Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:38, реферат
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействия покупателей и продавцов, каждый из которых стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
• Введение
• Спрос, кривая спроса.
• Факторы изменения спроса.
• Эластичность спроса.
• Измерение эластичности спроса
• Факторы, влияющие на эластичность спроса.
• ВЫВОД
• Используемая литература
СПХФА
Кафедра экономики
Реферат
на тему:
«Эластичность потребительского спроса и структура потребления населения»
Выполнила
Студентка 112 гр.
Лубчук Мария
СПб
2013
План:
ВВЕДЕНИЕ
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействия покупателей и продавцов, каждый из которых стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются за счет друг друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
В данном курсовом проекте рассматриваются кривые спроса и предложения, и направления их изменения. Однако нас интересует не только направления кривых, но и масштабы изменения объёма спроса и предложения при изменении цены данного товара. Я выясню, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
Эластичность – одна из важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А.Маршаллом и представляет собой изменение одной переменной в ответ на изменение другой переменной, обе переменные выражены в процентах. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно подразумевается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от её продаж. Однако в действительности так бывает не всегда: возможно ситуация, когда повышение цены приведёт не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижение спроса на неё, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих товары-заменители и продающих их по более низким ценам. В тоже время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение потребительского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как даёт ответ на вопрос: «На какую величину изменится объём спроса и предложения при изменении цены на продукцию, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами?»
Изучение спроса потребителей, а
также мотивов, которыми они руководствуются,
совершая покупки – одна их главных
задач фирмы в условиях конкуренции.
Обладание как можно полной информацией
о спросе позволяет фирме обеспечивать
сбыт своей продукции, расширять
производство и успешно конкурировать
на рынке. В курсовом проекте рассматривается
перекрёстная эластичность спроса, эластичность
спроса по ценам, что позволяет оценить
влияние тех или иных факторов
на спрос, а также теория потребительского
выбора, которая объясняет, каким
образом потребители
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.
Спрос, кривая спроса.
Любой покупатель стремиться максимально полно удовлетворить свои потребности путём приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определённую комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателя покупать нужные ему товары, подкреплённое его возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Ясно, что для исследования спроса
удобно определить его количественную
трактовку. В целях анализа под
спросом на определённый товар понимается
зависимость платёжеспособной потребности
покупателей, имеющих доступ к определённому
рынку, в определённом количестве этот
товар от существующей цены на этот
товар, то есть готовность покупателей
приобретать данный товар в различном
количестве при различных предлагаемых
покупателю ценах на этот товар. При
этом все иные факторы, существенные
для решения о покупке, предполагаются
неизменными. Предположим, что существует
некоторый набор потребностей покупателя,
удовлетворяемых каждая своим товаром.
На каждый из товаров существуют определённые
цены, и покупатель решил для себя,
что его общая
Предположим, что до снижения цены
на исследуемый товар некую
Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут разные, следует, что при снижение цены и неизменности всех прочих факторов, общий спрос на определённый товар будет возрастать. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая потребность данному товару вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказаться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже будут способны покупать данный товар, и спрос будет расти ещё и за счёт количества покупателей.
Постоянство спроса на определённый товар при снижении цены на него не может бесконечно сохраняться, так как сэкономленные на покупке данного товара средства покупатель, в конце концов, неизбежно использует их на удовлетворение иных потребностей.
Измеряя спрос количества товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (Р) некоторой убывающей функцией Q= D(Р), и графически представить закон спроса в виде так называемой кривой спроса.
Р
D
Q
Кривая спроса.
Ясно, что вышеприведённые рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки холодильников, даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, какое минимальное количество товара необходимо для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем характере кривой спроса, в общем случае можно полнее уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений при «слишком больших» и «слишком малых» значениях Q поведение кривой спроса на рис.1. должно исследоваться особо.
На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определённой цене, то есть на положение и точную форму вышеприведённой кривой D на осях Q и Р, влияет множество факторов, называемые неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в действительности могут измениться.
Факторы изменения спроса.
Благоприятное для данного товара изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное, например, проведением активной рекламной кампании, изменением моды или исследованием спроса на данный товар в том или ином географическом регионе, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса данного товара.
Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает повышение или снижение спроса, соответственно.
Как уже отмечалось, на рынке существуют товары, близкие к интересующему товару по характеру удовлетворения потребности покупателя, то есть интересующий товар входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от изменений соотношения цен на товары-заменители, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками, спрос на конкретный товар из группы может измениться: внутри группы спрос на один товар растёт, за счёт уменьшения спроса на другие товары.
Извлечение пользы из многих товаров требует наличия у потребителя некоторого другого товара, то есть два или несколько товаров могут являться взаимодополняющими, например, кофе в зёрнах и кофемолка. Повышение или уменьшение спроса на один из взаимодополняющих товаров приводит к повышению или уменьшению спроса на другой товар.
Изменение общего дохода потребителя также существенно влияет на спрос. Товар, спрос на который изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называется «товаром высшей категории» или «нормальным товаром». Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, они называются «товарами низшей категории», например, товары первой необходимости – хлеб, восстановленные автопокрышки и т.д.
Потребительские ожидания относительно
будущих цен на товары (например,
с изменением налоговой системы),
относительно наличия существующих
и иных товаров в будущем (например,
при появлении информации об уходе
с рынка крупного поставщика известного
товара или скором начале выпуска
товара, лучше удовлетворяющего соответствующие
потребности), также способны изменить
спрос в соответствующую
Эластичность спроса.
Мера реакции одной величины на изменение другой, называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то коэффициент ценовой эластичности спроса Ер равен:
Ер = ∆Q / ∆Р (1)
Показатель ценовой
Ер = I10 / -5I= I-2I = 2
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведёт к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя
ценовой эластичности спроса меньше
1, то спрос относительно неэластичен.
В этом случае изменение цены повлечёт
за собой меньшее изменение
При коэффициенте эластичности спроса равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Измерение эластичности спроса
Чтобы измерить эластичность спроса по цене, необходимо рассчитать процентные изменения величины спроса и цены, и соотнести их:
Ер= (∆Q / Q) / (∆Р/Р)= ∆QP / ∆PQ
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
∆Q= (Q1-Q0) / ((Q1+Q0)/2)*100 (3)
где Q0 и Q1 – величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆Р выбранного интервала получим:
∆Р= (Р1-Р0) / ((Р1+Р0)/2)*100 (4)
где Р0 и Р1 – соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляется как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
Ер = ∆Q / ∆P= ((Q1-Q0) / (Q1+Q0)) * ((Р1+Р0) / (Р1-Р0)) (5)
Рассчитав коэффициент эластичности,
получим количественные характеристики
ценовой эластичности спроса в различных
ценовых интервалах. В пределах первых
трёх интервалов спрос эластичен, в
четвёртом интервале –
Информация о работе Эластичность потребительского спроса и структура потребления населения