Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить факторы и тенденции экономического роста.
Введение 3
Глава 1: Сущность экономического роста 5
1.1. Типы и показатели экономического роста 5
1.2. Факторы экономического роста 7
1.3. Модели экономического роста 13
Глава 2: Современные тенденции экономического развития России 17
2.1 Тенденции экономической политики России в 2012-2013 годах 17
2.2. Роль государства в реализации задач экономического роста в
России 25
2.3. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики 29
Глава 3: Направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России в 2014-2015 годах 34
3.1. Перспективы экономической политики России 34
3.2. Стратегия экономического роста России в условиях мировой конъюнктуры 42
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов за баррель. В этом сценарии ВВП может сократиться на 0,5 - 1,4% при значительной девальвации.
Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012 - 2013 гг. на уровне 105 - 109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012 - 2013 гг. могут быть выше базового сценария на 0 - 0,2 п.п. и оцениваются на уровне 3,9 - 4,6% в год.
Таблица 2.1
Основные показатели прогноза экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2014 годы
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Цена на нефть Urals (мировая), долл. США/барр. | |||||
C |
78,2 |
108 |
105 |
109 |
113 |
2 |
108 |
100 |
97 |
101 | |
1 |
108 |
100 |
97 |
101 | |
А |
108 |
96 |
80 |
80 | |
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
C |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
4,2 |
4,6 |
2 |
4,1 |
3,7 |
4,0 |
4,6 | |
1 |
4,1 |
2,8 |
3,3 |
3,8 | |
А |
4,1 |
2,5 |
1,5 |
3,7 | |
Промышленность, % | |||||
C |
8,2 |
4,8 |
3,5 |
4,1 |
4,3 |
2 |
4,8 |
3,4 |
3,9 |
4,2 | |
1 |
4,8 |
2,1 |
3,0 |
3,0 | |
А |
4,8 |
2,3 |
3,7 |
3,8 | |
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
C |
6,0 |
6,0 |
8,4 |
7,8 |
7,2 |
2 |
6,0 |
7,8 |
7,1 |
7,2 | |
1 |
6,0 |
6,4 |
6,0 |
5,9 | |
А |
6,0 |
6,0 |
1,5 |
3,7 | |
Реальная заработная плата, % | |||||
C |
5,2 |
3,6 |
5,2 |
6,2 |
6,3 |
2 |
3,6 |
5,1 |
5,8 |
6,3 | |
1 |
3,6 |
4,0 |
3,9 |
4,0 | |
А |
3,6 |
3,0 |
2,6 |
2,6 | |
Оборот розничной торговли, % | |||||
C |
6,3 |
5,3 |
5,8 |
5,9 |
5,6 |
2 |
5,3 |
5,5 |
5,3 |
5,5 | |
1 |
5,3 |
4,9 |
4,8 |
4,8 | |
А |
5,3 |
4,5 |
2,0 |
2,6 | |
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||||
C |
400,4 |
527 |
552 |
584 |
619 |
2 |
527 |
533 |
536 |
565 | |
1 |
527 |
533 |
536 |
565 | |
А |
527 |
492 |
443 |
441 | |
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||||
C |
248,7 |
340 |
401 |
458 |
512 |
2 |
340 |
397 |
445 |
486 | |
1 |
340 |
392 |
435 |
475 | |
А |
340 |
378 |
371 |
385 |
В результате посткризисного восстановительного экономического роста в 2011 году большинство ключевых показателей достигли или уже превышают свои максимальные уровни 2008 года. Прежде всего, объем ВВП в 2011 году будет приблизительно соответствовать уровню 2008 года. Если сравнивать с максимальным предкризисным уровнем II квартала 2008 г., то ВВП достигнет этого уровня в первой половине 2012 года. При этом совокупный спрос стал значительно более потребительски ориентирован. Оборот розничной торговли на 6% превышает уровень 2008 года, а инвестиции пока еще на 5% ниже, чем были до кризиса. Докризисный объем производства достигается при значительно более высоких показателях внешней торговли. Экспорт товаров за счет роста цен на нефть в 2011 году будет на 12% выше, чем был в 2008 году. Ожидается, что импорт будет на 17% выше, чем в предкризисный период на фоне того, что рубль в реальном выражении сейчас также на 10% крепче, чем в среднем за 2008 год. В 2011 году за счет сохранения высоких показателей добывающих отраслей полностью восстановилось промышленное производство. Обрабатывающие производства достигнут предкризисного максимума II квартала 2008 г. в начале следующего года.
К 2013 году ВВП будет превышать свой предкризисный уровень на 13 процентов. Инвестиции достигнут уровня 2008 года в 2012 году (а максимального уровня II квартала 2008 г. не раньше 2013 года). При этом в 2013 году инвестиции будут уже на 17% выше, чем в 2008 году. В еще большей степени вырастет потребление товаров - на 24% превысит докризисный уровень.
Таблица 2.2
Динамика основных макроэкономических показателей, по варианту 2 (2008г. = 100%)
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
ВВП |
96 |
100 |
104 |
108 |
113 |
Промышленность |
98 |
103 |
106 |
110 |
115 |
Инвестиции |
89 |
95 |
102 |
109 |
117 |
Экспорт (долл.) |
85 |
112 |
113 |
114 |
120 |
Импорт (долл.) |
85 |
117 |
136 |
152 |
167 |
Оборот розничной торговли |
101 |
106 |
112 |
118 |
124 |
Реальные располагаемые доходы населения |
106 |
108 |
113 |
119 |
125 |
Реальный эффективный обменный курс рубля |
103 |
110 |
114 |
114 |
112 |
В предстоящий среднесрочный период необходимо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не менее 5 процентов, провести технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, социальных и государственных институтов, отвечающих на вызовы современного мирового развития, сформировать конкурентоспособную и эффективную экономику и на данной основе достичь достойного уровня жизни российских граждан, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века.
Предстоящий период по внешним и внутренним условиям социально-экономического развития страны будет кардинально отличаться как от предкризисного периода динамичного роста (2001–2007 годы), так и от периода посткризисного восстановления.
Мировая экономическая система в течение всего предстоящего периода останется источником неопределенности. Формируются три основных внешних вызова.
Первый вызов — стратегическая нестабильность развития мировой экономики, связанная с нерешенностью фундаментальных проблем ее структурных дисбалансов потребления и накопления, неравномерности развития экономик разных регионов мира, регулирования финансовых рынков и потоков капитала. Вероятны сильные колебания цен на энергоносители и продовольствие. Трудно определить временной горизонт решения долговой проблемы стран зоны евро. Изменяется соотношение между динамикой развития западных и восточных центров мировой экономики, что сопровождается обострением конкуренции на мировых рынках товаров и капитала, но при этом создает для России возможности в части расширения присутствия в глобальной экономике.
Второй вызов — новый этап технологического развития глобальной экономики, сопровождающийся изменением отраслевой структуры и увеличением значимости вклада человеческого капитала в экономический рост. На фоне глобальной экономической нестабильности в развитых странах мира активно формируется новая технологическая база долгосрочного роста. Многие страны, проводя политику бюджетной консолидации, наращивают финансовые вложения в таких областях, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами обновляются технологии в образовании и здравоохранении. На мировых рынках обостряется конкурентная борьба за доступ к ресурсам, обеспечивающим технологический рост, включая редкоземельные металлы. Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях становится одним из ключевых условий решения долгосрочных задач в сферах социального развития и безопасности. Оно также обеспечит «окно возможностей» для использования имеющихся научных и технологических заделов для ускорения экономического роста.
Третий вызов — изменение мирового энергетического баланса. В перспективный период сохранится рост спроса на углеводороды, связанный как с его расширением со стороны быстрорастущих экономик Китая и других стран Азии, так и со свертыванием программ атомной энергетики в ряде стран мира. В то же время рост освоения запасов сланцевого газа и расширение его поставок в Европу и Азию в перспективе могут серьезно повлиять на цены и объемы спроса на российские энергоносители.
Период 2013–2018 годов характеризуется рядом новых внутренних условий, которые окажут существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Во-первых, замедление роста или стагнация экспорта энергоносителей. Если в предкризисный период динамика экспорта углеводородов составляла 3–6 процентов в год, то в предстоящий период его динамика не превысит в среднем одного процента в год, а в отдельные годы может стать отрицательной. Впервые за последние годы экспорт энергоносителей может стать фактором не ускорения, а торможения экономического роста. Во-вторых, в 2013–2015 годах прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста примерно на 1 млн. человек ежегодно, что становится одним из серьезных тормозов экономического роста. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 9,6 процента в 2011 году до 10,5 процента в 2015 году) и иностранных трудовых мигрантов (соответственно с 2,1 до 2,9 процента). Это позволит в значительной степени компенсировать сокращение трудоспособного населения и не допустить резкого уменьшения занятых в экономике.
В-третьих, замедление роста потребительского спроса населения, что связано с необходимостью более сбалансированного роста заработной платы и производительности труда, чем в предшествующие годы. Если в предкризисный период интенсивное наращивание как потребления населения, так и реальной заработной платы (в 2–3 раза) опережало рост производительности труда, то в перспективе эти показатели существенно сблизятся. Рост потребления населения будет более сбалансированным, но и более медленным.
В-четвертых, адаптация экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО). Уровень тарифной защиты снизится с 9,5 процента в 2012 году до 5,9 процента в 2015 году, то есть более чем на треть. Это диктует необходимость проведения комплекса адаптационных мероприятий, включая меры по смягчению возможных негативных последствий для рынка труда, позволяющих российским компаниям нарастить конкурентный потенциал и сохранить позиции на внутренних и внешних рынках.
В-пятых, необходимость сокращения ненефтегазового дефицита федерального бюджета и проведения политики бюджетной консолидации. В период мирового финансово-экономического кризиса бюджетные расходы были вынужденно увеличены в целях проведения антикризисной политики. Соответственно возрос и ненефтегазовый дефицит. Сегодня он составляет 10,5 процента валового внутреннего продукта при том, что безопасный его уровень оценивается вдвое ниже. Высокий уровень нефтегазового дефицита бюджета создает повышенные риски для российской экономики. В то же время его сокращение приведет к сдерживанию государственного спроса и будет способствовать замедлению экономического роста.
При прочих равных условиях, без реализации активной и целенаправленной экономической политики темпы экономического роста снизятся в 1,5–2 раза (до 2–3 процентов в год). Это критически мало. При такой динамике валового внутреннего продукта не удастся сбалансировать экономические и социальные составляющие развития страны.
Отсюда вытекает необходимость перехода к новой модели экономического роста, активизации новых факторов конкурентоспособности российской экономики, ранее остававшихся задействованными не в полной мере (уровень образования населения, научный и технологический потенциал), преодоления инфраструктурных ограничений социально-экономического развития и достижения высоких показателей производительности труда.
Требуется также продолжить работу по расширению роли гражданского общества, повышению эффективности взаимодействия государства с его институтами, что позволит улучшить условия ведения бизнеса и обеспечить действенный общественный контроль реализации государственных функций.
2.2. Роль государства в реализации задач экономического роста в России
Роль государства в обеспечении экономического роста весьма значительна. Хозяйственная практика многих государств мира показала, что государство может целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, создавая требуемые «правила игры». От того, насколько адекватны сформированные правовые нормы для данного общества и насколько государство способно их поддерживать, зависит динамика роста и его устойчивость.
В силе государства как активатора экономического роста все мы могли убедиться на примере таких стран, как Китай, Южная Корея, Индия, Вьетнам, многие латиноамериканские страны. Осуществляя свою модель экономического роста, эти страны находились еще 30-40 лет назад в состоянии хозяйственного неблагополучия, а то и просто массовой бедности.
Особенно показателен в этом отношении Китай. Принимая к осуществлению свою концепцию экономического роста в начале 1980-х годов, китайское руководство стало постепенно отказываться от коммунистической риторики. Но направляющая и организационная сила партии была использована как гарант выполнения решений правительства. Глава Китая Дэн Сяопин в тот момент провозгласил тезис: «Включай левый поворот и поворачивай направо», что означало «переходим к рынку при сохранении левой идеологии».
Информация о работе Экономический рост России и перспективы его развития