Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11,38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2,56].

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нэт.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

В фазе циклического спада Yj<Yg, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

 

 

 

Рисунок 3.1- Величины циклических дефицитов и излишков.

 

Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки, а угол наклона функции государственных расходов G - величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок, и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т' величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.[12,593].

 

 

 

 

 

 

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В  БЕЛАРУСИ

 

 Для определения эффективности  фискальной политики используются  различные показатели.

  Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.

 Он исчисляется как  отношение суммы налоговых поступлений  к величине ВВП или национального  дохода. Данный показатель не  является нормативным и различается  в зависимости от специфики  государства. Но при его увязке  с уровнем душевого дохода, норму  налогообложения можно использовать  для оценки меры жесткости  налоговой политики.

  Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.

 Для определения уровня  налоговой нагрузки на микро  и макроуровне используются следующие  показатели:

  • предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
  • эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
  • налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
  • уровень централизации финансовых ресурсов [10,291].

  На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003 г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990 г. В связи с этим в 2004 г. имел место профицит госбюджета [13].

 Бюджетно-налоговая политика  в Республике Беларусь как  целенаправленная деятельность  государства по определению основных  задач и количественных параметров  формирования доходов и расходов  бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом  экономической политики государства.

 Приоритетами налоговой  политики Республики Беларусь  по-прежнему остаются дальнейшее  упрощение налоговой системы, снижение  налогового давления на экономику  и улучшение налогового администрирования.

 Реализация намеченных  подходов осуществлялась в 2009 г. по следующим конкретным направлениям:

  • снижение ставок по следующим платежам в бюджет: сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - с 2 до 1 %; налога на приобретение автомобильных транспортных средств - с 5 до 3 %; местного налога на услуги - с 10 до 5 %;
  • установление единой ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле на отечественные и импортируемые товары в размере 5 %;
  • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение этого налога только на здания и сооружения [1,5].

  Существенные преобразования предусмотрены по налогообложению доходов граждан.

  Так, с 1 января 2009 г. осуществлен переход от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке на уровне 12 %. Одновременно для выравнивания условий налогообложения всех групп населения с разными доходами стандартный налоговый вычет увеличен до 250 тыс. рублей.

 Продолжается совершенствование  механизма взимания и уплаты  основных применяемых налогов  и сборов (НДС, налоги на прибыль  и доходы, экологический налог).

  Новым импульсом для развития малого и среднего бизнеса стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. 119, который усовершенствовал по всем основным направлениям упрощенную систему налогообложения.

 Были снижены ставки  налога при упрощенной системе  налогообложения; значительно расширены  критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных  ставок за счет распространения  их на всю территорию сельской  местности; установлены ежеквартальные  сроки подачи налоговых деклараций  и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему  без уплаты НДС; усовершенствована  методика определения средней  численности организаций; конкретизированы  иные элементы упрощенной системы  налогообложения.

 В целом снижение  налоговой нагрузки на экономику  в 2009 году составило 1,3 % к ВВП. В распоряжении субъектов хозяйствования осталось дополнительно более 2 трлн. рублей.

 К 2010 г. была обеспечена  подготовка проектов необходимых  решений, предусматривающих полную  отмену оборотных налогов, упразднение  ряда местных налогов и сборов (в частности, налога с продаж, налога на услуги, целевых сборов  из прибыли), реформирование ресурсных  платежей, отмену нормирования расходов  на маркетинговые, информационные  и консультационные услуги и  др.

  Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса. По сути, Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием.

  Налоговый кодекс Республики Беларусь стал единым, комплексным актом, который собрал воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов, и обеспечил прозрачный и стабильный механизм налогообложения.

 В условиях мирового  финансового кризиса бюджетная  политика Беларуси направлена  на обеспечение устойчивости  и бездефицитности бюджетов всех  уровней.

  Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволяет выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики и банковскую систему.

  Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.

  Основными направлениями бюджетной политики являются:

  • развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
  • переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;
  • совершенствование межбюджетных отношений;
  • формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);
  • оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;
  • приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами

  В прогнозируемом году основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является выход экономики страны на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, активизация процессов модернизации, структурной перестройки национальной экономики и повышение на этой основе ее конкурентоспособности.

  Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

 Объем ВВП за 2009 год  составил 100,2% к уровню 2008 года, производство  промышленной продукции – 97,2%, сельского  хозяйства – 101,3%, инвестиций в  основной капитал – 108,6%, объем  внешней торговли товарами и  услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском  рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года  к декабрю 2008 года).

  Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).

 Основными доходными  источниками консолидированного  бюджета были НДС, доходы от  внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного  бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет  обеспечено за счет налога  на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности. Взносы на государственное  социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, Таблица 4.1.

 

 

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 2008-2009 гг.

 

 

 Таблица 4.1

 Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета 2008-2009 гг., %Показатели  

2008

2009

Налоговые доходы – всего 

71,3

65,7

В том числе:

Налоги на доходы и прибыль 

71,3

15,3

В т.ч. подоходный налог 

6,4

6,9

Налоги на собственность 

3,1

2,6

Налоги на товары и услуги 

31,2

31,7

В т.ч. НДС 

17,4

19,2

Акцизы 

5,9

5,8

Налоговые доходы от ВЭД 

16,2

12,7

Взносы на государственное социальное страхование 

22,1

25,2

Неналоговые доходы 

6,6

9,1

Итого доходов 

100,0

100,0


Информация о работе Бюджетно-налоговая политика