Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов теорий и моделей экономического роста применительно к Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить основные модели и факторы экономического роста;
провести анализ модели экономического роста в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы экономического роста…………………..6
1.1 Экономический рост: понятие, показатели, типы…………………6
1.2Модели и факторы экономического роста.....…... …………............8
Глава 2 Оценка экономического роста……………………………………..18
Глава 3 Стратегические приоритеты государственного стимулирования экономического роста26
3.1 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь26
3.2 Совершенствование государственного регулировании экономического роста в РБ28
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников
-формирование таможенной
политики страны с учетом ее
международных обязательств и
в рамках соглашений с
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:
-в области совершенствования государственности - формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
-в области общественного развития - постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека - физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;
-в области экономики
- построение высокоэффективной
социально ориентированной
-в области экологии
- снижение негативного
-в области развития
культуры и нравственности - воспитание
высокообразованного,
3.2.Совершенствование
государственного
Указом Президента Республики
Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена
Программа социально-
Согласно Указу
основной целью социально-
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
- развитие человеческого
потенциала, включая повышение уровня
благосостояния, рост рождаемости
и увеличение
- радикальная модернизация
всех секторов экономики,
- стимулирование
- рост экспорта товаров
и услуг, сбалансированность и
- развитие импортозамещающих производств;
- устойчивое развитие регионов;
- строительство качественного и доступного жилья;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса.
На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.
Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
В развитии отраслей промышленности
упор будет сделан на опережающее
развитие производств, выпускающих
продукцию с высокой добавленно
Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.
Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными направлениями
внешнеэкономической деятельнос
Безусловно, в Основными целями бюджетно-налоговой политики должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику, а также на достижение следующих целей:
-повышение уровня
справедливости и
-упрощение налоговой
системы за счет установления
закрытого перечня налогов и
сборов; сокращения их количества;
максимальной унификации
-обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
Денежно-кредитная
политика в прогнозируемый
-снижение темпов инфляции
на основе постепенного
-регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
-повышение эффективности
механизма аккумуляции
Развитие банковской
системы предусматривается
-укрепление устойчивости
банковской системы,
-повышение надежности
банковской системы за счет
приближения принципов и
-формирование финансово-
-развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
-расширение сети предметно
и территориально
-привлечение иностранных
инвестиций в банковскую
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности. Для этого должно предусматриваются:
-комплексное
-обеспечение координации
деятельности государственных
-дальнейшее расширение
и совершенствование системы
подготовки и переподготовки
кадров для
-активизация производственной,
инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической
деятельности и наращивание
-организация взаимодействия
малых производственных
Должно целенаправленно осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот почему государству необходимо проводить политику в области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.
Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом [16, с.145]. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.
С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Упуская время сегодня, мы отстаем навсегда, не успевая вскочить на "повышательную волну" мировой экономики конца ХХ века. Стратегическая задача для Беларуси – только интеграция в мировую экономику. А чтобы не оказаться в формирующейся мировой экономике на задворках, необходимо выделить научные приоритеты, школы, организуя подготовку специалистов на их базе, финансируя одновременно и науку, и образование. Необходимо разработать механизмы привлечения капиталов как своих, так и иностранных.
Информация о работе Экономический рост и проблемы модернизации белоруской экономики