Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Когда идет речь об экономическом росте, то, как правило, под ним понимают экономическое развитие страны, ее национальной экономики. Однако такое суждение не совсем верно. Экономическое развитие — это гораздо более широкое понятие, включающее в себя как экономический рост, так и структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения и некоторые другие.

Содержание

1. Теоретические аспекты экономического роста…………………….
1.1. Понятие и сущность экономического роста ……………..
1.2. Факторы и модели экономического роста…………………
2. Государственное регулирование экономического роста………………………………………………………………………
2.1.Типы экономического роста и необходимость устойчивого развития экономики………………………………………………….
2.2. Государственное регулирование экономического роста……..
3. Антикризисные государственные меры по обеспечению экономического роста ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………..
Приложения ………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

693-1 экономический рост ТОГУ.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Когда экономика развивается, сохраняя стабильность, это означает что она не накапливает диспропорции и своевременно их преодалевает. Если при этом обеспечивается прирост реального национального дохода, ей свойственен сбалансированный экономический рост. Сбалансированный (равновесный) рост экономики предполагает согласованный динамизм составляющих ее структурных блоков, подчиненный развитию народного хозяйства как целостной системы [14. С. 12].

 

 

3. Антикризисные государственные меры по обеспечению экономического роста

 

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой ВВП по прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2% [16. С. 8].

Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными [16. С. 9].

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики [17. С. 23].

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1.     Публичные  обязательства государства перед  населением будут выполняться  в полном объеме. Гражданам и  семьям, наиболее пострадавшим в  период мирового экономического  кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной  защиты населения, повышение объемов  и качества оказания социальных  и медицинских услуг, улучшение  ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено  сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности  государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения  и переподготовки работников, находящихся  под риском увольнения;

2.     Промышленный  и технологический потенциал  будущего роста должен быть  сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги  налогоплательщиков в сохранение  неэффективных производств. В то  же время, предприятия, повысившие  в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства  и создание новой продукции, повысившие  производительность труда, вправе  рассчитывать на содействие государства  в решении наиболее острых  проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного  восстановления и последующего  поступательного развития должен  стать внутренний спрос. Ослабление  зависимости экономического роста  от внешних факторов, максимально  эффективное задействование внутренних  ресурсов будут ключевыми задачами  Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную  роль будет играть внутренний  спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но  по мере стабилизации ситуации  частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги  отечественного производства) будет  играть все большую роль, и  Правительство предпримет все  необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств. 

5. Бизнес должен быть  освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать  административные барьеры для  бизнеса, являющиеся одной из  причин коррупции. Будет также  предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно  развиваться в условиях кризиса.

6.   Экономика должна  опираться на мощную национальную  финансовую систему. Правительство  предпримет все необходимые усилия  для нормализации функционирования  финансового сектора, включая банковскую  и страховую системы, фондовый  рынок, для поступления в экономику  необходимых объемов инвестиционных  ресурсов. При этом особое внимание  будет уделено скорости принятия  и реализации решений.

7. Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную  макроэкономическую политику, направленную  как на поддержание макроэкономической  стабильности, так и на создание  необходимых условий, стимулов для  роста сбережений населения, повышения  инвестиционной привлекательности  экономики, на формирование качественно  иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную  бюджетную политику, поддержание  равновесного обменного курса  рубля. Денежная политика будет  направлена на борьбу с кризисом  ликвидности в финансовой сфере  при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести  к повышению доверия к национальной  валюте, увеличению уровня монетизации  экономики, снижение инфляции, обеспечивая  тем самым необходимые условия  для восстановления устойчивого  экономического роста [17. С. 25].

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает это при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную роль в преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов [17. С.26].

Повышение устойчивости национальной финансовой системы

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка [17. С. 28].

В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит  200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку,  225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики [17. С.29].

На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе «нерыночными активами»,  процентная ставка составляет 13 процентов годовых.

Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

Специальные меры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия [18. С. 54].

В целом Правительство и Центральный Банк будут стимулировать консолидацию в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.

В случае углубления кризисных тенденций возможно наращивание доли «проблемных» активов в банковской системе. В этой ситуации возможно снижение устойчивости банков. Правительство зарезервировало необходимые средства для решения этой проблемы.

Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации

На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются: - обеспечение сбалансированности  региональных и местных бюджетов с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;- содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест [18. С. 55].

Информация о работе Экономический рост