Аграрная политика государства России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение аграрной политики государства России и зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие, сущность аграрной политики государства;
- ознакомиться с осуществлением аграрной политики в России на современном этапе;
- выявить особенности аграрной политики зарубежных стран на примере Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, США, Великобритании, Польши.

Вложенные файлы: 1 файл

Пр. Курсовая.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

Как свидетельствует статистика, в последние годы в нашей стране наблюдается постоянное сокращение производства сельскохозяйственной продукции. Более всего это затронуло хозяйства так называемого общественного сектора АПК, который до нынешнего года представляли коллективные сельхозпредприятия (КСП).

В 2009 г. сельскохозяйственные предприятия новых форм хозяйствования составляли около 60%, в их числе: товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа более 70%, производственные кооперативы более 25%, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств более 4% и пр. На долю общественных хозяйств, сохранивших свой статус, приходилось 30%, в т.ч. на совхозы 12%, колхозы 18%. В хозяйствах населения выделяются личные подсобные хозяйства на землях постоянного или временного пользования, и коллективные сады как форма землепользования, организованная на кооперативных принципах для садоводства и огородничества.

Анализ региональных различий в формировании новых организационно-правовых форм предприятий показывает, что наибольшее разнообразие форм собственности характерно для районов высокой сельскохозяйственной освоенности: Северо-Кавказского экономического района, Поволжья, Центрально-Черноземного и центрального районов.

Проводимая реорганизация общественных хозяйств наиболее активно проходила в западных районах лесной, лесостепной и степной зон Европейской территории страны. Наряду с этим, в отдельных регионах Урало-Поволжья большая часть предприятий сохранила свой статус. Так, процесс реорганизации практически не затронул хозяйства на территории Татарстана, где колхозы и совхозы составляют сейчас около 90 %, Башкортостана и Удмуртии более 60 %, Калмыкии более 70 %. На Северном Кавказе прошедшая реорганизация имела свои особенности. На территории Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области процесс формирования многоукладной экономики проходил наиболее активно, тогда как в республиках Кавказа статус совхозов и колхозов сохранили от 70 до 90 % хозяйств. Следует отметить, что в составе всех хозяйств, сохранивших прежний статус, колхозов больше, чем совхозов. Относительно большее число совхозов, сохранивших свой статус, отмечено в степных районах Краснодарского края, в Сибири (территория Алтайского края, Новосибирской области и др.), т.е. там, где сформировались крупные товарные хозяйства.

Материально-техническая база сельского хозяйства ухудшилась в последние годы из-за снижения поступления сельскохозяйственной техники. Это связано со сложившимся диспаритетом цен в АПК России [9, c-89].

 

1.3. Аграрная политика России  – системные проблемы и их  решение

В условиях разворачивающегося мирового экономического кризиса Россия сможет и должна осуществить т.н. «зеленую революцию», вернуть себе позицию великой сельскохозяйственной державы и надёжно обеспечить свою продовольственную безопасность.

Нынешний кризис приведёт к тому, что инвестиции, труд и социальное внимание перетекут в базовые отрасли. И одной из ведущих базовых отраслей будет русское сельское хозяйство, которое нещадно эксплуатировалось десятками лет. За последние 15 лет площадь сельскохозяйственных культур  (земель) уменьшилось на 41 млн.га. (на 34,8%). В связи с этим резко ухудшилось экологическое состояние сельскохозяйственных угодий – засоленность, закисление, переувлажнённость. Около 40% земли у нас подвергается водной и ветровой эрозии. До 85% сельскохозяйственных земель деградируют.

И несмотря на это, и сегодня продолжается преднамеренное, искусственное банкротство села. Всего в России осталось около 15 тыс. хозяйств, которые ещё держатся на плаву. Но на селе безнаказанно действуют рейдеры, которые специально разоряют хозяйства и захватывают их земли. В руках олигархов, банков, иностранцев (иностранного капитала) оказалось около 50% земель сельскохозяйственного назначения. Банкротство сельскохозяйственных учреждений ведёт к сокращению рабочих мест на селе (с 8 млн. до 3,8 млн.) – а это обезлюдивание деревень. За 17 лет исчезло 15 тыс. российских деревень, а еще в 9 тыс. деревень осталось по 20-30 человек – и то это пенсионеры.

Особое беспокойство вызывает качество продуктов питания. По оценке национального фонда защиты прав потребителей – 85% продуктов питания фальсифицированы. Не контролируется использование биотехнологии, пищевых добавок к мясной, молочной, хлебной, пивобезалкогольной и кондитерской продукции. Импортная продукция поступает залежалая с 3-6 летними сроками хранения.

Ждёт ли Россию голод? По прогнозам ООН нынешний рост спроса на продукты питания становится глобальной проблемой. На сегодняшний день 37 стран нуждаются в срочной продовольственной помощи. Пополнит ли этот список Россия? Причины распространения голода в мире в 21 веке:

- Капризы погоды – меняется климат на планете;

- Подъём экономики Китая и Индии – рост населения;

- Увлечение биотопливом;

- Резкое удорожание продуктов;

- Сокращение сельскохозяйственных земель.

К сожалению и Россия плотно села на продуктовый импорт, а это мина замедленного действия. Все российские мясокомбинаты работают на импортном сырье. Сейчас россияне тратят на продовольствие 27-30% всех своих доходов. У нас есть огромный потенциал в виде необъятных, не освоенных территорий, пригодных для сельского хозяйства. Но земля до сих пор не является объектом свободной купли-продажи [10, c-77].

В 2008 году впервые за 20 лет российское сельское хозяйство прекратило падение: собрали рекордный урожай зерновых, увеличили площадь посевных земель на 1 млн. га. Данную положительную динамику необходимо закрепить и развить, так как мировые цены на продовольствие с 2008 года начали стабильно расти. Мировой спекулятивный капитал начал «возгонку»  цен на продовольствие.

Поэтому мир в целом и Россию в частности, ждёт беспрецедентное повышение цен на продовольственные товары. Причин этому много, но всё же,  на наш взгляд, главная причина в том, что глобальные спекулятивные капиталы начинают рассматривать (после падения мировых цен на нефть, металлы, уголь, недвижимость) в качестве ресурса для своего массового применения – продовольствие. Все в мире прекрасно пронимают, что продовольствие не менее важно для человечества, чем нефть.

Рост мировых цен на продовольствие нанесёт страшный удар по странам-экспортёрам продовольствия. Эти страны ждёт социально-политическая дестабилизация. Если раньше глобальные спекулянты «вздували» цены на экспортные продукты России (нефть, металлы, лес и т.п.), что было очень выгодно для нашей страны, то сейчас «вздувают» цены на российский импорт (продовольствие). Для нас это означает повышение терминов инфляции, снижение уровня жизни, рост безработицы. Пик доходов населения мы уже прошли, дальше будет ухудшение («золотой дождь» нефтедолларов – закончился).

В связи с этим подъём сельхозпроизводителя вполне укладывается в логику современной эпохи в логику развития народного хозяйства России. Человек во всём может ограничить свои потребности, но не может перестать есть. Тот, кто сейчас поймёт эту истину, тот окажется в выигрыше. Особенно остро стоит проблема производства качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Натуральные, природные продукты питания становятся недоступным, элитным товаром.

В этих условиях зоны относительно традиционного сельского  хозяйства (не индустриального, высокого химико-биологизированного) оказываются неожиданно в выигрышном положении. Россия в числе этих стран. Дело в том, что наша страна с древних времён славится традиционной самобытной культурой земледелия. Славяне являются и этническими и географическими наследниками земледельческой культуры Ариев – индоевропейцев, живших на Российской равнине.  Славянская культура земледелия имеет собственный цивилизованный облик и является зоной четвёртого «великого злака» (пшеница, рис, маис) – ржи. Возделывание ржи позволило освоить и обеспечить продовольствием зону экстремального земледелия в Северной Евразии. Земли у нас много и притом хорошей и плодородной [6, c-132].

Всё это даёт России шанс вернуться на мировой рынок не только в качестве энергетической сверхдержавы, но и в качестве аграрной. Россия вполне может занять первое место в мире по производству натурального, экологически чистого продовольствия.

Начинать возрождение русского сельского хозяйства необходимо с преодоления чудовищных последствий развала села, который начался с коллективизации 30-х годов 20 века и продолжился планами ликвидации «неперспективных деревень» в марте 1974 (предполагалось ликвидировать 114 тыс. сельских населённых пунктов из 143 тыс.).

Дело в том, что для русского типа экологической адаптации нехарактерно большое, кучное поселение. Русские привыкли жить просторно, небольшими деревнями. Под такой тип поселения подстроены черты национальной психологии, аграрная техника, формы социальности, организация религиозной жизни (деревня-мир-приход). В России 60% деревень насчитывали меньше 50 человек, а 20% меньше 15 человек.

Еще античные философы (Прокопий Касарейский) называли славян «спорами», т.е. «рассеянными» по земле племенами, которым надо много земли.

Обычная схема аграрного освоения русскими своей земли – это «починок» (временно обрабатываемая делянка), затем «хутор», потом деревенька, затем село, посад. А вот в 20 веке в России был закручен на уровне государственной политики прямо противоположный процесс – жителей малых деревень насильственно стали собирать в большие посёлки, малые города, где исчезают все социальные нравственные ограничители морали (пьянство, наркомания, морально-нравственная деградация).

Сейчас в России необходимо воссоздать нормальную динамику расселения народа от центра к периферии. И первым шагом здесь должно быть воссоздание малых деревень. Необходимо начать вторичную аграрную колонизацию России горожанами, многие из которых, со временем, сами захотят стать сельскими жителями.

Что для этого нужно?

- государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий;

- развитие и поддержание дорожной сети;

- восстановление малого судоходства;

- доступные средства связи;

- развитая энергетическая инфраструктура;

- не допускать развития «новых латифундий»;

- лизинг сельскохозяйственной техники;

- разрушение диспаритета («ножниц») цен;

- свобода доступа на рынки.

Есть еще одна опасность для развития России. Суть её состоит в следующем – это скупка земли иностранцами [9, c-74].

Мало кто из аналитиков обратил внимание на программы Китая и Индии скупки земель в других странах мира. Цели этих программ декларируются как простые, но вынужденные – Китай и Индия с их огромным населением крайне обеспокоены резким удорожанием продовольствия в мире. Этим странам своей земли уже не хватает, чтобы обеспечить миллиарды своих жителей продовольствием. Финансовые же ресурсы позволяют им начать массовые закупки сельскохозяйственных угодий в странах, где этой земли много. Их, прежде всего, интересуют наши российские земли. Здесь нам могут возразить правоведы, мол, у них ничего не выйдет, законы Российской Федерации запрещают иностранцам покупать сельскохозяйственные угодья. Но наша коррумпирования элита уже изобрела ряд способов, как обойти этот закон.

У России земли много. И очень много у России заброшенных пахотных земель, сёл, деревень. Вот на эти-то земли и нацелились наши «друзья»,  Китай и Индия. При этом свои планы они  аргументируют тем, что если  сами не можете наладить продуктивное товарное фермерство, то не ведите себя как собака на сене, продайте нам, ведь природа не терпит пустоты.

Освоение российских земель иностранцами уже началось. При этом они получают российское гражданство (даже русский язык не надо изучать при получении гражданства). Сколько земли уже продано иностранцам? Крупнейшим иностранным владельцем российской земли считается скандинавский инвестиционный фонд «Black Earth Farming» – 300 тыс. га. Для обхода закона была изобретена простая схема. Российскую пашню покупают их дочерние российские компании. Они даже ею формально управляют.

Точно неизвестно, сколько земли у иностранцев, так как такой статистики не ведётся, тем более что идёт полным ходом тайная скупка земли через подставных лиц.

В 2002 году был принят закон, разрешающий иностранцами брать землю в долгосрочную аренду. Этим законом иностранцы начали активно пользоваться. Китайцы вообще считают, что мы должны поделиться по-братски с ними своими несметными земельными ресурсами. Население России убывает по 1 млн. человек в год, поэтому русские сами уже не смогут рационально распорядиться своей землёй  в Сибири и на Дальнем Востоке. Китайские предприниматели кроме скупки земель через фирмы «дочки» используют ещё один вариант приобретение земли. Существуют паевые инвестиционные фонды (ПИФ) недвижимости. И если в таком фонде хотя бы один пай принадлежит российскому лицу, то вполне законно ПИФ может скупать землю. И при этом никого не волнует, что остальные пайщики этого фонда китайцы. Земля в России не дорогая, можно купить 1 га земли за 100 долларов. На сегодняшний день, по сути дела, Сибирь и Дальний Восток уже превратились в сырьевую колонию КНР. Осталось только официально оформить куплю-продажу земель.

В КНР 1,8 трл. д. валютных  резервов, значит, китайцы могут купить 18 млрд. га, т.е. 10 раз могут купить всю Россию.

У нас огромные земельные ресурсы, 402,6 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, и примерно одна десятая часть из них не используется. Значительный людской потенциал. Это люди, высвобождающиеся из других секторов экономики, из армии. Для того чтобы реализовать наш аграрный потенциал, нужно срочно принять ряд мер:

1) Упростить оформление земли и защитить права собственника;

2) Принять закон о торговле. Самую большую прибыль с продаж имеют торговые сети, затем переработчики и потом производители;

3) Необходимо продолжать политику по предоставлению льготных кредитов. Уже принято решение, что по проектам животноводства государство будет на 100% покрывать проценты по кредитам;

4) Поддержать тех, кто решился на переезд в село. Выделять им участки, давать льготные кредиты, направлять на переквалификацию;

5) Способствовать развитию конкуренции среди заготовителей, чтобы у крестьянина был выбор, кому продавать свой продукт;

6) Стимулировать производителей объединяться в кооперативы на уровне района. Тогда они смогут диктовать условия закупщикам, организовывать собственную переработку и поставлять продукцию в магазины.

Информация о работе Аграрная политика государства России и зарубежных стран