Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить факторы и тенденции экономического роста.
Введение 3
Глава 1: Сущность экономического роста 5
1.1. Типы и показатели экономического роста 5
1.2. Факторы экономического роста 7
1.3. Модели экономического роста 13
Глава 2: Современные тенденции экономического развития России 17
2.1 Тенденции экономической политики России в 2012-2013 годах 17
2.2. Роль государства в реализации задач экономического роста в
России 25
2.3. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики 29
Глава 3: Направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России в 2014-2015 годах 34
3.1. Перспективы экономической политики России 34
3.2. Стратегия экономического роста России в условиях мировой конъюнктуры 42
Заключение 56
Список используемой литературы 58
За тридцать последующих лет государственная власть Китая смогла не только совершить «большой скачок», о котором мечтал Мао Цзэдун, но и сделать свою экономику второй в мире. При этом темпы экономического роста в течение длительного времени Китай поддерживал на уровне 9-12% в год.
В то же время Россия, обладавшая более хорошими стартовыми условиями, огромными запасами природных ресурсов и квалифицированными кадрами, такого роста показать не смогла. Более того, спад экономики России в 1990-х годах был очень существенным. Причиной тому была слабость государства, его неспособность создать надлежащие условия для устойчивого хозяйственного роста.
Какие же условия должно соблюдать государство, чтобы обеспечить своим гражданам высокий уровень благосостояния и весомый хозяйственный рост? Таких базовых условий несколько. К ним относятся:
Поддержание режима конкуренции и ликвидация монополий. Для создания благоприятной экономической среды необходима конкуренция. Государство не должно создавать привилегированных участников рынка в лице государственных банков, отраслевых корпораций, добывающих компаний, эксклюзивных экспортеров. В то же время правительство должно оперативно пресекать монополию и недобросовестную конкуренцию. Эта мера формирует необходимые предпосылки для развития эффективного бизнеса.
Правовая среда. Формирование адекватной правовой базы – важнейшая задача государства на пути обеспечения стабильного и долговременного экономического роста. Официально принятые законы должны соблюдаться всеми субъектами без изъятий. Выборочное применение права к неугодным физическим и юридическим лицам создает ситуацию двойных стандартов, что крайне негативно отражается на настроения и действиях участников экономических отношений.
Неразвитость бизнеса. Изучение проблем экономического роста показывает: там, где бизнес слаб или полностью отсутствует предпринимательство, хозяйственный рост затруднен и весьма неустойчив. Поэтому государственная власть должна приложить максимум усилий для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности, вовлечь граждан в занятие бизнесом. Тем самым будет снижена безработица, пополнена доходная часть бюджета и использована творческая энергия населения для повышения экономического роста.
Инфраструктура. Для осуществления активной экономической деятельности нужна база в виде дорог, мостов, электростанций, трубопроводной системы, канализации, наличия каналов передачи информации. Крупные проекты по прокладке железных дорог, строительства мостов, автострад, атомных и тепловых электростанций может реализовать только государство.
Денежное стимулирование экономического роста. В макроэкономике существует определенная зависимость между экономической активностью бизнеса и количеством денег в обращении (мы ее рассматривали выше в виде кривой Филлипса). Когда государству необходим ускоренный экономический рост, оно прибегает к услугам печатного станка, увеличивая массу денег в обращении. Этот инструмент можно применять в известных пределах, чтобы не вызвать неконтролируемую инфляцию.
Политическая стабильность. Обычно население весьма болезненно реагирует на всякое снижение жизненного уровня (яркий пример тому – текущая ситуация в Греции, Португалии и некоторых других странах Евросоюза). Поэтому экономический рост должен быть по возможности постоянным и плавным. В случае экономических потрясений государство должно использовать «политический громоотвод», жертвуя правительством в обмен на политическую стабильность.
Можно назвать и еще некоторые неосновные функции государства – такие, как поддержание социальной справедливости, сдерживание роста населения (для перенаселенных стран), регулирование притока трудовых мигрантов, своевременное улаживание религиозных и этнических конфликтов.
2.3. Актуальные проблемы
стратегического развития
В дискуссиях о перспективах экономического роста в России в качестве локомотивных отраслей экономисты-эксперты часто называют топливно-энергетический комплекс, самолетостроение, космические исследования, жилищное строительство и т.д. В подобных утверждениях, как отмечает академик РАН, директор Института рынка Российской Академии наук Н.Петраков, «много справедливого, но есть и существенный изъян – в них отсутствует системность, общий концептуальный подход к решению задачи». При этом, как считает Н.Петраков, «теоретически любая отрасль может рассматриваться как точка потенциального роста. Проблема лишь в том, как в течение 3-5 лет раскрутить российскую экономику в целом. А для этого следует обратиться к источникам развития России как неординарной державы». [1]
Нерешенной для экономики проблемой остается соотношение внутренних и мировых цен. В последнее время естественные монополии, ссылаясь на необходимость привлечения инвестиций, активно выступают за резкое повышение тарифов на энергоносители и услуги железнодорожного транспорта. При этом один из приводимых аргументов – в России внутренние цены существенно ниже мировых.
Как полагала Ф. Клоцвог, «если пойти на поводу монополистов и перевести национальную экономику на мировые цены, то можно окончательно похоронить надежды на возрождение народного хозяйства. Не будем затрагивать модную тему цены барреля сырой нефти, а возьмем бензин. В Европе литр этого топлива стоит около 1 долл., у нас – около 10 руб. Установив же цену на уровне 30-32 руб. за литр, мы разорим огромное число товаропроизводителей, которые не вынесут такой нагрузки, вызовем скачок розничных цен, что, в конечном счете, приведет к обесценению того же рубля. Доллар станет продаваться не за 31-32 руб., а за 50, и правительство вынуждено будет сделать еще один виток повышения цен на горючее»1.
Бессмысленность постановки этого вопроса очевидна. Поэтому уже сейчас важно правильно выбрать линию поведения. Или Россия в мировой торговле будет отстаивать свое законное право на низкие издержки производства, основанные на естественном преимуществе дешевых энергоносителей, сырья и рабочей силы, или она поддастся внешнему давлению и подтянет внутренние цены до уровня мировых. Но во втором случае необходимо будет установить мировые цены и на труд, потому что в стране стоимость рабочей силы неоправданно занижена. Следовательно, реформу требуется провести комплексно, включая не только перестройку финансов и системы ценообразования в сфере товаров и услуг, но и цены рабочей силы.
Основными источниками экономического роста России рядом исследователей видится «уникальный сплав природных богатств и интеллектуального потенциала, которого нет ни в одной стране мира, включая США»2. Отсюда – две опорные точки, позволяющие России не только удержаться на плаву, но и начать успешное движение по пути экономического роста.
Первая точка – экспортная часть сырьевого сектора. Россия не должна стесняться своих природных богатств, но должна их умело продавать. Не только нефть и газ, но и черные, и цветные металлы, лес, алмазы. Пока российские коммерсанты в этой области работают «на первобытном уровне». Свидетельство тому – отсутствие программы инвестирования в первичную переработку сырья и системной политической линии по выходу страны на мировые рынки.
Вторая точка роста – умелое использование интеллектуального потенциала России. Здесь в первую очередь необходимо обратиться к высоким технологиям двойного назначения. Однако для оживления этой ветви экономического роста также нужна конкретная программа спасения науки и образования в стране. Реализация этой программы требует безотлагательного пересмотра нынешней концепции финансирования фундаментальной науки, общего и специального образования. Но денег в бюджете на это нет и не предвидится. Бюджет во всех странах с рыночной экономикой служит в основном для обеспечения стратегических целей развития страны. На текущие задачи рынок зарабатывает сам. У нас же бюджет хронически пуст. Следовательно, будут всегда пустыми и разговоры о стратегии развития страны.
Выход их этой ситуации экспертами-экономистами видится в наполнении доходной части бюджета, но не путем повышения налогового бремени, а за счет тех источников, которые требуют политической воли и экономической смекалки.
Первый источник – возврат беглых капиталов (речь идет о 150-200 млрд. долл.). Программа этой деятельности в стране есть, но она основана на запугивании нынешних владельцев этих средств Интерполом или всеобщей амнистии, включая суммы, полученные от незаконного оборота наркотиков, продажи оружия и т.п. А есть и взвешенная, цивилизованная система реинвестирования в российскую экономику на основе сочетания частного и общенационального интересов. Но такая программа не востребована.
Второй источник – привлечение внутренних сбережений населения. По расчетам специалистов, только в иностранной валюте россияне хранят порядка 60 млрд долларов. Государство ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то заинтересовать население пустить эти средства в хозяйственный оборот. Между тем научные разработки и рекомендации в этом направлении есть, но они опять-таки не востребованы властью.
Третий источник – умеренная инфляция. Доход от инфляции всегда и везде был и есть доходом государства. Разумеется, кроме России. На инфляции, по мнению ряда экономистов, «наша страна взрастила жирные коммерческие банки и олигархов. Существует концепция финансирования инвестиционной активности за счет политики умеренной инфляции. Она исходит из того, что «всякое целевое инфляционное финансирование инвестиционных проектов является актом перераспределения денежных и материальных ресурсов в соответствии с государственными приоритетами». Но эта форма реструктуризации экономики даже не рассматривается. Хотя именно политика инфляционного перераспределения финансовых потоков активно использовалась в течение последних лет в интересах небольшой группы населения.
Четвертый источник- инвестирования, доходы от высоких цен на нефть. Этот источник признается многими экономистами как временный. Как точно замечает Ф. Клоцвог, «наши стратеги почему-то все эти доходы хотят пустить на погашение внешних долгов. Схема простая: если дисциплинированно все выплатим, то тогда нам снова дадут кредиты на подъем экономики. Но ведь поднимать экономику надо сегодня, а не после выплаты долгов. И если экономика, наконец, поднимет голову, то проблема старых долгов будет решена, как говорится, на здоровой основе, а новые кредиты вообще окажутся ненужными»3.
В последние годы идеологический характер приобрела проблема приватизации государственного имущества. Дело в том, что собственность предстает в нескольких ипостасях. В одном случае человек может владеть собственностью, в другом – пользоваться ею, в третьем – распоряжаться. В идеале собственник занимается производственной деятельностью, эксплуатацией произведенных изделий, а сверх того является и пользователем продукции. В таком ракурсе предстает мелкий собственник, например крестьянин, который владеет землей, обрабатывает, распоряжается плодами своего труда и с этих трудов кормится. Но жизнь усложнилась, и три ипостаси собственника оказались разорванными.
3. Направления
повышения эффективности
3.1. Перспективы экономической политики России
Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем, необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественноисторическим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной России, слабо развивается мелкий бизнес, никак не сформируется так называемый средний класс.
Можно возразить: но ведь за последние годы российская экономика развивается достаточно быстро. За 2008-2012 гг. ВВП России вырос на 35%, промышленная продукция – на 28%, реальные доходы населения – в 1,7 раза. Это все так. Но анализ показывает, что нынешний рост происходит в основном благодаря ряду факторов, благоприятно сложившихся для российской экономики в последние годы. К их числу относятся, прежде всего, высокие цены мирового рынка на нефть, другие топливные и сырьевые ресурсы. Нетрудно видеть, что все это факторы конъюнктурного, недолговременного характера и будут исчерпаны в ближайшие годы.
Следует учитывать также, что происходящий рост экономики имеет стихийный, неуправляемый характер и не позволил пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. Практически во всех отраслях сохраняется высокий физический и моральный износ основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем.
Информация о работе Экономический рост России и перспективы его развития