Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ и оценку экономического роста в Республике Беларусь на настоящем этапе и определить пути эффективного повышения экономического роста в будущем. Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи:
Введение 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы 5
1.2. Факторы и источники экономического роста 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу 11
2. Государственное регулирование экономического роста 14
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы 14
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь 17
3. Совершенстование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь 27
Заключение 32
Список литературы 34
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что за последние 10 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2008 году по отношения к 1999 году ВВП увеличился примерно на 10 процентов. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 года составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны с показателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению к Российской Федерации Республика Беларусь увеличила свой темп роста ВВП.
В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в феврале для 146 стран мира.
Глобальное исследование впервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов - Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности.
Паритет покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х - начале 90-х годов, учитывает разницу цен в странах и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик - объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег.
К чему это может привести? До тех пор пока рост уровня внутреннего потребления сохранится, большинство населения будет вполне удовлетворено.
Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
В 2009 г. белорусское правительство обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки [2].
С учетом преемственности
проводимой в стране экономической политики
в проекте Программы социально-экономического
развития на 2006-2010 годы определена основная
цель пятилетия - дальнейшее повышение
уровня и качества жизни населения на
основе эффективного использования человеческого
потенциала, технического перевооружения
и совершенствования структуры экономики,
роста ее конкурентоспособности. Главная
идея пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности
на основе модернизации экономики, а ее
девиз: "Человек-инновации-
Успешная реализация программы позволит за пять лет увеличить валовой внутренний продукт на 46-55%, объем производства промышленной продукции - на 43-51%, сельского хозяйства - на 34-45%. Приоритетом экономической политики этой пятилетки будет инновационно - инвестиционная деятельность. Развитие наукоемких технологий, выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости - это стратегический план Программы. Согласно проекту программы за пять лет намечено увеличить инвестиции в основной капитал на 65-75%. В числе приоритетов останется повышение благосостояния людей. Реальные денежные доходы населения будут увеличены на 49-56%, реальная заработная плата - на 52-58%. К концу 2010 года зарплата должна составить не менее $500 в эквиваленте. Опережающими темпами предусматривается прирост розничного товарооборота и платных услуг населению. В соответствии с проектом программы объем внешней торговли товарами и услугами возрастет на 53-60%, в том числе экспорт - на 55-62%, импорт - на 51-58%. Намечено также ежегодно наращивать объем строительства жилья и довести его уровень до 4,5-5 млн.кв.м в 2010 году. Средняя обеспеченность жильем к этому времени достигнет 25-25,5 кв.м на человека. При этом до 50% жилья будет строиться в сельской местности и малых городских поселениях [7].
Основное внимание по-прежнему будет уделяться дальнейшему росту доходов и оплаты труда (реальные денежные доходы увеличатся на 7-8,5%), сокращению малообеспеченности, финансовому оздоровлению экономики, улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций, в том числе в банковскую систему, а также опережающему развитию сферы услуг и улучшению условий для производственной и инвестиционной активности.
Для повышения конкурентоспособности предприятий, улучшения их финансового положения предусматривается снижение налоговой нагрузки не менее чем на 1,3% к ВВП. Уровень инфляции составит 7-9%. Ставка рефинансирования к концу этого года должна быть снижена до 8-10% годовых, по выдаваемым банками кредитам - до 9-11% годовых. Следует обеспечить снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 6-7%. Прогнозом социально-экономического развития на 2011 год предусматривается ввести в эксплуатацию 4,7-5,3 млн.кв.м общей площади жилых домов. Достижение этих напряженных ориентиров призвано обеспечить повышение уровня жизни граждан, что является безусловным приоритетом нашей социально-экономической политики. Так, к концу 2011 года уровень оплаты труда предполагается довести до $700 [7].
Таким образом по исследованию, проведенному в второй главе я сделал вывод, что стихийно найденная белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Только при грамотном политическом и экономическом взаимодействии с Кубой, Венесуэлой и Китаем, а также странами Европейского Союза мы сможем не только спасти нашу экономику, но и достичь стабильного экономического роста, что и продемонстрировала таблица 2.1 в виде своих показателей.
Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
1. Фискальная политика и долгосрочный экономический рост.
Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс - логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.
Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:
1.1 Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытеснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий [19, с.141-142]. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.
Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.
Предоставление налоговых льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.
1.2 Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.
Другой природой характеризуются эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация - это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:
финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;
степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;
чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.
В целом, эти эффекты создают немонотонную зависимость госрасходов и роста выпуска. Вначале - рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.
Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:
улучшение человеческого капитала;
повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий.
1.3 Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.
Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [19, с.145]. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.
Чтобы увеличить экономический рост, Запад использует два различных варианта экономической политики государства:
1. Сведение к минимуму созданных государством препятствий для экономического роста (например, сведение к минимуму регулирования отрицательных "внешних эффектов" или так называемое экологическое регулирование). Говоря о белорусской экономике, следует указать на большой вес государственных предприятий, а также предприятий, контролируемых им в той или иной степени.
2. Поощрение государством расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима (скидки с подоходного налога фирм, инвестирующих в физический капитал, на инвестиции в науку, на затраты на НИОКР и т.п.). Говоря о стимулирования государством развития научно-технической и исследовательской базы следует упомянуть интересный случай. По данным журнала "Дело", одна израильская фирма пыталась купить технологическую информацию непосредственно у белорусских разработчиков за $6 тыс. Сделка едва не состоялась. Но к переговорам подключилась третья сторона - минская фирма, знающая конъюнктуру мирового рынка. В результате предложенная белорусской стороной цена лицензии в $1 млн. была признана покупателем приемлемой. В Беларуси наш изобретатель в области торговли "ноу-хау" практически не защищен государством и не имеет опыта в данной сфере. В результате осуществления некомпетентных торговых сделок ("хоть за сколько-нибудь") теряют не только разработчики, но и государство, а выигрывают западные конкуренты [15].
Для Беларуси ключевой вопрос сегодня - не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:
Информация о работе Экономический рост, его типы и источники