Японское "Экономическое чудо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Целью работы является описание состояния экономики Японии во второй половине 20 века.
Основными задачами данной работы являются выявление объективных причин японского экономического чуда, преимуществ и недостатков японской модели экономического развития, лежащей в основе гигантских сдвигов в её различных сферах – в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте, кредитно- финансовой системе, торговле и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
1 Внутриполитическое положение послевоенной Японии……………………………….4
2 Период высоких темпов экономического роста (1960-1971)…………………………..5
3 Слабости японской экономики…………………………………………………..………10
4 Результаты «японского экономического чуда»………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая история.docx

— 113.17 Кб (Скачать файл)

Что же касается машин и  оборудования, то зависимость Японии от их поставок из западных стран существенно  снизилась (за исключением небольшой  группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля этих товаров  в импорте в начале 70-х годов  составляла менее 10%.

Натиск японских товаров  на мировые рынки был столь  мощным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно  сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала. Всего  за 1951—1970 гг. японские инвестиции за рубежом  составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестированы  во второй половине 60-х годов.

Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступила  в роли локомотива экономического роста  страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному.

Обилие дешевого и качественного  сырья на мировых рынках предопределило начало фактического сворачивания собственной  добывающей промышленности. В 1957—1970 гг. объем производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного  производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Максимальный уровень добычи угля — 54,5 млн. т — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%.

Добыча всех прочих видов  сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах.

Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в1960—1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный транспорт—в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% грузо- и около половины пассажироперевозок.

Протяженность железных дорог  Японии с середины 30-х годов практически  не увеличивалась и в начале 70-х  годов составляла около 27 тыс.км (из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час. В конце 60-х годов было также начато строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже — строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были соединить район Осака -Кобэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжали выпускаться только для экспорта.

К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных держав мира. В 1971 г. в  стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легковых), и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место в мире. 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена в эксплуатацию высокоскоростная автомагистраль Токио—Нагоя—Кобэ протяженностью 536 км. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог в размере 3% от его стоимости на цели дорожного строительства. Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще значительно отставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45% имели твердое покрытие.

Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х  годов ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа  морского флота (6,1 млн. т), понесшего  в результате войны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходило столь  быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тоннажу — свыше 30 млн. т — Япония заняла второе место  в мире. По техническому уровню японский флот был одним из самых передовых  в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы.

Важные изменения произошли  в этот период и в японской деревне. Примерно с середины 50-х годов  начался довольно быстрый отток  сельского населения в города. В 1955—1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность  сельского населения сократилась  до 24,7 млн. чел. (23% от общей численности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на 900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов.

Произошло значительное сокращение масштабов аренды земли. К началу 70- х годов в деревне почти  не осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих  к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн.).

Общий объем сельскохозяйственного  производства вырос за рассматриваемый  период в 1,5 раза. В 60-е годы в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство сельскохозяйственных операции по-прежнему производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно уступала западным странам.

В то же время по потреблению  химических удобрений к концу 60-х  годов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических  методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, и в конце 60-х годов по средней урожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых мест в мире.

Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в 1957—1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сократилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г., а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. К началу 70-х годов лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85%в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела).

В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт  крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о  телевизорах и радиоприемниках; многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов  между городом и деревней уже  не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов.

В развитии промышленности, сельского хозяйства и других сфер японской экономики в тот  период исключительно важную роль продолжало играть государство. Хотя размеры государственного сектора значительно уменьшились, правительству принадлежала ведущая  роль в определении стратегии  экономического развития.

В период высоких темпов роста в Японии значительное развитие получило государственное программирование. Наиболее известным из подготовленных в эти годы планов стал «План удвоения национального дохода», предусматривавший  достижение этой цели за 1961—1970 гг. и  ликвидацию экономического и технологического разрыва между Японией и ведущими западными странами. Хотя правительственные  планы и программы носили индикативный характер, для частного бизнеса они служили важным ориентиром, так как обозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться вниманием и поддержкой правительства. Кроме того, государство использовало широкий набор кредитно-финансовых рычагов для поощрения частного сектора к развитию в заданных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно, прибегало и к принуждению с использованием административных методов.

В 60-е годы предметом первоочередной заботы правительства были черная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, а также  ряд машиностроительных производств.

 

3 СЛАБОСТИ ЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Несмотря на явные успехи, японская экономка имеет и свои слабости. Речь идет, прежде всего, о продукции  трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном  производстве. Другие же отрасли и  секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и  по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают  от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится  к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной  отрасли промышленности. То же можно  сказать и относительно большинства  отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного для  Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего  рынка, развитие которого хронически отстает  от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной  сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего  импорта продовольствия. Отрицательное  влияние на японскую экономику оказывает  неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка со стороны государства в области пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный рабочий день.

В связи с некомплексностю структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской.

Не решается жилищная проблема. Жилая площадь в расчете на одного человека крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и стран Западной Европы.

По сравнению с другими  развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая  интенсивность труда.

Таким образом, японская экономика  обладает как сильными, так и слабыми  сторонами. Тем не мене, ранее отсталая страна сумела за короткий исторический срок занять одно из ведущих мест в  мире по экономической мощи.

 

4 РЕЗУЛЬТАТЫ «ЯПОНСКОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»

 

С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые  темпы роста промышленного производства составили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло, по сравнению  с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21, 1 раза.

Бок Зи Коу приводит данные об объемах национального дохода ведущих экономических держав уже в 1978 году.

 

Таблица 1

 

Япония

Великобритания

Франция

ФРГ

Италия

Территория

9,1

19,5

19,9

27,4

31,2

Доля национального

дохода

52,5

53,0

50,3

50,7

53,0


 

А.Н.Изотов публикует информацию о темпах экономического роста наиболее развитых капиталистических стран в период 1973-1983 года[4, с.196];

 

Таблица 2

Страна

Среднегодовые темпы роста  ВНП (в %)

Япония

3,7

США

1,9

Великобритания

0,8

Франция

2,2

ФРГ

1,7

Италия

1,2

Канада

2,6


 

На общем фоне весьма вялого экономического развития других капиталистических  стран даже относительно скромные цифры  японского роста, наблюдавшиеся  в 80-е годы, выглядят весьма внушительно (см. табл. 2).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Японское экономическое  чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых капиталистических стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги (армии не существовало, и на её содержание государственные средства не тратились) и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

Стремительные темпы роста  в кратчайшие сроки позволили  Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и  выйти на второе место по экономической  мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ и уступая лишь США.

Информация о работе Японское "Экономическое чудо"