, использует режим ускоренной амортизации.

Политика, ориентированная на рынок или политика вмешательства. Многие экономисты и политики, особенно те, кто представляет правое политическое крыло, уверены, что для экономического роста необходима собственная инициатива предпринимателя, который сможет наилучшим образом распорядиться выгодами от вложений в новые технологии и новые продукты. Поэтому такие экономисты – сторонники политики свободного рынка. Однако другие утверждают, что свободный рынок будет подвержен циклическим колебаниям. Результатом неуверенности будет спад объема инвестиций. Такие экономисты стремятся защитить активное вмешательство руководства с целью сократить эти колебания  [8. С. 267].

В том или ином случае, любая государственная политика экономического роста призвана решать следующие задачи:

  • содействие наиболее полному использованию ресурсов и становлению его прогрессивных направлений;

  • устранение или предотвращение в экономическом росте отклонений от общего экономического равновесия и придание ему устойчивого характера;

  • применение ограничений экологического и социального характера в том случае, если экономический рост наносит вред общественным интересам.

Придание экономическому росту устойчивого характера является важнейшей задачей экономической политики. Для ее осуществления необходимо определить направления экономического развития, придающие ему устойчивый характер. К ним относится:

    • повышение эффективности производства, позволяющие своевременно решать возникшие проблемы;

    • гармонизация интересов субъектов рынка, ведущая к сохранению их рыночных позиций;

    • гармонизация социальных интересов, предотвращающая социальные конфликты;

    • формирование условий сбалансированного роста, основанного на преодолении сложившихся хозяйственных диспропорций;

    • согласование экономического роста с законами развития биосферы, что предотвращает экологические катастрофы [8. С. 268].

Устойчивость хозяйственных связей в обществе, общее экономическое равновесие, достигнутое в масштабах народного хозяйства и его отраслей, осуществимы при условии, когда совокупный спрос удовлетворяется, а продавцы реализуют предложенные к продаже товары. Тогда экономический рост происходит на сбалансированной основе. Сбалансированность характеризует согласованное развитие экономических процессов в обществе. В результате взаимных рыночных корректировок устанавливается согласование различных рынков с относительно устойчивыми ценами на каждом из них. Согласование экономических процессов всегда относительно. Оно предполагает возможность определенных отклонений, но в пределах сохранения устойчивости экономики как целостной системы. Экономика в таком случае работает в равновесном режиме. Выход экономических соразмерностей за рамки такого режима лишает народное хозяйство возможностей эффективно развиваться, решать возникающие экономические и социальные проблемы.

Информация о работе Экономический рост